
«Это форма коллективной молитвы». Юрий Сапрыкин и Артем Калашьян — о «Выкса-фестивале»

Лейтмотив прошлого «Выкса-фестиваля» — вопрос «Вы откуда и куда?». Если подводить итоги-2024, удалось ли на него ответить?

Юрий Сапрыкин: Мне кажется, это не тот вопрос, который требует окончательного и однозначного ответа. Это, скорее, направление движения. Прошлый фестиваль был сфокусирован на аспектах выксунской идентичности: что такое этот город, что в нем замечательного, чем можно гордиться, что должен вспоминать человек, когда слышит слово «Выкса»? Вокруг этого силами искусства фестиваль разыгрывает истории, позволяя к ним подцепиться. Дальше, дорогой зритель, ты можешь продолжать отвечать на этот вопрос и находить свои варианты ответа уже без посторонней помощи.
Ваша цитата: «Для того, чтобы возник фестиваль, у которого будет продолжительный и заметный след, нужно, чтобы коллективная мечта возникла». Как, по сравнению с прошлым годом, эта мечта скорректировалась?

Сейчас мечта такая, чтобы фестиваль прошел.

Артем Калашьян: С одной стороны, Выкса — город небольшой, со свойственной регионам инертностью… А с другой стороны, с надеждой. Здесь много классных людей, которых редко встретишь в мегаполисе, потому что Выкса живет по каким-то другим законам. Моя мечта — это перелом от чувства смирения с тем, что ты ничего не поменяешь, к чуду, которое происходит на фестивале. Когда мы стали заниматься «Выкса-фестивалем» в 2020 году, перед глазами был пример городов, живущих фестивалями, как Манчестер или Эдинбург, когда подготовка к ним — общее дело всех жителей. Но когда мы попытались с ходу внедрить такой принцип, вовлечь жителей в перформансы и другие события в качестве соавторов, то стали автоматически подтягивать форму, которую сами считаем достойной. То есть, положа руку на сердце, участие горожан было во многом декоративным.
Спустя 5 лет мне кажется, что надежда стала материализовываться. Несколько проектов фестиваля полностью делаются местными продюсерами, с пониманием контекста: и местного, и общекультурного. В этом году мы снимаем фильм про поколение (назовем его поколение «Ы»), выросшее на фестивале. Получается, фестиваль на город влияние оказал, люди втянулись и теперь начинают делать что-то самостоятельно. По масштабу, по остроумности, по участникам «Выкса-фестиваль» гораздо интереснее, чем многие большие фестивали. Есть планы, чтобы центробежная сила вокруг фестиваля развивала и выксунскую агломерацию, которая находится на стыке трех областей: Нижегородской, Владимирской и Рязанской — и является каким-то живущим по своим правилам Лихтенштейном.



В общем, мечта заключается в том, чтобы... Нет, ладно, не буду обострять. По опыту конца нулевых — начала десятых я не очень хорошо отношусь к фестивализации локальной жизни. Как это обычно бывает? Приехал десант из Москвы, привез артистов (в зависимости от десанта, простецких или изысканных), уехал и оставил все как есть. Почему Выкса — это другое? Потому что фестиваль — это пик системной работы, которая идет весь год силами не столичного десанта, а выксунцев, для которых это стало важной частью жизни.
Сказал, что не хочу обострять, но все-таки попробую проговорить эту мысль. На самом деле мечта в том, что когда-нибудь — извините, если прозвучит провокационно, — московские кураторы станут не нужны, что фестивально-концертно-культурная жизнь в Выксе будет самовоспроизводиться и настраиваться в выксунской оптике. Боже упаси, мне все очень нравится, и я не хотел бы, чтобы Артем куда-то делся, да и сам бы не хотел никуда деваться, но в отдаленной перспективе было бы идеально, чтобы из фестиваля выросла устойчивая институция, которая жила бы вне зависимости от того, кто ее делает и в каком городе эти люди живут.
Прошлогоднее выступление Хаски и Славы КПСС вызвало противоречивые отклики у местных жителей. Взрослые выксунцы неоднозначно отнеслись к экспрессивным концертам рэперов. «Новые добрые» и «СмешBand» в музыкальной программе — попытка сделать фестиваль более семейным?

Появление «СмешBand» связано с тем, что Артем случайно попал на их концерт и пришел в полный восторг. А я прочитал пост Дмитрия Горшенина в канале «Рембодлер» про «новых добрых», с которого и пошло это выражение. Так стало понятно, из чего складывать долго не складывающуюся программу главной сцены.

«Выкса-фестиваль» ищет новые формы. Безусловно, мы стараемся найти мостик к аудитории. Например, в 2022 году делали концерт Shortparis в автобусном парке, в выступление были интегрированы интервью работников, а слесарь гаража, в прошлом барабанщик, играл с группой… А Женя Борзых вместе с ансамблем N’caged пели вместе с выксунскими кузнецами в фантазийном пространстве спортивного зала. Но при этом в тот же год мы провели концерт Агутина, понимая, что обращаемся к более широкой аудитории.
Но я за эксперимент, у нас все-таки в первую очередь не день города, а фестиваль современного искусства, которое аудиторию... в хорошем смысле провоцирует и будоражит. Наша задача — выйти из шаблона тихой жизни в глубинке. Бывший куратор фестиваля Олег Шапиро говорил, что в Выксе у тебя отец — металлург, дед — металлург, ты родился — и ты металлург, даже еще не родился, но тоже уже металлург. Вот почему многие из города уезжают, говоря: «Не хочу на завод, хочу чем-то другим заниматься». Мы хотим предложить что-то другое.
Возвращаясь к надежде: почему музыкальные фестивали так популярны? Ну, придут люди. Ну, поиграет музыка… Я спрашивал про это своих коллег по цеху — и мы пришли к выводу, что, наверное, это форма коллективной молитвы: когда все испытывают чувство единения. Нам кажется, что это нужно и здорово.
Кстати, впервые за историю фестиваля он развернут к жителям настолько, насколько возможно. На одном из мероприятий формата «Печа-куча» (в переводе с японского, «болтовня» — неформальная вечеринка с докладами и презентациями. — Прим. ред.) я рассказывал, почему занимаюсь фестивалем. В конце из зала задали вопрос: «А могут ли жители попросить кого-то привезти? Например, “Дайте танк (!)”». Группа уже была в нашем списке вариантов лайнапа, но мне при этом не казалось, что она необходима: согласились — хорошо, не согласились — нет так нет. Спустя две-три недели я снова встречаю этого человека, и он даже, может быть, немножко с вызовом говорит: «Ну что, “Дайте танк (!)” не привезете, наверное?» Отвечаю: «Вообще планируем». Вдруг я увидел такую искреннюю радость и нетерпение, вот как у ребенка, когда ему что-то очень хочется, что он аж на месте прыгает.
И я понял, что вариантов у нас нет, нужно приглашать «Дайте танк (!)». Пишу Даше (Дарья Епишкова, продюсер проектов «Выкса-фестиваля». — Прим. ред.), а она отвечает: «Они отказались, к сожалению, и их уже не вернуть». Я начинаю писать длиннющие письма их менеджеру, завязывается диалог, где я в том числе рассказываю историю про выксунца, который очень хочет и ждет группу.
«Выкса-фестиваль» объединяет и искушенную публику, которая регулярно путешествует по главным мировым смотрам искусства в Венеции, Авиньоне или Арт-Базеле, и тех, кто из Выксы, будучи во взрослом возрасте, ни разу не выезжал. При программировании мы ставим себе задачу не делать никакой сегрегации — и хотим найти общий знаменатель человеческих ценностей, струн души, который бы трогал весь спектр. И мы ловили это интуитивно, не спрашивая. А тут, увидев искреннее желание, я получил импульс: нужно добиться любой ценой, чтобы «Дайте танк (!)» приехали. И мы добились.

Главное, чтобы этот человек теперь точно на концерт пришел.

Мы проверим!
Юрий, в прошлом году вы присоединились к команде «Выкса-фестиваля» на поздних стадиях организации, а на этот раз присутствовали с самого начала. Как повлияло ваше участие на программу фестиваля?

Это лучше Артема спросить, как повлияло. У фестиваля очень сильная команда, которая сама все прекрасно понимает. Но вот в этом году есть ощущение — очень приятное ощущение, — что какие-то имена и идеи, которые я принес, оказались на своем месте. Больше всего, пожалуй, рад тому, что судьба занесла меня в Томск, где я совершенно случайно познакомился с художниками и кураторами Лукией Муриной и Николаем Исаевым, в чьем доме проходила квартирная индустриальная биеннале. На меня это произвело сильное впечатление, сразу зажглась лампочка: отличный вариант для Выксы! Артем уговорил Лукию и Николая присоединиться к фестивалю, и сейчас в Выксе проходит своя биеннале уже не в одной квартире, а во многих и многих. Для каждой квартиры или дома приготовлена своя экспозиция, которая вырастает из семейной истории или из того, чем занимаются, чем интересуются жильцы. На уровне описания выглядит головокружительно интересно, и я настолько рад, что этот мэтч сложился... Теперь главное, чтобы все состоялось, как мы уже неоднократно говорили.

Я лично горжусь персональной продюсерской победой. Для «мерцающих концертов» мы искали разные места. Говорю: «Слушайте, конечно, нужно на рынке сделать! Он огороженный, странный, несовременный, нужно в него вторгаться, потому что рынок, находясь в центре города, должен быть открыт для людей». И мы решили провести через него беговую экскурсию РУТС и по ее ходу поставить еще концерты.
Пошли искать подходящую локацию, видную с разных точек. Директор рынка на мои предложения отвечал: нельзя, не положено, тут провалится, тут оборудование, тут техника безопасности. Тогда я зашел в пирожковую рядом — очень колоритную, ярко выглядящую, внутри там прямо какое-то театральное пространство. В отличие от рынка, пирожковая — частное заведение, ей владеет потрясающая женщина Татьяна. Я предложил Татьяне идею концерта на крыше, она пообещала посоветоваться с мужем и через несколько дней ответила: «Конечно, мы за! Как мы можем быть против такой идеи?»
Есть очень много запретов и устоев, с которыми ничего не поделаешь, вот эта инертность среды, из-за которой иногда спрашиваешь: «Зачем я здесь?» — и хочешь куда-нибудь сбежать. И когда человек из другой сферы, который занимается такой, казалось бы, прозаичной частью жизни, как продажа пирожков на рынке, при этом абсолютно открыт экспериментам: «Концерт на крыше? Круто, давайте! Мимо будет пробегать беговая экскурсия, нужно пирожки на улице продавать? Супер!» Когда видишь такую яркую реакцию, думаешь: да, вот это еще один оттенок надежды.

Артем, как вообще устроено закулисье подготовки фестиваля? Интервью наверняка прочтут молодые люди из маленьких, но очень гордых городов, которые могли бы стать отличной площадкой для новых фестивалей. Поделитесь опытом?

Во-первых, нужно экспериментировать и пробовать. Сейчас есть тренд на развитие регионов: многие музыканты хотят что-то делать у себя в небольших городах, преодолевать хтонь. И для меня главный, наверное, стимул заниматься «Выкса-фестивалем» — понимание, что в любом таком городе полно талантливых ребят, успех чьей жизни не гарантирован системной поддержкой родителей, их вниманием и возможностями… Но, думаю, если даже человек не живет в творческой среде или учится в хорошем учебном заведении, если у этого человека есть что-то внутри и он увидит, что бывает по-другому, то сам приложит все усилия, чтобы изменить свою жизнь. Это как психотерапия — если ты понял, что что-то не так, уже внутренне не согласен жить по-прежнему. Это мнение разделяют многие состоявшиеся люди с ресурсами и с желанием оказать поддержку. Поэтому нужно о себе заявлять, о себе кричать, использовать социальные сети — проявить там свою креативность, а не только для того, чтобы выкладывать фото своего завтрака. Я уверен, что самые удивительные люди тебя увидят, отзовутся и придут на помощь. Если у вас есть идея, не бойтесь спрашивать. Здесь не выгорело, а в другом месте выгорит.
Представьте себя сначала двадцатилетними, а потом — семидесятилетними. Что из программы фестиваля непременно бы посетили в этих возрастах?

Слушайте, мне за пятьдесят, при этом я совершенно точно первым делом побегу на вечеринку Коли Редькина «Сломанные пляски». Несмотря на то что в прошлом году вокруг происходило много очень-очень-очень разного и интересного, сет Коли был для меня эмоциональным пиком. Все эти возрастные границы очень условны. Может, я так оправдываю свой инфантилизм... Если тебе двадцать, иди на «Сломанные пляски», а если семьдесят, тоже иди на «Сломанные пляски», почему бы и нет?

Важная ремарка для всех участников: обязательно скачайте материалы к фестивалю и снимите наличные, в Выксе интернет работает не очень. О «мерцающих концертах» — это такой формат выступлений на «Выкса-фестивале», где исполнители могут появиться в случайных местах в любое время, — мы собирались объявлять в канале за два часа, чтобы люди бегали, пытались добраться… Но возможно, что кто-то просто не узнает. Поэтому раскрою несколько секретов, кто, где и когда будет выступать. Особенно отрадно, что первый из серии «мерцающих концертов» «Дайте танк (!)» дадут на заводе, на котором в Выксе работает треть жителей. В воскресенье, во второй половине дня, на пляже Максима Горького — «Хадн дадн». «Бонд с кнопкой» для тех, кто не успеет на концерт в 17:30, тайно выступят а капелла в парке у пруда «Лебединка» ближе к полуночи (в ночь с 4 на 5 июля). А Коля Редькин повторит рейв утром субботы на веранде кафе «Оранжерея» на набережной Верхневыксунского пруда.
С точки зрения возраста, в этом году фестиваль получился в хорошем смысле максимально инклюзивным. На выставке фотографий врача-педиатра Михаила Пименова будет интересно тем, кому семьдесят, потому что они увидят свою молодость, и тем, кому пять, потому что они увидят, как жили люди в твоем городе до тебя. Пименов делал фотографии Выксы с шестидесятых по девяностые. Из 60 тысяч снимков мы показываем 300–400, это очень интересные кадры: там и жизнь завода, и людей, праздники, портреты, архитектура… Такая фотографическая летопись города за несколько десятилетий.
Еще мы делаем проект вместе с Алексеем Партолой и 0331c, который в 2013 году в Выксе создал свой последний мурал. Мурал по своей сути рисунок более-менее декорационного смысла, скорее для заработка, чем для самовыражения. Многие стрит-артисты пошли рисовать заказные муралы рекламного и оформительского толка — и превратились в маляров, красящих стены на заказ. Когда 0331c понял, что хочет быть верен андеграундной культуре, рисовать муралы прекратил. Сейчас работает с другими медиумами: выжигание сажей в гигантских индустриальных пространствах, рисование огнетушителем, скульптуры из гранита… Мы хотим показать поворот в творчестве: художник остался верен себе и при этом тоже научился зарабатывать деньги, его работы выставляются в галереях и музеях, хранятся в частных коллекциях. Я подозреваю также, что 0331c втайне сделает еще несколько уличных работ — но уверен, что они останутся в рамках приличия. То есть это состоявшийся автор, который интересен и молодежи своим вызовом и хулиганством.
На концерты «СмешBand» ходят люди от пяти до семидесяти пяти, и все поют песни «Смешариков». Взрослым будет интересно посмотреть на молодых выксунцев: вместе с Лолитой Косс споет детский хор Полины Будановой. Все очень перемешано… Наверное, подростки не пойдут на музыку Андреаса Мустукиса в Христорождественский храм, а может, кто-то и пойдет, кому-то будет интересно.



Кстати, на хор в храме я тоже обязательно пойду. Это еще один предполагаемый хайлайт, верхняя точка фестиваля, — для меня, по крайней мере.

В любом возрасте все найдут для себя что-то удивительное!
Беседовал Егор Шувалов