Иллюстрация: Veronchikchik

Предыдущую часть читайте здесь: «Мало в детстве били». Когда старшие не авторитет — это поколенческое явление или новая норма?

Сегодня, уважаемые читатели, продолжим тему, поднятую в прошлом материале, — о том, что старая, традиционная система поколенческой иерархии очевидным образом дает сбои. Дети и особенно подростки отказываются выполнять указания старших по принципу «ты должен это сделать просто потому, что я старше и я тебе так сказал». Они часто задают вопрос: «А почему я должен?»

Что на него ответить?

Частные ли это сбои или мы имеем дело с «новой нормой»?

Спасибо всем за ваши отклики. Я разместила их в своем блоге в материале «Люди пишут письма-12», и вы сможете их там прочесть. Здесь же давайте попробуем порассуждать и сделать какие-то обобщения на основе ваших и моих соображений.

Первое, что сразу хочется отметить после прочтения писем: никакого даже приблизительного единодушия читателей не наблюдается. Скорее наоборот: мнения расположены по всему полукругу, в диапазоне 180 градусов. Причем я бы выделила два отдельных вектора.

Первый. Тут согласие или несогласие с тем, что что-то вообще меняется. Некоторые читатели в своей профессиональной или личной жизни отчетливо видят тренд: да, действительно, ситуация меняется, нынешние дети и подростки существенно отличаются от своих сверстников предыдущих эпох. Но кто-то говорит: да бросьте, ничего не изменилось, всегда так было, всегда молодежь бунтовала и отрицала авторитеты, еще у Гесиода и даже раньше — на глиняных табличках — об этом было написано. Мне самой очень интересным показалось, скажем так, «промежуточное» мнение, высказанное одной из читательниц. Оно заключается в том, что дети и подростки остались прежними, традиционно бунтующими против авторитетов. А вот что существенно эволюционировало, так это репрессивные механизмы и общественное отношение к ним. Например, многие сегодняшние дети не боятся никаких, еще недавно (лет 30–50 назад) казавшихся грозными школьных репрессий: ни двойки, ни вызов к директору, ни даже исключение из школы их особо не пугают. Поэтому и ведут они себя и свое отношение формируют соответственно.

Второй. Он описывает отношение к происходящему среди тех, кто согласен с тем, что что-то вообще происходит. Здесь разброс на все те же 180 градусов. От «да, новое поколение действительно не признает слепо и безоговорочно авторитетов родителей и учителей, и это прекрасно, наконец-то мы вырастили свободных людей с достаточным личным самоуважением» до «да, они нас не уважают, мы сами вырыли себе яму, все рушится, и это ужасно».

Давайте рассмотрим основные аргументы обеих сторон.

Сторона первая: ничего страшного не происходит, все хорошо и закономерно.

  1. В традиционном обществе любой взрослый действительно знал и умел больше, чем любой ребенок и подросток. Сейчас в связи со стремительной цифровизацией и виртуализацией всего ситуация изменилась, и предыдущие поколения, в том числе, увы, и школьные учителя, и родители, во многом отстают от детей, быстро и ловко все это осваивающих. За что же им теперь старших уважать?
  2. Репрессивные методы традиционного общества подавляли в детях все самое ценное: свободу, креативность, уважение к себе, способность мыслить незашоренно. Хорошо, что это наконец осталось в прошлом: теперь есть надежда на будущее, в котором каждый человек будет не «винтиком», а максимально самореализованной единицей.
  3. Вообще-то есть эволюция общества. Сегодня она вот такая — как против нее попрешь? Цепляться за старое и плакать по «хорошему, понятному прошлому», когда каждый знал свое место и на ребенка, задающего вопрос «а почему я должен?», можно было просто «шикнуть», — это несомненно глупая потеря времени. Надо приспосабливаться к тому, что есть, и находить в этом свои положительные стороны, которые безусловно есть.

Сторона вторая: воспитывая поколение, не признающее никаких авторитетов, мы рубим сук, на котором сидим.

  1. То, что они (современные дети и подростки) знают и умеют больше взрослых, — вредная иллюзия, которую развивают в детях и подростках реклама и общество потребления в целом. Жизненный опыт и умение обобщать, длительное систематическое образование не заменишь ничем. Знания, которые хранятся в Википедии, надо еще как-то осмыслить и научиться ими пользоваться. А это вовсе не врожденная способность и она совершенно не конгруэнтна умению быстро нажимать на кнопки.
  2. Иерархичность общества, четко осознаваемая всеми его членами, — основа его устойчивого функционирования. Альтернатива — хаос и анархия. Достижение любой цели требует иерархии, начало и принципы при этом закладываются как раз в школе и в семье. В письме одной из читательниц, придерживающейся этой точки зрения, есть интересный образ. Когда корабль плывет в океане в порт назначения, все подчиняются капитану — в этом залог выживания судна и достижения цели. Никакой необходимости в иерархии нет только тогда, когда корабль никуда не плывет и стоит в порту.
  3. Отсутствие четкой иерархии вредно в первую очередь для самих детей. Они берут на себя то, что им явно не по силам, истощаются и невротизируются. Современное общество со своим якобы гуманизмом изощренно жестоко лишило детей опоры в лице надежного и умного взрослого авторитета, который можно безоговорочно уважать и за которым во многом можно просто следовать, особо не рассуждая. Вырастая, нынешние дети и сами не смогут стать такими взрослыми уже для следующих поколений.

И наконец рассмотрим советы и рекомендации для Виктории по поводу ее сына от наших читателей. Они, естественно, тоже разноплановы.

К чести читателей «Сноба», никто за идеей «просто мало били» не последовал, и вообще репрессивная тема в письмах развита слабо.

Есть рекомендация продолжать искать значимого взрослого, который все-таки сумеет стать для юноши авторитетом и повести его за собой.

Есть мысль поточнее познакомить сына Виктории с законом «причин и следствий». Должен ты или не должен, но, если ты желаешь получить что-либо от нас или мира, тебе придется соблюдать правила. А правила устанавливают старшие, как бы ты к этому ни относился.

Еще есть идея, что парень несомненно талантливый (побеждает на олимпиадах), а такие люди всегда общественно не слишком удобные — не надо пытаться его переделать, лучше дать ему возможность идти своим путем и совершать ошибки.

Еще раз большое всем спасибо за ваши интересные и оригинальные мнения и за истории из жизни, которые я всегда читаю с большим интересом.