Юрий Чулков
Фото: Вадим Штэйн
Юрий Чулков

Юрий Чулков, педагог-репетитор, в прошлом танцовщик

«В современном танце, в перформативном искусстве важно себя развивать. Чем богаче жизненный опыт танцора, тем он лучше как перформер, как исполнитель. Актеры должны уметь вообще все. В том числе знать психологию, понимать, как погрузиться в роль и как выйти из нее без травм, чтобы сохранить психическое здоровье. В современном танце — то же самое.

В кино идут на режиссера, актера или сценариста — смотреть на конкретного человека. С современным танцем и искусством сложнее. Если бы оно было такое же популярное, оно было бы не современным, а поп-искусством. Но здесь создатели больше пытаются показать то, как они думают, а не привлечь массы. И поскольку все думают по-разному, мысль танцора, художника не всегда встречает отклик».

Александра Ефимова
Фото: Вадим Штэйн
Александра Ефимова

Александра Ефимова, артистка балета

«История большинства балерин начинается одинаково: родители отдали в хореографическую школу. С трех лет до четвертого класса я училась в хореографической школе в своем городе. Мама считала, что надо развивать не только данные балерины, но еще и вкус, и музыкальность, поэтому меня отдали в музыкальную школу, в художественную и почему-то на фигурное катание. Жизнь была очень насыщенной.

Любая начинающая балерина сталкивается с проблемой набора веса. Период активного роста, когда меняются пропорции тела, достаточно тяжелый. Были моменты, когда нас взвешивали каждый день, а перед какими-то важными событиями — два раза в день. Конечно, у девочек начались проблемы с питанием, но, мне кажется, это происходит в любом балетном училище.

У меня была только одна серьезная травма, но все достаточно легко обошлось, потому что в академии есть травматологи-ортопеды, которые быстро нашли проблему, и я сразу начала лечение. И меня всегда поддерживали родители, они были такой стеной, за мной стояли. Я им за это очень благодарна».

Владимир Варнава
Фото: Вадим Штэйн
Владимир Варнава

Владимир Варнава, артист балета, хореограф

«Я родился и вырос в городе Кургане. Там очень развита культура спорта и особенно — дзюдо. В 1990-х считалось, что ты человек, если ты дзюдоист. В мир спорта я интегрировался через танец. В пятом классе я был на дискотеке в пионерском лагере. Все танцевали. В какой-то момент ко мне подошел друг и сказал: “Ну все, нам пришел конец”. К нам подошла группа здоровых бритоголовых парней. Накал, саспенс, и вдруг вожак стаи говорит: “Слышь, ты это, танцуешь, научи!” С тех пор у меня была неприкосновенность в городе. Так я начал понимать, что через танец можно выстраивать связи с разными людьми.

Индустрия танца слабая. Если говорить про танцовщиков и хореографов — отсутствует нормальное образование. Я не знаю, где учат современному танцу. Наверное, в институтах культуры некоторых, точечно. Я несколько лет назад давал мастер-класс в профессиональном учебном заведении и увидел, что студенты не понимают, о чем я им рассказываю. Они юные, но у них уже есть закостенелые шаблоны, которые при хорошем стечении обстоятельств уйдут, но для этого придется потратить немало сил».

Камила Могилева
Фото: Вадим Штэйн
Камила Могилева

Камила Могилева, танцовщица contemporary dance

«Профессия танцора непосредственно связана с телесностью. В самом раннем детстве ты встаешь к станку, делаешь батман тандю, к тебе подходит преподаватель и дает по попе, чтобы ты “подвернула хвост”, вытягивает твою ногу, шлепает по мыску, чтобы ты дотянула подъем, опускает тебе плечи и вонзает тебе ногти между лопаток, чтобы они не разъезжались. Все начинается с того, что чужой человек подходит к тебе и взаимодействует с твоим телом.

Телесность и танец — это не только про то, как ты существуешь. Это еще и про отношения. Отношения танцора и мира, танцора и сцены, танцора и линолеума на полу. Отношения с теми людьми, которые смотрят из зала, отношения с партнером или партнершей.

Если говорить о профессии танцовщика, то в будущем мы можем столкнуться с профессиональной ямой. Последние два года из-за коронавируса большинству приходилось заниматься онлайн. Это терпимо, если ты уже сформировавшийся танцовщик (но из формы все равно выходишь быстро), а если ты только попал в училище и сейчас тебе необходимо грамотно выстраивать форму — это очень непросто. Дети должны общаться, развиваться, взаимодействовать друг с другом, расти и учиться вместе. Особенно это касается занятий, связанных с телом. Есть вероятность, что в этой сфере произойдет провал поколения этих детей. Будем надеяться, что я ошибаюсь».

Григорий Сергеев
Фото: Вадим Штэйн
Григорий Сергеев

Григорий Сергеев, артист балета

«Танец не речь — это песня. Танцем надо заниматься постоянно. Если кто-то говорит вам, что можно позаниматься по скайпу и через год стать супертанцором, не верьте. Хорошему танцору нужна перманентная практика.

Заниматься театром и танцевальным искусством меня заставляют музыка, зритель, факт того, что я, делая свою работу и испытывая нервное напряжение, ежесекундно посылаю положительные импульсы в зал. Зритель не видит мой внутренний мир и получает удовольствие от того, что я делаю на сцене. Это здорово, когда незнакомые люди могут на миг стать очень близкими.

Мотивирует на самом деле все: развитие самого себя, желание и возможность быть красивым, то, что танец может вызывать эмоции у зрителей. До третьего звонка и выключения дежурного света все, что находится на сцене, — бутафория. Но во время постановки все вмиг превращается в действо.

Мне не хватает внутренней гармонии. Для меня гармония — это сидеть на берегу моря и быть в достатке всего: здоровья, чистого разума, денег, человека, которого я люблю, собаки рядом. Даже в этой картине мира есть дисбаланс. Все не вечно: и собака, и я, и моя вторая половинка, и даже море. Суть гармонии — найти идеальное положение себя и окружающих вещей. И при этом понимать, что все закончится».

Выставка ARTISTS проходит в Культурном центре ЗИЛ до 29 апреля