Сцена из спектакля «Чайка»
Фото: Виктор Васильев
Сцена из спектакля «Чайка»

«Чайка»

Когда: 5, 6, 7 февраля в 19:00
Где: Театр на Таганке

Зачем смотреть: чтобы увидеть, как болезненно Чехов резонирует с нашим временем
Кому понравится: фанатам Додина и тем, кто любит интеллектуальный театр

Лев Додин в представлении не нуждается. То, что Малый драматический театр — Театр Европы (Санкт-Петербург) показывает на «Маске» последнюю работу мастера — большой подарок московскому зрителю. Более двадцати лет назад Додин уже ставил эту пьесу Чехова, и для тех, кому удалось увидеть ее тогда, будет очевиднее, насколько изменилась режиссерская оптика. Новая версия — сумрачная, зловещая, безнадежная. В спектакле заняты как додинские звезды (Елизавета Боярская — Аркадина, Игорь Черниевич — Тригорин, Сергей Курышев — Сорин), так и совсем юное поколение артистов.

Персонажи пьесы (далеко не все сохранены) в первом акте «балансируют» в расставленных на сцене лодках — неустойчивость, крен времени, туманное будущее и тотальная обреченность. Во втором акте эти лодки перевернуты вверх дном, и кажется, будто последний гвоздь забит в крышку гроба. Ювелирная, как всегда у Додина, работа с текстом, на сей раз сильно перекроенным. Тончайшие психологические портреты героев, которые, каждый на свой манер, пытаются справиться с гнетущей реальностью, с ощущением неминуемой катастрофы. Когда единственным спасательным кругом видится только театр. Как для них, так и для тех, кто сидит в зале.

Участник программы «Мастер»

Сцена из спектакля «Макбет»
Фото: Диана Токмакова
Сцена из спектакля «Макбет»

«Макбет»

Когда: 2 марта в 19:00
Где: Театр имени А. С. Пушкина, Основная сцена

Зачем смотреть: чтобы увидеть, каким опасным может быть простой офисный работник
Кому понравится: любителям иммерсивных спектаклей, съемок в режиме онлайн и угарных вечеринок

Режиссер Петр Шерешевский поставил с артистами Новокузнецкого драматического театра одну из самых кровавых шекспировских трагедий. Вместо средневековой Шотландии — 90-е годы прошлого века, русская провинция. Место действия — обычный ресторан, где празднует новогодний корпоратив крупная компания. Среди приглашенных — важный гость из-за рубежа, крупная шишка из зарубежного офиса, он же Дункан, первая жертва Макбета, еще одного заурядного, пугливого и в общем ничем не примечательного офисного клерка. Андрей Ковзель, играющий роль Макбета, наглядно демонстрирует, как одно убийство порождает следующее, как человек перерождается в чудовище, как власть расщепляет душу.

Часть зрителей сидит на сцене (около 30 человек), прямо рядом с актерами, так что они становятся не только свидетелями, но почти что соучастниками преступлений. А еще действие разворачивается не только на сцене, но и за кулисами: съемка в режиме онлайн позволяет транслировать происходящее на большой экран (для сидящих в зале) и на экран поменьше (для сидящих на сцене). Такого рода съемка — фирменный, излюбленный прием режиссера, его визитная карточка. Это придает действию дополнительный объем.

5 номинаций на премию «Золотая Маска»

Сцена из спектакля  «Детство. Коромысли. Глава 3»
Фото: Александра Богомолова
Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3»

«Детство. Коромысли. Глава 3»

Когда: 20, 21 марта в 20:00
Где: Театр «Практика»

Зачем смотреть: чтобы под другим углом взглянуть на традиции и сломать стереотипы
Кому понравится: молодым мамам и папам, любителям русского народного творчества

Третий по счету аудиовизуальный перфоманс Лаборатории современного искусства из Новосибирска в серии «Коромысли». Предыдущая постановка, осмысляющая тему смерти, также была номинирована на «Золотую Маску». На этот раз спектакль создавался в рамках театрального фестиваля «Толстой» в Ясной Поляне. Он посвящен теме детства (режиссер — Полина Кардымон). В его основе — музыкальное осмысление и переосмысление фольклорных традиций, связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка, до 7 лет.

Четыре актрисы поют русские народные песни, а собранный создателями фактологический материал транслируют в виде титров над их головами — так зрителю объясняют, откуда появились те или иные понятия и традиции: скажем, почему пуповину хранили в узле, ребенка клали в печь, а новорожденного нельзя было никому показывать первые 40 дней. Тонкая, лиричная и проникновенная работа отзывается в сердце зрителя, пробуждая детские воспоминания, и «протягивает» невидимую нить между прошлым и настоящим, городом и деревней, язычеством и православием.

Номинация на премию «Эксперимент»

Сцена из спектакля «Ребенок»
Фото: Алексей Бычков
Сцена из спектакля «Ребенок»

«Ребенок»

Когда: 21, 22 марта в 20:00
Где: Театр имени Вл. Маяковского, Сцена на Сретенке

Зачем смотреть: чтобы увидеть, насколько хрупок мир кажущегося благополучия
Кому понравится: поклонникам Ларса фон Триера, визуального театра и тонких психологических игр

Известный московский режиссер Антон Федоров поставил в Воронежском камерном театре пьесу норвежского драматурга Юна Фоссе, за которую до этого в России никто не брался. Это душераздирающая история супружеской пары, у которой рождается мертвый младенец. Типичный для Фоссе текст: слова словно повисают в воздухе, герои часто повторяются, общаются междометиями. Режиссер создал сложно устроенный спектакль, виртуозно соединив чудеса театральной машинерии с многоплановой, глубокой психологической игрой. Добавил новых персонажей, дописал им реплики в стилистике Фоссе, да еще и ввел целый хореографический ансамбль, задействовав танцевальную труппу Камерного театра под руководством Виктории Арчая. А еще он внес в пьесу много юмора и смешных, нелепых эпизодов, при этом не снижая ее трагического пафоса. Получился спектакль о самых простых людях, которые хотят любви, уюта, счастья, но сталкиваются с бедой.

5 номинаций на премию «Золотая Маска»

Сцена из спектакля «Серотонин»
Фото: Сергей Колобов
Сцена из спектакля «Серотонин»

«Серотонин»

Когда: 25, 26 марта в 19:00
Где: Электротеатр Станиславский

Зачем смотреть: чтобы погрузиться в процесс скитаний героя нашего времени
Кому понравится: натурам поэтичным, вдохновенным, но готовым к жесткому натурализму

Постановка Андрея Прикотенко в театре «Приют комедианта» (Санкт-Петербург), уже получившая две премии «Золотой софит» и успевшая снискать себе славу одного из главных театральных событий прошлого сезона. В основе — нашумевший роман титулованного французского писателя Мишеля Уэльбека. Главную роль в спектакле блестяще исполняет известный питерский артист Иван Волков.

Сюжет вертится вокруг скитаний и мытарств Флорана-Клода Лабруста, 46-летнего француза, который полностью разочаровался в жизни: он бросает работу в Министерстве сельского хозяйства, решает прекратить отношения с красавицей японкой и отправиться в путешествие по Франции и по волнам своей памяти, где было место настоящей любви и дружбе. Пытаясь справиться с депрессией, герой принимает лекарство, которое вырабатывает серотонин — гормон счастья, но напрочь убивает либидо. Зрителя полностью погружают во внутренний и внешний мир героя: на экране можно следить за перемещениями, страницей в соцсетях, за движением рук и ног. В то время как Иван Волков просто сидит на стуле перед роялем. А два других артиста, исполняющих в спектакле сразу множество ролей, периодически «врываются» то ли в его подсознание, то ли в реальность.

4 номинации на премию «Золотая Маска»

Сцена из спектакля «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»
Фото: Юлия Кудряшова
Сцена из спектакля «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»

«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»

Когда: 28 марта в 19:00
Где: РАМТ

Зачем смотреть: чтобы в огромном хаосе мира увидеть гармонию и красоту
Кому понравится: любителям фирменного английского юмора, изящных смысловых конструкций и барочной музыки

Спектакль по мотивам незаконченного романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Написанное в конце 1770-х произведение в девяти частях в свое время произвело переворот в литературе: в нем нет линейного повествования, почти нет сюжета, рассказ ведется от лица Тристрама, который появится на свет только в третьей части, а до этого будет находиться в утробе матери. Он описывает перипетии жизни своих незадачливых родственников и их окружения (отца-философа, витающей в облаках мамы, дяди-военного, внезапно влюбившегося в строгую вдову Уодмен). Обрывается рассказ, когда мальчику исполняется всего лишь пять лет.

«Поток сознания» перенес на сцену петербургского Театра им. Ленсовета режиссер Борис Павлович. В этом спектакле, как и в романе, все зыбко и неоднозначно: главный герой глубоко несчастен, и в то же время в постановке много юмора и абсурда, Тристрам почти постоянно присутствует на сцене, при этом его как бы и нет вовсе (он выступает как рассказчик, а не как объект повествования), огромное внимание уделяется слову как таковому, но оно порой вообще не имеет никакого смысла, превращаясь в абракадабру. Зрители вольны сами достраивать и додумывать истории, наполняя их иным, личным содержанием, как делают артисты, вклинивая в сюжет рассказы о самих себе.

7 номинаций на премию «Золотая Маска»

Сцена из спектакля «Паяцы»
Фото: Виталий Голубев
Сцена из спектакля «Паяцы»

«Паяцы»

Когда: 29 марта в 19:00
Где: Музыкальный театр имени им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Зачем смотреть: чтобы изучить театральную кухню изнутри и тихо ужаснуться
Кому понравится: любителям острых ощущений и площадного театра

Музыкальный театр Республики Карелия везет на фестиваль оперу «Паяцы» итальянского композитора Руджеро Леонкавалло, впервые представленную в Милане в 1892 году. Эту трагедию о том, как во время спектакля в труппе странствующих артистов на глазах у изумленной публики происходит сразу два убийства (одержимый ревностью муж закалывает свою жену-актрису и ее любовника), ставили и ставят довольно часто.

Но у молодого режиссера Анны Остапенко получилось сделать произведение актуальным и неожиданным. Зрителей ждут яркие клоунские костюмы, современное театральное пространство, вращающаяся сцена, «дробящееся» на глазах действие, происходящее сразу в разных точках площадки. Исполнители виртуозно меняют различные регистры: то предстают в образах персонажей традиционной комедии дель арте, то в облике артистов, между которыми кипят шекспировские страсти, то они как будто сбрасывают маски и становятся самими собой — людьми XXI века, которые дают «Паяцев». А еще они удивительно сочетают оперное мастерство и особую пластику, работать над которой им помогала приглашенный хореограф Анна Белич. В итоге изнаночная сторона актерской профессии предстает во всей своей отталкивающей неприглядности: когда трудно отделить себя от персонажа, когда стираются грани между вымыслом и реальностью, и в обычных, казалось бы, людях, просыпается звериное, дикое начало.

6 номинаций на премию «Золотая Маска»

Сцена из спектакля «Гоголь. Триптих»
Фото: Вадим Балакин
Сцена из спектакля «Гоголь. Триптих»

«Гоголь. Триптих»

Когда: 30 марта в 19:00
Где: Центральный театр кукол им. С. В. Образцова, Малый зал

Зачем смотреть: чтобы иначе взглянуть на хрестоматийные гоголевские тексты
Кому понравится: тем, кто любит превращения и рукотворное волшебство

Белорусский режиссер Игорь Казаков поставил в Екатеринбургском театре кукол очень страшный спектакль по Гоголю. В нем три части: «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» и «Записки сумасшедшего», которые разыгрывают три разных артиста, искусно работающие с куклами самых различных видов, форм и систем управления. Объединяет три эти работы (три спектакля в одном) серая стена с множеством ящиков, обозначающая то шкаф в департаменте, то морг и отделяющая мир «маленьких людей» от мира «значительных лиц».

Спектакль имеет подзаголовок: «Мытарства в одном действии». Трое героев — Башмачкин, капитан Копейкин и Поприщин — ломаются под гнетом системы, будучи не в силах что-либо изменить. Это наглядная, ужасающая картина чиновничьего произвола и человеческого бессилия, в то же время демонстрирующая почти безграничные возможности театра кукол.

6 номинаций на премию «Золотая Маска»

Сцена из спектакля «ДӨР»
Фото: Рамис Назмиев
Сцена из спектакля «ДӨР»

«ДӨР»

Когда: 10, 11 апреля в 20:00
Где: Театр имени Вл. Маяковского, Малая сцена

Зачем смотреть: чтобы насладиться живой музыкой и удивительными танцевальными импровизациями
Кому понравится: тем, кто ищет простого домашнего уюта и верит в силу искусства

В переводе с тувинского название постановки означает место напротив входа в юрту или сторону, противоположную фасаду. Пластический спектакль творческого объединения «Алиф» и казанской площадки MOÑ рассказывает языком танца и музыки истории о доме в широком смысле этого слова.

Двое танцоров Мария и Марсель Нуриевы (они же хореографы спектакля) выражают свое отношению к домашнему очагу безудержной энергией танца. Грек Мелас Спиридон играет на турецкой флейте и поет псалмы, Эрик Марковский орудует турецким бубном, тувинский музыкант Сугдэр Лудуп играет на игиле (струнном инструменте) и практикует горловое пение. И все это разноплановое, разноголосое действие соединяется в один общий хор, выстраивается в единую гармоничную картину мира. Как большой красный узорчатый ковер, на котором существуют артисты.

5 номинаций на премию «Золотая Маска»

Узнать обо всех событиях фестиваля «Золотая Маска» и купить билеты можно на официальном сайте.

Подготовила Дарья Андреева