![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
8 исторических рекламных плакатов — выбор Галины Дударь, креативного директора выставки «145 лет рекламе. Культурное наследие»
С 11 по 22 ноября в ГУМе проходит выставка «145 лет рекламе. Культурное наследие», для которой Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Музей рекламы собрали редкие экземпляры отечественных рекламных иллюстраций XIX–XX веков. Специально для «Сноба» креативный директор экспозиции Галина Дударь выделила восемь самых интересных работ и рассказала, почему считает их «объектами культурного наследия»
![А. С. Соборова «Неделя охраны материнства и младенчества», 1923 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/b43727a0-1dd9-43a2-a546-17d3ac62d1fe.jpg)
Интересная композиция, персонажи с выразительными лицами, лозунги. Это плакат создан известным художником и книжным графиком Александрой Соборовой. Кстати, в 20-е годы ХХ века она много работала над росписью специальных агитпоездов.
![В. И. Россинский. «Календарь Москвички». Издание Т-ва «Брокар и Ко», 1914 год. Из личной коллекции художника Елены Артовой](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/fe004cb6-7a07-4617-b241-498e372fbfdb.jpg)
«Календарь Москвички» — это очень интересный рекламный ход, который связал творчество художника Владимира Россинского и «Брокар» на долгие годы. На календаре — 12 месяцев и 12 видов продукции бренда. Владимир Россинский тут выступил не только как художник, но и как копирайтер — автор рекламных текстов и маленьких стихов. Вот, например, как на открытке звучит сентябрь: «Сентябрь. Москва. Картина та ж, // Покинут Юг чудесно-тихий, // Опять в мечтах ― “Брокаръ”, Пассаж, // Покупки и счета портнихи».
![С. Я. Сенькин. Композиция «РАБИС», 1920–1921 годы. Из коллекции Музея Людвига, Кёльн](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/c46a4e78-1b7d-43cf-9bfa-f69661f42e3a.jpg)
Если бы на этой картине не упоминался бренд, мы назвали бы ее произведением искусства. А так — с упоминанием «РАБИС» (Союз работников искусств. — Прим. ред.) — это пример прекрасного продвижения бренда.
![П. П. Соколов-Скаля «Челюскинцам и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!», 1934 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/02127270-3a8d-4404-9002-cedcd95226e0.jpg)
Павел Соколов-Скаля — народный художник РСФСР, мастер исторической и батальной живописи. Особенность этого плаката заключается в его теме — мужество челюскинцев и летчиков-спасателей — и технике исполнения — коллаж. Изображено несколько эпизодов экспедиции Отто Шмидта и операции по спасению их команды. Хочется разглядывать каждую сцену отдельно.
![Неизвестный автор «Пьянство есть корень всякого зла…», 1884 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/c035c88e-948c-494b-9a26-7df6d65fabef.jpg)
Пример отличной работы копирайтера и художника — самый настоящий комикс XIX века: «…Нет не лень, неправда! // Знает целый свет: // Пьянство есть начало // Корень всяких бед…»
![Л. Ф. Голованов «Красной армии — слава!», 1946 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/47b0b56a-12cf-4968-b7d7-8f9445c88e1e.jpg)
Плакат в плакате — прием сам по себе любопытный. Но еще интереснее, что герой этой работы не собирательный образ, а реальный человек — участник Великой Отечественной войны, снайпер Василий Голосов.
![Неизвестный автор. «Голубое мыло для стирки белья “А. М. Жуков”». ок, 1896 год Санкт-Петербург, Российская империя](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/abec6d1f-89f6-4424-b40c-c4957074f996.jpg)
С точки зрения дизайна, визуальной запоминаемости и эстетического восприятия это шедевр рекламного плаката XIX века. Здесь все очень четко заявлено: и сам продукт, и название бренда, и даже территориальная принадлежность — герб Российской империи. Жаль, что нет информации об авторе.
![Б. Л. Старис «12 апреля 1961 года. Сказка стала былью», 1961 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/1d810a83-ca53-4168-bea5-db6e5e9deae5.jpg)
Юрий Гагарин действительно воспринимался как народное достояние. Плакат Бернгарда Стариса вышел на следующий день после старта полета космонавта. Дизайн — классика стиля «соцреализм». Интересны черно-красно-бело-коричнево-голубая цветовая гамма, шрифт и образность.
Увидеть больше экспонатов можно на сайте выставки «145 лет рекламе. Культурное наследие».