44.jpg

Юлия Шампорова, «За красным шаром»

Я работаю с молодой ученой Алисой Кокориной. Тема ее исследования — восстановление после инсульта. Она разрабатывает тренажер, который помогает людям, пережившим поражения мозга, справиться с параличом руки. В фильме мы хотели рассказать о тренажере Алисы и о том, как пациенты из самых отдаленных российских городов могут попасть в Федеральный центр мозга и нейротехнологий, чтобы получить бесплатное восстановительное лечение.

Наш фильм называется «За красным шаром». В нем я провожу аналогию между искусством и наукой. У легендарного французского режиссера Альбера Ламориса есть знаменитый короткометражный фильм «Красный шар». По сюжету за главным героем, маленьким мальчиком, повсюду следует красный шар как символ радости, счастья, дружбы, познания мира.

Пациенты, которые используют тренажер для восстановления после инсульта, должны надеть VR-очки и виртуально стрелять по шарам — среди них тоже есть красный. Смысл процедуры заключается в том, что у человека с парализованной после болезни конечностью нервный импульс к совершению движения преобразуется в реальное действие. То есть дополненная реальность помогает восстанавливать разрушенную цепочку нейронов в мозгу.

Кадр из фильма «8 MIN»
Фото: пресс-служба фестиваля
Кадр из фильма «8 MIN»

33.jpg

Валерия Семенчукова, «8 MIN»

В рамках Лаборатории научного кино мы сотрудничали с учеными из Лаборатории космической погоды, изучающими влияние Солнца на Землю. Для меня стало откровением, насколько сильно звезда определяет наш ежедневный быт, ведь еще несколько столетий назад люди были убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли по геометрически совершенному кругу. Сегодня мы знаем о нем уже гораздо больше, но что случится, если солнечная супербуря достигнет Земли? Об этом рассказывает ученая из Сколковского института науки и технологий Татьяна Подладчикова.

Кадр из фильма «Вся сила в силике»
Фото: пресс-служба фестиваля
Кадр из фильма «Вся сила в силике»

22.jpg

Ольга Домовцева, «Вся сила в силике»

Я выбрала тему переработки кремния, потому что меня очень зацепила история о том, как ученым из Сколтеха удалось найти новый способ получения силики (оксида кремния). Это соединение используют в изготовлении разных незаменимых продуктов от зубной пасты до лекарств. Исследователям удалось построить реактор, который перерабатывает как чистый кремний, так и его соединения.

Меня завораживает сам процесс работы в лабораториях. Это настоящая алхимия! Деятельность ученых меня очень вдохновляет, ведь они исследуют то, что обычным людям неподвластно. В чем-то наука и искусство похожи — и там, и там не обойтись без творчества, вдохновения, азарта и поиска.

Кадр из фильма «WB(5-x): лучше, чем алмаз»
Фото: пресс-служба фестиваля
Кадр из фильма «WB(5-x): лучше, чем алмаз»

11.jpg

Александра Шишова, «WB(5-x): лучше, чем алмаз»

Наш фильм рассказывает о том, как совершаются научные открытия. Герой ленты ученый Александр Квашнин проходит путь от темноты к свету, от неизвестности — к изобретению. Весь фильм работает на эту метафору: свет, движение камеры, монтаж, музыка.

В процессе съемок я поняла, что разница между работой над игровым и документальным проектом не так ярко выражена, как кажется. Одинаково важны проработанный сценарий, визуальные решения, темпоритм, жанр — все эти составляющие работают на главную задачу: сделать кино интересным и захватывающим, и неважно, играют в нем актеры или в объективе камеры реальный человек. Это же можно сказать о связи науки и кино. И кинематографисты, и ученые стремятся привнести в свою сферу нечто новое, изменить что-то в сознании людей, сделать жизнь хотя бы немного лучше. Цели одни, разница лишь в способах их достижения.

Кадр из фильма «Чувственное прикосновение»
Фото: пресс-служба фестиваля
Кадр из фильма «Чувственное прикосновение»

55.jpg

Наталья Маханько, «Чувственное прикосновение»

В документальном кино меня всегда интересовали социальные темы, поэтому когда я увидела презентации ученых, то мой выбор сразу пал на разработку лаборатории Михаила Лебедева по купированию фантомных болей и очувствлению протеза верхних конечностей. Встреча с учеными была для меня очень волнующей, но мне повезло, и за отведенные 15 минут мы успели обсудить с исследователем Гургеном Согояном много важных тем. Находиться в Сколтехе было безумно приятно — с 1990-х годов повелось думать, что в России наука умерла, но оказалось, что это совсем не так. И я очень надеюсь, что нашей съемочной группе удалось донести это до широкого зрителя. Сейчас в моих планах снять большой фильм о протезировании и теле человека.

Автор Дмитрий Герчиков