Сцена из спектакля «Волки и овцы»
Сцена из спектакля «Волки и овцы» Фото: Александр Горбарчук

Спектакль «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского — визитная карточка «Мастерской Петра Фоменко»: на сцене театра его играют уже 33 года. Спектакль вырос из учебного этюда китайской студентки Ма Чжен Хун и был бережно доведен до зрителей руководителем курса — Петром Фоменко. Премьера состоялась в 1992 году в аудитории ГИТИСа, а год спустя спектакль вошел в репертуар молодого, только что созданного театра. Из пяти дипломных спектаклей, с которых начиналась «Мастерская», — «Волки и овцы» единственный оставшийся в репертуаре до сих пор. В сентябре 2023 года народная артистка России Галина Тюнина ввела в спектакль обновленный состав исполнителей, среди которых Наталия Курдюбова, Мария Андреева, Екатерина Смирнова, Илья Любимов и другие.

Директор «Мастерской» Андрей Воробьев, который приехал в Норильск с актерской труппой, отметил большой потенциал Заполярного театра драмы и удивился его разнообразному репертуару. «У вашего театра репертуар больше, чем у нашей “Мастерской”», — сказал он накануне спектакля.

Директор Заполярного театра Ирина Куцая, в свою очередь, отметила, что приезд в Норильск коллективов такого уровня дает возможность обеим сторонам обменяться опытом и обсудить технические новинки, которые используют на сцене.

«На нашу сцену выходят лучшие из лучших. “Норильские сезоны” постоянно на слуху: зрители интересуются, кто и с каким спектаклем приедет на этот раз. И это при условии, что организовать фестиваль, решить вопросы с логистикой и перевозкой декораций в такой отдаленный регион — очень непростая задача, — подчеркнула Куцая. — Важно, что у фестиваля есть и образовательная программа. В прошлом году Дмитрий Крестьянкин провел в нашем театре лабораторию для подростков. Ее участники и сегодня приходят в театр, участвуют в наших проектах и ждут новых мастер-классов».

Билеты на спектакль раскупили за несколько дней — и это неудивительно: комедийная пьеса о лицемерии, жадности и моральной деградации общества, написанная Островским 150 лет назад, остается актуальной и сегодня. Островский мастерски показал контраст между внешней благопристойностью и внутренней порочностью героев, а «фоменки» изящно обыграли это на сцене. «Перед каждым спектаклем мы беремся за руки и клянемся друг другу, что будем играть как в последний раз», — поделился секретом Андрей Воробьев.

«Мы можем заменить всех артистов, но постановка от этого хуже не станет, потому что у спектаклей Петра Наумовича Фоменко очень мощный фундамент», — отметил заслуженный артист РФ Тагир Рахимов, который играет в спектакле с 1992 года.

Образовательная программа фестиваля продолжилась в Норильском колледже искусств мастер-классом режиссера и основателя «Театра предмета» Михаила Плутахина. «Театр предмета» совмещает элементы документального театра, перформанса, театра теней, объектной, голосовой и музыкальной инсталляции. Каждый предмет на сцене — не просто реквизит, а полноценное действующее лицо. «Театр предмета» учит смотреть на мир шире, помогает познакомиться с самим собой, ведь о человеке можно многое сказать по тому, какие предметы его окружают.

На мастер-классе участники выбирали предмет и рассказывали, как они ассоциируют себя или свое сегодняшнее настроение с ним, заменяли сказочных героев на предметы и пересочиняли сказки на ходу.

«Ребята осознанные и открытые к новому — это радует! Когда приезжаешь в регионы, не ждешь такого интереса, но тут все наоборот. Актеры ждут осени: в сентябре мы хотим поставить небольшой спектакль про историю Норильска, его зарождение, архитектуру, людей, которые тут жили и живут, — рассказал Плутахин. — Вообще, мне хочется, чтобы жители небольших городов поняли: чтобы влиять на мир, необязательно жить в мегаполисе. Везде можно сделать что-то значимое, нужно только покопаться в себе, понять, где у тебя “дзынькает”, и смело воплощать свои мечты».

«Норильские сезоны», которые стартовали еще в начале апреля, продолжатся в сентябре гастролями Театра Моссовета с музыкальным спектаклем «Бременские музыканты».

«Норникель” всегда поддерживает культурные инициативы и проекты: это не только про социальную ответственность компании, но и про чувство сопричастности к городу и его жителям, про возможность сделать что-то важное и нужное вместе. Такие фестивали объединяют и оживляют город, поддерживают творческую активность жителей, формируют его уникальный культурный образ и делают привлекательным для жизни. Для нас этот фестиваль — выражение признательности городу, который является домом для нашей компании вот уже 90 лет», — резюмировала новый этап фестиваля директор департамента реализации кадровых и социальных проектов Заполярного филиала «Норникеля» Наталья Коновалова.

Автор: Анна Алексеева