Мой дорогой мобильник. Завершение истории о роли смартфона в жизни подростков
Как я и ожидала, тема мобильного телефона оказалась для современных родителей весьма актуальной. После публикации истории о Лизе и ее маме я получила и опубликовала в трех отдельных постах множество интересных писем уважаемых читателей: они здесь, здесь и здесь. Окончание истории Лизы — здесь.
Теперь, в заключение, хочу поговорить о «теории» вопроса.
Я буду немного утрировать и заранее прошу за это прощения у читателей, но на данный момент из моей поликлинической и отчасти онлайн-практики сложилось ощущение, что собственный мобильный телефон не только выступает основной материальной ценностью у большинства современных детей и подростков, но и одновременно служит основным механизмом родительских угроз и манипуляций:
- «Я тогда этот телефон у тебя вообще отберу».
- «Будешь с кнопочным телефоном ходить».
- «У меня там контроль стоит — не больше двух часов в день, но он его постоянно снимает».
- «Всю ночь с телефоном под одеялом, я прихожу, отбираю».
- «Учебу совсем запустила, я интернет в телефоне вырубил».
- «Стал мне хамить и школу прогуливать, ну и какой при таких обстоятельствах новый мобильник? Пусть походит со старым, с разбитым экраном, подумает о своем поведении».
Это обычные родительские фразы, которые я слышу на приеме. У меня уже давно сложилось стойкое впечатление, что во многих семьях на тему мобильных телефонов идет постоянная позиционная война — с перемириями и обострениями, с обходными маневрами и ретирадами, отчаянными атаками и контратаками. Война на истощение моральных ресурсов обеих сторон. Начинают и активно ведут эту войну, разумеется, родители. Формально побеждают в конечном итоге всегда подростки. Но в реальности победивших нет, только проигравшие, потому что на собственно ведение (иногда годами!) военных действий тратятся силы и время, а первой и главной их жертвой становятся отношения в семье.
Аргументы, которые родители приводят в пользу ведения этой войны (я не могу иначе, потому что…):
- Если позволить ему играть в эти игры без ограничений, он становится нервным, капризным, с ним вообще ни о чем нельзя договориться.
- Либо телефон, либо учеба, меры он сам не знает, и иначе, чем я все это (через его протест) контролирую, у нас не получается.
- Эти телефоны для того и придуманы, чтобы делать наших детей дебилами, и, разумеется, я своих детей от этого по возможности ограждаю.
- Если дать ей волю, она не выпускает телефон из рук даже за столом и в туалете, и это, конечно, вредно для здоровья — для глаз, осанки, нервной системы. Ребенок всего этого не понимает, следовательно, я должна реагировать, я взрослый человек.
- Телефон и интернет в целом препятствуют нормальному развитию и обучению — оттуда потоком льются всякие глупости и вредности в виде роликов, рекламы, социальных сетей и проч., и я не могу допустить, чтобы мой ребенок во все это погружался.
- Уходя в виртуальный, во многом иллюзорный мир, современные дети практически утрачивают контакт с миром реальным и теряют опору в нем, начинают скучать и не замечают всего прекрасного и интересного, что в нем есть. Это неприемлемо.
Как видим, это содержательные аргументы, и просто отмахнуться от них нельзя. Легко прекраснодушно воскликнуть (и иные мои коллеги так и поступают): ах, ну давайте же скорее прекратим воевать и все будем на стороне ребенка (подростка)! Раз им так почему-то важен этот мобильный телефон, так дадим же им его — и все, война окончена!
Увы, так просто почему-то у большинства семей не получается.
Именно поэтому, на мой взгляд, тут и нужен анализ. Или хотя бы его попытка. Итак, функции мобильного телефона сегодня, по мнению подростков (информация собрана и обобщена мною):
- Я с помощью его общаюсь со всеми своими друзьями. Если его нет (отобрали), невозможно даже договориться пойти гулять с подружкой в реале.
- Хороший телефон — это статус, если у тебя его нет или он какой-то совсем отстойный, то ты в группе сверстников становишься как бы неполноценным. Если телефон средненький, то в общем все в порядке.
- Я с помощью телефона, между прочим, учусь. Даже домашнее задание без него не узнать. Не говоря уже о том, чтобы найти какую-то информацию по уроку.
- Просто уткнуться туда и чтобы все от тебя отстали, никого не видеть и не слышать.
- Мой телефон — часть меня, как рука или нога. Родители этого совсем не понимают. Но ведь не стали бы они отбирать у меня руку или глаз?
- Телефон — вход, ключ доступа в другой, виртуальный мир. Чем выше у тебя уровень доступа, тем больше благ того, другого мира тебе доступны.
- Телефон — это еще и просто красиво. Самое совершенное из того, что может быть в личном владении у подростка. Вы вообще понимаете, какие возможности у современного айфона? Это почти как волшебная палочка Гарри Поттера.
- С помощью телефона я могу найти «своих», даже если они живут в Аргентине.
- Телефон и поисковые системы помогают разобраться в том, как на самом деле устроен мир — я часто просто так ищу, читаю и поражаюсь, как много в нем всего интересного, чего ни я, ни родители, ни даже учителя не знаем.
- Мы с друзьями так общаемся — вместе смотрим что-то с телефона, а потом обсуждаем.
- А как же без телефона играть в компьютерные игры?
- Я не могу жить без музыки. Телефон и наушники всегда в кармане.
- Это доступ к моему другому «я». К той, которую я придумала и которая живет в соцсетях. Мы с ней как две стороны одной медали. Я ролики снимаю, у меня есть свой канал и подписчики.
- Только через телефон можно в любой момент дня и ночи найти поддержку и понимание, когда тебе трудно. Друзья все время учатся с репетиторами, а родители всегда заняты или говорят не о том, что мне важно.
Функции мобильного телефона у ребенка или подростка, по мнению родителей:
- Отвлекать от учебы.
- Залипать в компьютерных играх.
- Смотреть дурацкие ролики.
- Слушать одуряющую музыку.
- Смотреть и получать информацию про всякое вредное: наркотики, порнографию, суицид и т. д.
- Бесконечно болтать ни о чем с подружками.
- Да, конечно, можно искать информацию для эссе или реферата по учебе, но сколько часов от общего телефонного времени он этому уделяет?
- Смотреть манги и аниме — кажется, их специально снимают так, чтобы на них подсаживать подростков.
- Просто уткнуться туда, чтобы все от тебя отстали, никого не видеть и не слышать.
- Бесконечно скроллить ленту в социальных сетях — это как будто все время заглядываешь в чужие окна, а своей жизнью не живешь.
Вот из этих двух списков нам и надо выстраивать на практике какой-то компромисс. Согласитесь, что это нелегко даже на беглый взгляд.
Кстати, вы нашли единственный общий пункт в обоих списках? Увы нам, на его основе ничего не выстроишь.
Примерный план может быть такой:
- Осознать и назвать проблему. Обозначить желание прекратить военные действия.
- Внимательно, вместе с ребенком (подростком) изучите вышеприведенные списки. Определите, что из этого относится к вашей ситуации. Проговорите ваши личные страхи. Подросток делится своими страхами, желаниями, стремлениями.
- Проведите серию экспериментов по изменению текущей политики, жестко фиксированных по времени, с совместным анализом полученных результатов. По интересующим вас показателям: успеваемость, здоровье, сон, прогулки, общение, помощь по дому, моральный климат — и всему, что для вас важно. Сделайте выводы. На основе полученного материала выработайте новую стратегию.
Бонус: за время выполнения трех пунктов ваши отношения с ребенком неизбежно поменяются.