Дать подходящие темы

С чего начинается любая писательская активность? С выбора темы. Ребенку лучше предложить сразу несколько. Пусть он их спокойно прочитает и оценит, потом поделится своими мыслями и эмоциями и остановится на одной теме. И если для своего первого текста ребенок выберет тему: «Что бы я делал, если бы у меня была безлимитная банковская карта?», — не спешите требовать от него чего-то более серьезного. Для начала нужно разбудить интерес, желание и готовность писать.

Перевести письмо в цифровой формат

У современных детей часто возникает совершенно естественный вопрос: зачем писать рукой? Школьники действительно не видят необходимости в шариковой или гелевой ручке, ведь все тексты, которые им попадаются, или напечатаны, или находятся на дисплее телефона/компьютера.

Здесь можно применить принцип «кто нам мешает — тот нам поможет». Предложение написать, например, о недавнем футбольном матче или о любимом супергерое, на компьютере или телефоне, меняет отношение ребенка к задаче составить историю. Мой ученик однажды придумал написать текст о самом умном человеке на свете, и, когда я разрешил ему писать в цифровом формате, решил продолжить тему. Итогом стал сборник текстов о «самых-самых» людях мира. Казалось бы, ничего необычного: я увидел интерес ребенка и разрешил ему писать так, чтобы было удобно. Но иногда нам, взрослым, бывает сложно перестроить свой взгляд и посмотреть на происходящее глазами детей.

Писательская практика в таком формате помимо прочего дает возможность познакомиться с цифровыми сервисами, которые помогают отредактировать текст в режиме подсказок и сделать его более читаемым, определяют понятность текста для читателя, предлагают игры, развивающие писательские навыки.

Начать с подготовки

Согласитесь, сесть и сразу начать писать сложно даже взрослому, не то что ребенку. Поэтому после выбора темы ее нужно обсудить, вспомнить подходящие истории и рассказать их друг другу. Можно почитать тексты, по форме и смыслу похожие на те, что предлагается составить, — особенно на начальном этапе обучения. И подумать, как можно передать ту или иную тему.

Нужно внимательно слушать ребенка и быть готовым к ответам «не знаю» или «я пока не придумал». Хороший способ помочь — задавать наводящие вопросы в тех случаях, когда ребенок говорит: «Я не знаю, о чем еще написать». Я встречал попытки подготовить детей к письму «сверху»: сначала рассказать, как устроена история (экспозиция — завязка — развитие — кульминация — развязка — эпилог), а потом по частям написать текст. Но для детей это слишком сложно, по крайней мере до восьмого класса. Нам важнее само «писательское состояние» и желание направить поток мыслей в текст. Схематизация и рамки для этого не очень подходят.

Человек выражает себя в комфортных условиях. То же касается и писательской практики. Если ребенок хочет писать не за столом, а в кресле или на диване — пусть пишет. И если пишет цветным фломастером, в этом нет ничего странного. Главное, что ему удобно и ничего не мешает.

Быть причастным

Когда взрослый делает что-то вместе с ребенком, ценность этого занятия и самого взрослого в глазах ребенка повышается. А теперь представьте: родители все время говорят, как полезно читать, но сами не читают. Какое мнение формируется у ребенка? Его заставляют делать то, без чего можно обойтись, и убеждают в важности этого действия. То же касается писательских практик: родитель, который пишет вместе с ребенком, показывает, что это важное дело. Хорошее продолжение — прочитать друг другу получившиеся тексты и обсудить их, поделиться мыслями и эмоциями, пофантазировать, как можно повернуть историю по-другому.

Чтение помогает письменной речи, поэтому увлекать детей писательскими практиками можно и нужно при помощи чтения. Когда в семье родители обсуждают, что читают и что собираются прочитать, делятся впечатлениями о книгах и героях, фильмах по ним, ребенок усваивает примеры поведения взрослых и следует им. Мне знакома одна семья, в которой папа каждый день читает перед сном. И читает книги по педагогике и личностному развитию. Оба ребенка последовали его примеру и с седьмого класса читают весьма серьезные книги таких авторов, как Карнеги и Берн, а также читают о школе и воспитании детей. Просматривая эссе этих детей, я видел пример культуры выражения собственной мысли. Exemplis discimus (лат. «Мы учимся на примерах») — одно из главных правил педагогики и развития.