Иллюстрация: Veronchikchik

Давайте сегодня еще раз поговорим о речи у совсем маленьких детей. Наверняка за 14 лет существования этого блога я об этом уже писала, но теперь дети тех прошлых родителей-читателей давно выросли, и некоторые из них, возможно, уже подумывают о поступлении в институт. Однако, по счастью, за это время родились новые дети, а у «Сноба» появились новые читатели.

Начну прямо с повода, по которому я решила эту тему обновить.

На днях ко мне на прием пришел молодой симпатичный отец с маленьким сыном. Никаких проблем, связанных с развитием ребенка, отец не предъявлял, ему нужна была всего лишь моя печать для карточки, которую семья заполняла в связи с тем, что ребенок оформлялся в ясли.

Мальчику Володе исполнилось два года и пять месяцев. На мой вопрос «Как тебя зовут?» он не ответил.

— А что он вообще говорит? — спросила я у отца.

— А ничего, — безмятежно ответил мужчина.

— Как это — ничего? — удивилась я. — Ну что-то же говорит.

— «Мама» говорит, «папа» иногда, «бах», «да-да-да» — это может и «дай», и «пойдем», как собачка лает «гав-гав», машина «би-би»… — честно попытался вспомнить отец

— Сколько ребенок использует постоянных слов, которые я пойму? — спросила я.

— Ну-у… восемь?

— А как Володя с вами общается?

— Пальцем показывает! Мы понимаем.

— Это если ему нужен какой-то предмет. А если он хочет что-то вам рассказать? Спросить? Что тогда?

— Ну тогда берет за палец и ведет туда.

— Вашему ребенку почти два с половиной года. У него задержка развития речи.

— Ага.

— Вы что-то уже делали с этим?

— Конечно.

— Что?

— Вот в ясли он пойдет.

— Это вряд ли поможет.

— Еще к логопеду ходили. Вот, как к вам, за справкой.

— И?

— Она сказала, что если до трех лет не заговорит, то даст направление в какой-то центр, на обследование. А потом надо будет ходить в логопедический садик. Там с ним будут заниматься.

— С ним надо заниматься прямо сейчас. Каждый день.

— Ага.

— И что?

— Мы вот еще хотим его в кружок записать. Видели у нас в соседнем доме. Называется «раннее развитие». Бабушка будет его туда после садика водить.

***

Уважаемые родители, это так не работает. Ни обследование в медицинском центре, ни ясли, ни консультация логопеда, ни посещение два раза в неделю кружка «раннего развития» речь у маленьких детей с диагнозом «задержка развития речи» не развивает.

Детей с этим диагнозом сейчас достаточно много. Но я вам скажу больше: сейчас данный диагноз и ставится соответствующими специалистами почти на год позже, чем 30 лет назад, когда я только начинала работать.

В своей поликлинике я всегда работала в одном кабинете с логопедом, так сказать, в противофазе: она — утром, я — вечером. И на стене предбанника нашего совместного кабинета много лет висела большая красивая таблица, которая нашему молодому логопеду осталась от предшественницы: этапы нормального развития речи ребенка по годам и месяцам (для совсем маленьких). Поскольку я ее каждый день видела, то, разумеется, выучила наизусть.

Однажды эта таблица исчезла. Я это заметила и решила, что кто-то из детей ее порвал или еще что-то такое. Много времени спустя случайно пересеклась с логопедом и, вспомнив, спросила:

— А что случилось с вашей таблицей?

— Убрала. А то родители нервничают, — ответила специалист.

— Почему нервничают? — удивилась я.

— Не совпадает уже. Совсем, — был ответ.

И тут я вспомнила, что, согласно таблице, ребенок к году должен говорить около десяти слов, а в полтора у него должна быть фразовая речь. Подобные таблицы, разумеется, составляются на основе среднепопуляционных показателей, и значит, где-то в 1980–1990-х годах российские дети развивались именно так. Ну да, — вспомнила я, — мои собственные дети так и заговорили: дочка к году, сын — на несколько месяцев позже, но зато после этого его было не остановить…

Потом я сосредоточилась и вспомнила, сколько внятно говорящих в год-полтора детей я видела за последнее время. И сразу же поняла, почему наш логопед сняла со стены свою таблицу.

Причин этому явлению — массовому замедлению развития речи у детей — я не знаю. Но утверждаю весьма категорично: чем раньше у ребенка появляется речь, возможность спросить нужное, рассказать о важном и так далее, тем интенсивней идет развитие его мозга.

Итак. Теперь задержку развития речи ставят, если ребенок к двум годам не говорит. То есть у него нет вообще никакой, даже самой примитивной речи. Что делать?

  1. Не ждать «у моря погоды». Не слушать утешительные рассказы о том, что «мальчики всегда отстают», что у кого-то ребенок не говорил до четырех лет, а потом ка-а-ак заговорил и сразу предложениями с деепричастными оборотами… Начинать надо прямо в тот момент, когда вам в первый раз показалось, что вот ему уже пора, а он что-то не… Может ли быть, что вы «перебдели»? Вполне. Но ничего, кроме пользы, от вашей, предположительно, излишней озабоченности развитием речи ребенка точно не случится.
  2. Прежде чем пойти к специалистам, выясните, что у ребенка с пониманием речи. Результат огласите специалистам не в последнюю очередь: от него на самом деле многое зависит. Если ребенок не говорит по возрасту — это одно. А вот если он вас по возрасту еще и не понимает… Тогда в список специалистов сразу вносим психиатра и обязательно сурдолога (из-за обилия фармы, которую используют матери и отцы, сейчас очень много детей с избирательным нарушением слуха: ребенок не то чтобы вообще ничего не слышит — это конечно легко заметить, — но чаще у него слух нарушен на каких-то избирательных частотах, и в результате вашу и вообще человеческую речь он может слышать как невнятное «бу-бу-бу» и соответственно на нее реагировать). Обычный же ответ родителей про понимание речи у неговорящего ребенка: «Ой, да он у нас, знаете, все-все понимает». Надо проверить. Проверка такая: убираете руки за спину (чтобы ими не размахивать) и даете ребенку одночленную инструкцию: Миша, дай мне мячик. Потом вторую, третью. Выполняет? Прекрасно. Теперь двухчленная инструкция (руки за спиной!): Миша, пойди в кухню и принеси мне оттуда мячик. Принес? Еще пара двухчленных инструкций. Все сделал? Замечательно. Теперь трехчленная инструкция: Миша пойди в кухню, открой шкаф и принеси мне оттуда пачку печенья. Я ее открою и дам тебе печенинку (руки за спиной!). Пошел куда надо и принес что заказывали? Поздравляю. Именно таким (выполнение чисто словесной трехчленной инструкции) должно быть понимание речи у ребенка второй половины третьего года жизни.
  3. Посещаем специалистов в ассортименте: невролога, психолога, логопеда, и от каждого из них требуем внятного вердикта и внятных, применимых именно для вашего случая и вашей семьи, системных (!), то есть пригодных для занятий каждый день, рекомендаций. Рекомендации типа «ну вы с ним побольше разговаривайте» или «давайте подождем до осени, он должен заговорить» пропускаем мимо ушей. Рекомендации: «делайте вот такой массаж язычка и щечек в течение месяца, два подхода в день по три минуты, а потом покажитесь мне снова» или «каждый день тренируйте пальцевое указание у ребенка на материале семейных фотографий и картинок с известными ребенку животными, а кроме того, громко и четко задавайте сами вопросы и тут же отвечайте на них, попытайтесь методом имитации выработать у ребенка хотя бы вопросительную интонацию, а в идеале вопросы: что это? Где? Когда? Как сделать? Явка через три месяца»; «сделайте вот такие карточки и каждый день по десять минут вот так по ним занимайтесь» — берем на вооружение и немедленно приступаем к их исполнению.
  4. Создавайте у ребенка в семье ощущение необходимости продуктивной речи. Прогрессивно «тупейте» всей семьей. «Милый, я, увы, не понимаю, чего ты хочешь. Скажи». Ребенок будет от вашего непонимания злиться или плакать. Это ничего. На адреналине развитие идет быстрее. Просите ребенка рассказать о конкретных событиях — пусть невнятно, но хоть как. Помогайте ему составить рассказ. Попытка рассказать, описать — развивает речь лучше всего.
  5. Провоцируйте вопросы и давайте на них яркое положительное подкрепление или, в тяжелых случаях, просто вызывайте имитацию задавания вопросов вышеописанным способом. Если сначала ребенок задает вопросы и сам сразу на них отвечает (прямая имитация вашего метода) — ничего страшного, потом он разберется, как это еще работает. Вопросы — единственная возможность для ребенка самому избирательно кормить свой развивающийся мозг, а не ждать, пока кто-то придет с миской информации, возможно, сейчас ему не нужной.
  6. Ролевые игры с ребенком с речевыми повторяющимися схемами. Больница. Детский сад. Столовая. Авторемонтная мастерская. Далее — везде. Там все разговаривают. Довольно однообразно, с многочисленными повторениями. У ребенка меняются роли. Сегодня он приехал на сломанной машине, а завтра он работник мастерской, спрашивающий, что случилось. Ролевая игра — единственный способ развития общего интеллекта ребенка-дошкольника. Других просто в природе не существует. Речь обычно подтягивается. Каждый день минут по 15: больше ни ребенок, ни вы не выдержите. Каждый день!

Есть еще много сравнительно простых, но действенных методик по развитию речи. Специалисты их знают и умеют их изобретать сами. Спрашивайте настойчиво, пока не ответят. Всем удачи!