Артем Оганов: Я всегда сплю днем
На ежегодном совещании American Association for the Advancement of Science руководитель научной группы Мэтью Уокер из университета Беркли рассказал об эксперименте с дневным сном. 39 молодых людей разделили на две группы, примерно равные по умственным способностям. В первой половине дня всем давалась одна и та же задачка: нужно было запомнить имена и фамилии как можно большего количества людей (испытуемым выдавалось по сотне подписанных фотографий). Обе группы показали примерно равные результаты. В 14.00 одна группа отправлялась на полтора часа спать. В районе шести вечера обе группы получали по новой порции из ста фотографий, задача была прежняя — запомнить как можно больше лиц и имен. Те, кто не спал, справились значительно хуже, чем в полдень, в то время как выспавшиеся испытуемые серьезно улучшили свои показатели по сравнению с утренним тестом.
Объяснение этого кроется в специфике работы гиппокампа — части мозга, которая первой получает файлы оперативной памяти. К концу длительного периода бодрствования гиппокамп можно сравнить с переполненной электронной почтой, которая не может принять новых писем или получает их в ущербном виде. Во время второй фазы глубокого сна все полученные «письма» архивируются, отправляясь на постоянное хранение в префронтальную кору головного мозга. Таким образом, освобождается место для новых «писем» — и мы снова можем эффективно усваивать новую информацию.
Академическое значение этого исследования: наконец-то появилась внятная версия, зачем нужна вторая фаза глубокого сна. Кстати, Степан Пачиков уже высказывал похожую версию в блоге «Здоровье и молодость»: фактически то, что официальная наука доказала только сейчас, он сформулировал еще в 1968 году.
А на бытовом уровне мы получаем ценный совет — спать днем. Как это устроить, если не работаешь дома? Артем Оганов не видит препятствий: он предлагает последовать его примеру и оснащать офисы кроватями.
Мой дядя, замечательный художник, всю свою жизнь каждый день после обеда устраивает 15-минутный перерыв на сон. Он очень спортивный, очень подтянутый. Он заметил, что это очень хорошо повышает его работоспособность, но я долгое время не верил. А когда попробовал — убедился, что он абсолютно прав: в самом деле после этого работается где-то в полтора раза лучше. Если работа очень интенсивная, то часто бывает, что к обеду силы потихонечку садятся. Ну и стресс тоже добавляет. На весь день так сил может не хватить. Как выясняется, 15-20 минут сна (или даже не обязательно сна, просто расслабления) хватает, чтобы полностью вычеркнуть весь накопленный стресс и начать после обеда со свежими силами.
Выяснилось, что такого рода традиция существует в Китае и, по-моему, в Японии. Это было нормой в России до Петра Первого. Эту традицию пытался отменить Лжедмитрий, и это стало одной из причин его свержения. Русские люди обижались на него, что он после обеда не спит. Мне кажется, это очень хорошая традиция, зря ее отменили.
У себя в кабинете я поставил кровать. Каждый день я 15-20 минут на ней отдыхаю. Засыпать необязательно, в 90% случаев я просто глубоко расслабляюсь, но эффект как от глубокого сна. В лаборатории, где работают мои научные сотрудники, аспиранты, я поставил 5 кроватей. Я их купил на гранты, чтобы каждый из них мог иметь свою кровать и возможность после обеда спать.
Они так и делают. Сейчас я собираюсь повесить в лаборатории гамак. Но это еще не все. На свои деньги я купил массажное оборудование, чтобы ребята могли иногда восстанавливать силы. Они это обожают. Я не могу сказать, что они спят каждый день после обеда, как я, но научную литературу они всегда читают в лежачем положении. Моей лаборатории завидуют все остальные!
Я знаю, что на Манхэттене есть специальное спа, где можно поспать днем (и даже не одно, а целая сеть «сонных спа» — блог «Здоровье и молодость» уже писал о них . — Прим. ред.). Стоит довольно прилично — 20 долларов за полчаса в «сонной капсуле», но, думаю, бизнес у них идет. Аналогичные капсулы стоят в офисе Google (эта компания вообще известна своим человеколюбием).
Есть только одна небольшая опасность. Если вы войдете во вкус, и у вас вдруг не будет возможности поспать днем, после обеда у вас будет неумолимая усталость. Когда я разъезжаю с лекциями, у меня нет возможности делать перерывы, и после обеда я становлюсь похож на сомнамбулу. Зимой мне нужно было поехать в Новосибирск, где была целая серия лекций. В итоге мне пришлось попросить разрешения на короткий послеобеденный сон в кабинете.
И конечно, это очень важный метод борьбы со старением. Мне 35 лет, а все спрашивают, на каком я курсе.
А какой у вас способ «перезагрузиться», если чувствуете, что голова начинает хуже работать?