А. С. Соборова «Неделя охраны материнства и младенчества», 1923 год
Фото: пресс-служба
А. С. Соборова «Неделя охраны материнства и младенчества», 1923 год

Интересная композиция, персонажи с выразительными лицами, лозунги. Это плакат создан известным художником и книжным графиком Александрой Соборовой. Кстати, в 20-е годы ХХ века она много работала над росписью специальных агитпоездов.

В. И. Россинский. «Календарь Москвички». Издание Т-ва «Брокар и Ко», 1914 год. Из личной коллекции художника Елены Артовой
Фото: пресс-служба
В. И. Россинский. «Календарь Москвички». Издание Т-ва «Брокар и Ко», 1914 год. Из личной коллекции художника Елены Артовой

«Календарь Москвички» — это очень интересный рекламный ход, который связал творчество художника Владимира Россинского и «Брокар» на долгие годы. На календаре — 12 месяцев и 12 видов продукции бренда. Владимир Россинский тут выступил не только как художник, но и как копирайтер — автор рекламных текстов и маленьких стихов. Вот, например, как на открытке звучит сентябрь: «Сентябрь. Москва. Картина та ж, // Покинут Юг чудесно-тихий, // Опять в мечтах ― “Брокаръ”, Пассаж, // Покупки и счета портнихи».

С. Я. Сенькин. Композиция «РАБИС», 1920–1921 годы. Из коллекции Музея Людвига, Кёльн
Фото: пресс-служба
С. Я. Сенькин. Композиция «РАБИС», 1920–1921 годы. Из коллекции Музея Людвига, Кёльн

Если бы на этой картине не упоминался бренд, мы назвали бы ее произведением искусства. А так — с упоминанием «РАБИС» (Союз работников искусств. — Прим. ред.) — это пример прекрасного продвижения бренда.

П. П. Соколов-Скаля «Челюскинцам и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!», 1934 год
Фото: пресс-служба
П. П. Соколов-Скаля «Челюскинцам и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!», 1934 год

Павел Соколов-Скаля — народный художник РСФСР, мастер исторической и батальной живописи. Особенность этого плаката заключается в его теме — мужество челюскинцев и летчиков-спасателей — и технике исполнения — коллаж. Изображено несколько эпизодов экспедиции Отто Шмидта и операции по спасению их команды. Хочется разглядывать каждую сцену отдельно.

Неизвестный автор «Пьянство есть корень всякого зла…», 1884 год
Фото: пресс-служба
Неизвестный автор «Пьянство есть корень всякого зла…», 1884 год

Пример отличной работы копирайтера и художника — самый настоящий комикс XIX века: «…Нет не лень, неправда! // Знает целый свет: // Пьянство есть начало // Корень всяких бед…»

Л. Ф. Голованов «Красной армии — слава!», 1946 год
Фото: пресс-служба
Л. Ф. Голованов «Красной армии — слава!», 1946 год

Плакат в плакате — прием сам по себе любопытный. Но еще интереснее, что герой этой работы не собирательный образ, а реальный человек — участник Великой Отечественной войны, снайпер Василий Голосов.

Неизвестный автор. «Голубое мыло для стирки белья “А. М. Жуков”». ок, 1896 год Санкт-Петербург, Российская империя
Фото: пресс-служба
Неизвестный автор. «Голубое мыло для стирки белья “А. М. Жуков”». ок, 1896 год Санкт-Петербург, Российская империя

С точки зрения дизайна, визуальной запоминаемости и эстетического восприятия это шедевр рекламного плаката XIX века. Здесь все очень четко заявлено: и сам продукт, и название бренда, и даже территориальная принадлежность — герб Российской империи. Жаль, что нет информации об авторе.

Б. Л. Старис «12 апреля 1961 года. Сказка стала былью», 1961 год
Фото: пресс-служба
Б. Л. Старис «12 апреля 1961 года. Сказка стала былью», 1961 год

Юрий Гагарин действительно воспринимался как народное достояние. Плакат Бернгарда Стариса вышел на следующий день после старта полета космонавта. Дизайн — классика стиля «соцреализм». Интересны черно-красно-бело-коричнево-голубая цветовая гамма, шрифт и образность.

Увидеть больше экспонатов можно на сайте выставки «145 лет рекламе. Культурное наследие».