Изменилось ли ваше отношение к прививкам после вспышки «омикрона»? Отвечают члены клуба «Сноб»
Андрей Макаревич, музыкант, художник, теле- и радиоведущий — Россия
Нет, не изменилось. Вакцинировался трижды и буду продолжать. А что, есть какие-то другие варианты?
Валерий Печейкин, драматург — Россия
Я собираюсь ре-ревакцинироваться. Мое отношение к прививке не изменилось. Ругать ее — это как обижаться на старый дисковый телефон за провод и отсутствие инстаграма. Вирус развивается быстрее, чем мы способны на него отреагировать. И это, увы, неизбежность: вирус маленький и быстрый, а люди большие и неповоротливые. Но, чтобы сделать обновленную вакцину, нужно быть живым. Простите за пафос, но нужно жить, чтобы победить смерть. Поэтому я обязательно сделаю бустерную вакцину. И всем советую.
Лена Де Винне, директор независимого аэрокосмического исследовательского центра — Германия, Бельгия, Россия
Я вакцинировалась «Спутником», как только появилась возможность.
Поскольку половину времени живу в Европе, вакцинировалась в сентябре «Джонсоном» (единственная признанная на Западе однокомпонентная вакцина) — чтобы иметь возможность свободного перемещения. В конце декабря ревакцинировалась «Спутником Лайт». Если бы не необходимость переездов по миру, делала бы только «Спутник». Судя по всему, что я вижу и читаю, «Спутник» — самая хорошая вакцина для людей среднего возраста без серьезных заболеваний.
Буду продолжать делать — в соответствии с рекомендациями. Вакцинацию от гриппа, кстати, тоже в Москве сделала — «Ультрикс». И пока не болела.
Эдуард Гурвич, литератор — Англия
Да, я получил три вакцины в минувшем году. И, уверен, это дало мне возможность жить с некоторой долей оптимизма в период пандемии и продолжающихся вспышек. Я предпочитаю ориентироваться не на то, что пишут в прессе, а на профессиональный взгляд. У меня есть такая возможность, потому что живу с доктором, работающим в английском госпитале. А тут, в Англии, такая мощная традиция — корпорация докторов со всего мира собирается еженедельно в интернете. Они постоянно общаются друг с другом, сидя в разных странах, делятся опытом и просто проводят практические занятия. В Лондоне с 27 января смягчается режим ношения масок. Из обязательного многое переходит в рекомендательное. И тут такое возможно — уровень самодисциплины граждан в целом высочайший. Для меня это мало что меняет, потому что мой доктор настоятельно советует мне маску не снимать.
Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам — Россия
Мое отношение к прививке не изменилось: я считаю, что вакцинироваться стоит. Если получится, как я планирую, ревакцинируемся с женой чем-то европейским в Италии, Турции, Сербии или еще где-то.
Елена Любимова, кандидат филологических наук, переводчик, писатель — Италия
Честно говоря, история с прививками от коронавируса напоминает мне один эпизод из «Ералаша» — когда мальчишка сходил уколоться за всех в классе, а потом один не заболел, пришел на урок, но не мог сесть. Я знаю тех, кто вакцинировался два раза «Спутником» и два раза Pfizer — везде нужен действительный QR. И знаю тех, кто готов тратить время и деньги на тесты, но точно не прививаться. Что называется, из крайности в крайность.
У меня всегда был медотвод от прививок, но от коронавируса я привилась и уже записалась на третью дозу, бустер. Просто потому, что надо жить с этим вирусом в буквальном и переносном смыслах. Несмотря на все эти теории заговора, «чипирование» и все такое.
Елена Шмидт, журналист-фрилансер, графический дизайнер — Германия
Очень актуальный вопрос! Я уже ревакцинировалась, так как мы собирались в Москву на Новый год и не хотели попасть в карантин в Германии по возвращении из поездки. А не будь этих планов, я бы уже задумалась, так как, в сравнении с «дельтой», «омикрон» гораздо мягче. Соответственно, я не волнуюсь ни за себя, ни за людей, которых могла бы заразить. Но вести активный образ жизни, ходить на работу, на тренировки и куда угодно в Германии сегодня можно только привитым и ревакцинированным, либо вакцинированным с экспресс-тестом. Последний вариант более хлопотный.
В общем так: я лично уже ревакцинирована, но мое отношение к прививке меняется. Я уже не считаю ее обязательной и необходимой, и вообще считаю эту историю про пандемию законченной. Сейчас мы проходим какой-то эпилог.
Желание выгодополучателей реализовать все маски, тесты, вакцины и медикаменты, все эти новые аксессуары последних двух лет начинает раздражать обывателя, он перестает бояться и начинает смеяться.
Лариса Бабкина, владелица риелторского агентства — Россия
Я летом сделала две прививки «Спутником». Никакой реакции не ощутила. В декабре заболела подтвержденным ковидом, пришел врач, сказал — у вас будет легкое течение, потому что вы привиты. В общем-то так и было. Похоже, на меня напал «омикрон». Мастер, который ремонтирует мою квартиру, болел в то же время тяжело, лежал в больнице, соседка без прививок перенесла новый вирус легче всех.
Мое мнение — ко всему надо относиться без фанатизма. Прививки делать, но не переусердствовать с ними. У меня сейчас официальный QR-код до конца года. Делать бустер в России не планирую. Единственное, что меня может подвигнуть на европейскую прививку, — страстное желание попасть во Францию к детям и внукам. Да и на лыжах в Альпах хочется покататься.
Елена Лейв, преподаватель, консультант — Германия
Мое отношение к прививкам не изменилось — мы по прежнему очень мало знаем, чтобы делать выводы.
На самом деле мы всей семьей прививаться не собирались. Средний сын до сих пор не привит. Вероятность заражения при нашем образе жизни мы считали довольно низкой. Что дает эта вакцина в плане плюсов и минусов — достоверных сведений нет.
Но нам так хотелось поехать в сентябре на море, что я приняла это решение. Можно было не прививаться — в самолет сажали и с тестами. Но меня категорически не устраивала перспектива отбывать карантин в гостиничном номере с заказанной едой в случае, например, ошибки в тесте. Поэтому мы с мужем привились.
Младший сын с невесткой тоже привился только из-за ограничений для непривитых в Германии. Старший сын привился из-за желания полететь на свадьбу к кузине, что без прививки невозможно.
Ревакцинироваться нам придется, так как иначе невозможно посещать практически все, что для нас важно. Даже в транспорте действуют правила 3G (привит, протестирован, выздоровел) — тестироваться каждый день для поездок было бы слишком трудно. Так что это решение практически исключительно из-под палки. Весь прошлый год во время локдауна жизнь была такой тусклой, что больше мы так не хотим. Мы можем лишь надеяться, что дальше вирус не будет таким свирепым и/или вакцины подействуют.
Борис Аронштейн, основатель и президент группы консалтинговых и переводческих компаний — Россия, США
Мое отношение к вакцинации, как биохимика по основной специальности, с того момента, как в мире появились первые международно признанные вакцины, остается неизменным: первичное и последующее (бустерное) вакцинирование позволяет не только в значительной степени снизить риск заболеваемости (в том числе и со смертельным исходом), но и распространение вируса в человеческой популяции. Это относится ко всем штаммам коронавируса, включая «омикрон». Я лично (поскольку в силу личных обстоятельств последние два года в основном жил в России) вакцинировался в марте прошлого года «Спутником», а при посещении США в сентябре прошлого года ревакцинировался вакциной Johnson&Johnson. В этом месяце планирую провести еще одну ревакцинацию вакциной Johnson&Johnson в Европе, сделав, таким образом, ревакцинацию регулярной и плановой.
Дмитрий Синочкин, главный редактор журнала «Пригород» — Россия
По вопросу о ревакцинации моя позиция не меняется. Я вакцинировался «Спутником» в мае, ревакцинировался «Спутником Лайт» в ноябре; основное время мы живем в режиме самоизоляции, работаем в формате удаленки. В город ездим пару раз в месяц. Это далеко не идеально, но терпимо. Не заразился, не болел. (Знакомые в городе — кто-то уже и по два раза.)
Страха болезни у меня нет, но позволить себе выкинуть из жизни пару недель я не могу, работа не позволяет.
Масочный режим, как и всех, раздражает, непоследовательность власти — бесит: городской праздник — пожалуйста, одиночный пикет — «скрытая форма массового мероприятия». Это не позволяет воспринимать навязанную систему запретов как адекватную. Значит, приходится выстраивать антиковидную стратегию самому.
Светлана Горченко, кандидат социологических наук, доцент — Россия
Меня с детства восхищают достижения науки. В космос полетели, интернет раскрутили, прививками укротили страшные эпидемии…
Могу признаться в своей некритичности — прививалась и буду прививаться. Зато теперь, гордо размахивая QR-кодом, хожу в свой любимый аквапарк, где свирепо сличают мои документы с паспортом, фото в паспорте — с предъявляемым лицом. Как на входе в секретную лабораторию.
Ревакцинироваться хотела бы «Пфайзером» («Спутником» — уже).
Сделала также в декабре прошлого года прививки от гриппа и от пневмококка (один раз и на всю жизнь — ради тренировки иммунитета). Не привьюсь, заболею, мне скажут: сама виновата, нечего теперь на бесплатное лечение претендовать. Логично? Привитым — не скажут.
Подготовили Никита Павлюк-Павлюченко, Татьяна Санькова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь