Стэнли Кубрик на съмках, 1975 год
Фото: Screen Archives / Getty Images
Стэнли Кубрик на съмках, 1975 год

29 августа британский режиссер Ридли Скотт рассказал журналу Empire, что уже смонтировал расширенную версию своего грядущего фильма «Наполеон». По словам кинематографиста, ее хронометраж будет превышать четыре часа. Амбициозная картина Скотта — далеко не первый большой фильм о жизни французского императора. В 1969 году работу над картиной про Наполеона начал режиссер «Космической одиссеи» Стэнли Кубрик. Производство монументального байопика так никогда и не завершилось — за время съемок Голливуд переформатировался, историческое кино перестало интересовать продюсеров, и режиссер приступил к своему следующему проекту, культовой картине «Заводной апельсин». Тем не менее легенда о «величайшем» неснятом фильме Кубрика продолжает жить.

Кадр из фильма «Наполеон» Ридли Скотта
Фото: Apple Studios
Кадр из фильма «Наполеон» Ридли Скотта

Для автора «Цельнометаллической оболочки» и «Доктора Стрейнджлава» Наполеон был самым интересным человеком на свете. «Бонапарт показал нам, чего способно достичь одно маленькое человеческое существо за столь короткий отрезок времени», — комментировал свое отношение Кубрик. Историю жизни безродного корсиканца, который благодаря природному таланту и обаянию стал императором, режиссер часто сравнивал со своей собственной судьбой, а роман солдата-авантюриста с Жозефиной Богарне называл «величайшей историей любовной страсти всех времен». Перед началом работы над картиной Кубрик посмотрел все фильмы, где фигурирует Бонапарт: от советского киносериала Сергея Бондарчука «Война и мир» до монументального шестичасового эпоса Абеля Ганса «Наполеон», но ни в одном из них герой не был таким, каким его представлял автор «Сияния».

Каким был «Наполеон» Стэнли Кубрика

В своей картине Кубрик хотел затронуть актуальные для конца шестидесятых темы революции, милитаризма и социальных противоречий. Его «Наполеон» задумывался, с одной стороны, как острое высказывание о современности, с другой — как главная экранная биография, в которой жизнь революционера была бы показана максимально достоверно и подробно. Сюжет картины опирался на малоизвестные факты из жизни императора, которыми режиссера снабжал специалист по Наполеону, оксфордский профессор Феликс Маркэм. Локациями для большинства сцен должны были стать реальные европейские замки, а из источников освещения решено было использовать только свечи — для большего погружения зрителей и актеров в атмосферу эпохи.

Сценарий фильма главным образом был посвящен роману между Наполеоном и его первой женой Жозефиной Богарне. Кубрик хотел показать, как молодой генерал, покоривший светскую львицу на одной из роскошных столичных вечеринок, посвятил ей всю свою дальнейшую жизнь, каждую военную и политическую победу. Кроме грандиозных баталий фильм изобиловал откровенными сценами из личной жизни императора — для режиссера было важно передать атмосферу парижского декаданса XVIII века. В одной из сцен, описание которой сохранилось в книге Элисон Касл «Наполеон Стэнли Кубрика: величайший неснятый фильм», герои вместе посещали оргию, большое порнографическое шоу, и сами становились ее участниками. Стены спальни, где персонажи занимались сексом, Кубрик планировал сделать зеркальными, чтобы «множить эротические образы Наполеона и Жозефины». Позднее некоторые эпизоды, написанные для фильма о Бонапарте, Кубрик адаптирует для своего последнего фильма — экзистенциальной драмы «С широко закрытыми глазами».

Кадр из фильма «Наполеон» Ридли Скотта
Фото: Apple Studios
Кадр из фильма «Наполеон» Ридли Скотта

Экономия и отмена съемок

Производство масштабной исторической картины требовало огромного бюджета. Найти деньги на фильм в конце 1960-х еще не слишком известному Кубрику было проблематично, поэтому режиссер старался экономить на всем. В сценах сражений он собирался снять 40 тысяч действующих военнослужащих из стран социалистического блока — они соглашались работать всего за пару долларов в день. Костюмы для многочисленных статистов предполагалось собирать из бумаги, поскольку рассмотреть их детально зритель все равно не успеет. На главные роли Кубрик планировал нанять малоизвестных актеров. Это позволило бы не только сократить расходы, но и сделать происходящее на экране более реалистичным — незнакомые артисты не будут перетягивать внимание на себя, а лишь достоверно изобразят доверенных им героев. Роль Наполеона в картине отдали тогда еще малоизвестному актеру Джеку Николсону, с которым режиссер позднее поработает в «Сиянии».

Когда Кубрик уже собирался начинать съемки, произошла роковая случайность. В мировой прокат вышел и моментально провалился фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо», посвященный главному поражению Бонапарта. Испугавшись аналогичного исхода для своей картины, продюсеры «Наполеона» приняли решение остановить производство. Режиссер пытался продолжить работу над фильмом — он представил проект 20-серийного сериала с Аль Пачино в главной роли, но стриминговых сервисов в те времена не существовало, а для телевидения такой масштабный проект был слишком дорогим. Многие наработки для своего неснятого шедевра Кубрик впоследствии применил в другой исторической ленте — «Барри Линдон» 1975 года.

После Кубрика

В марте 2013 года режиссер «Списка Шиндлера» и «Войны миров» Стивен Спилберг заявил о намерении снять мини-сериал про Наполеона по сценарию Стэнли Кубрика. Несколько лет спустя проект выкупила компания HBO. В феврале 2023 года Спилберг подтвердил, что производство «Наполеона» закончится «совсем скоро». Тем не менее никакой информации об исполнителях главных ролей и примерной дате выхода картины пока нет. Примечательно, что в 2001 году режиссер снял «Искусственный разум» — фильм, сценарий для которого также написал Стэнли Кубрик, так что опыт работы с отложенными материалами великого авангардиста у Спилберга есть.

Кадр из фильма «Наполеон» Ридли Скотта
Фото: Apple Studios
Кадр из фильма «Наполеон» Ридли Скотта

«Наполеон» Ридли Скотта напрямую не имеет отношения к проекту 1969 года, однако многое заимствует из неснятого фильма голливудского классика. Например, сюжет картины точно так же разворачивается вокруг истории отношений Бонапарта и Жозефины Богарне и, судя по трейлерам, будет содержать не менее откровенные эротические сцены. В рукаве у Скотта есть и собственный козырь — оскароносный Хоакин Феникс, который, по мнению многих зрителей, внешне похож на французского императора. Какой из «Наполеонов» окажется интереснее — покажет время.

Подготовил Егор Спесивцев