Фестиваль в честь дня рождения кластера «Октава»
Фестиваль в честь дня рождения кластера «Октава» Фото: Александр Воронин / пресс-служба кластера «Октава»

Счастливые числа «Октавы»

Творческий кластер «Октава» кто-то сравнивает с московским Винзаводом, но на самом деле тульская площадка по формату ближе к столичному ЦТИ «Фабрика» в Переведеновском переулке. «Октава» младше «Фабрики» на 13 лет, а по количеству и разнообразию резидентов ничуть ей не уступает. В четырехэтажном здании завода акустики до сих пор производятся легендарные микрофоны «Октава», но остальная часть культурно-общественного пространства мультифункциональна и отвечает на запросы самой разной аудитории. Здесь находятся выставочный зал и Музей станка, библиотека и лекторий, кафе и книжный магазин, коворкинг и Высшая техническая школа. А еще студия звукозаписи — изящное решение, если иметь в виду историю локации. Все это умещается на 10 тыс. квадратных метров.

«Посещаемость «Октавы» растет — с момента основания кластера общее число гостей превысило 800 тыс. человек. Ежегодный рост — от 10 % до 30 %, с поправкой на ковидный год, когда посещаемость всех культурных учреждений в стране резко упала. Если говорить про соотношение местных и туристов, то, к счастью, оно меняется в сторону туляков. Поначалу они с некоторым недоверием относились к кластеру. Но сейчас уже чувствуют себя здесь как дома и воспринимают кластер как среду для развития своих творческих навыков», — рассказал «Снобу» генеральный директор «Октавы» Дмитрий Барсенков.

«Октава» трансформировалась в культурно-общественное пространство в 2018 году с легкой руки частного инвестора Михаила Шелкова и довольно быстро стала точкой притяжения для туристов. Параллельно с открытием кластера исторический центр Тулы переживал ревитализацию. Замминистра культуры и туризма Тульской области Елена Мартынова рассказала «Снобу», что туристы, приезжавшие за традиционной классикой — пряниками и самоварами, — увидели другую Тулу.

«Сегодня это город с развитыми общественными пространствами: современной набережной, Музейным кварталом, десятками заведений гастроиндустрии и сувенирной продукции. Если в 2016 году в Тульскую область приезжало порядка 600 тыс. человек, то сегодня примерно 2 миллиона», — поделилась статистикой Елена Мартынова.

В общем, поводов широко отметить семилетие — предостаточно, и 26 апреля здесь состоялся целый фестиваль по случаю дня рождения «Октавы». Кластер отмечает его каждый год, привозит артистов и планирует программу, причем гости могут приходить на фестиваль-праздник бесплатно. В вечер семилетия перед туляками и туристами с новыми альбомами выступили Mirèle и Thomas Mraz, а днем гости смогли посетить маркет местных мастеров, попробовать себя в творческих мастер-классах и послушать паблик-токи, посвященные креативным индустриям.

Например, главный редактор издательства комиксов BUBBLE Роман Котков и авторы Алексей Замский, Тая Макаревич и Евгений Францев поговорили о космической тематике во вселенной BUBBLE. А куратор программ для сообщества глухих и доступности для глухих и слабослышащих Дома культуры «ГЭС-2» Влад Колесников рассказал о том, как сделать культурную институцию инклюзивной. Некоторые события фестиваля прозрачно намекают на будущее кластера — например, на развитие арт-направления в «Октаве».

Искусство молодое, местное, всякое

Как рассказал «Снобу» Дмитрий Барсенков, работа с современным искусством — одно из приоритетных направлений развития «Октавы». С 26 апреля здесь открыта выставка современной фотографии туляка Алексея Пирязева.

Алексей — фотокорреспондент онлайн-медиа Myslo, родившегося как интернет-версия тульской газеты «Слобода». Его работы хорошо известны на малой родине и берут первые места в локальных смотрах. Например, снимки Алексея победили в конкурсах «Тула в кадре. Фотомарафон» (2017) и «Мастера тульской журналистики» (2019).

В «Октаве» Пирязев показывает проект #намобилкус — как ясно из названия, в экспозиции представлена только мобильная фотография. Для того чтобы рассказать зрителю историю, необязательно иметь дорогостоящее оборудование и профессиональную технику — достаточно «видеть». А уж через линзу камеры или смартфона — дело десятое. Отсчет серии можно вести с 2018 года — тогда Алексей купил телефон «с нормальной камерой». На вопрос о том, как долго #намобилкус будет жить, автор ответить затрудняется.

«Может, еще один день, а может — два десятка лет. #Намобилкус — это и есть моя личная жизнь, мои наблюдения, моменты. Художником себя не считаю, фотографом — тоже. Я бы сказал, что собираю мозаику своей жизни, это делает каждый при помощи смартфона. Поэтому для меня это не проект, а легкое фотографическое блюдо, и я готовлю его по настроению. Могу снимать каждый день на протяжении месяца, могу не снимать месяц, два», — делится со «Снобом» Алексей.

Автор добавил, что переносит мобильные снимки в печатные альбомы — по его словам, фотография с любого устройства все равно остается документом времени, который нужно хранить как можно дольше. Одно дело, когда фотографии хранятся в телефоне или в облаке, которое может «слететь», и совсем другое — печатный альбом, который невозможно случайно удалить. Выставка Алексея очень короткая, увидеть ее можно только до 4 мая.

А до 8 июля в «Октаве» идет другая — и ее автора массовый зритель уже знает. Это Ася Заславская, обласканная медиа и именитыми галереями, — и ее проект «Архитектура времени». Экспозиция служит своего рода сиквелом к «Природе будущего», прошедшей в 2024 году в московской «Солодовне». Главное отличие, отмечает Ася, это, конечно, локация. В «Солодовне» была тотальная инсталляция, встроенная в пространство бывшего пивоваренного завода. А в Музее станка на «Октаве» стояла задача адаптировать проект под белые музейные стены. Так выставка приобрела отдельные главы.

«В “Октаве” у зрителя появилась возможность рассмотреть планы Кремля. Если в “Солодовне” планы висели на лестнице в качестве связующего элемента и намека на масштаб, которым располагает архив, то здесь они — самостоятельная единица, — говорит Ася. — Зритель может детальнее рассмотреть их и найти чертежи, на которые я ссылаюсь в работах, — например, на чертежи декоративных элементов Спасской башни. Появился элемент дороги. Это про переезд выставки из одного города в другой, а еще про мой собственный переезд — из Цюриха в Тулу».

Работы из проекта Аси Заславской «Природа будущего»
Работы из проекта Аси Заславской «Природа будущего» Фото: пресс-служба

Ася надеется сделать выставку-эпилог и показать коллекцию экспонатов, которые не были представлены ни в «Солодовне», ни в «Октаве». Так художница хотела бы завершить проект, но прежде — устроить выставке гастроли в других городах. «Всегда грустно расставаться с чем-то, что успел полюбить», — резюмирует Ася.

Первые семь лет жизни пролетели незаметно, и «Октава» уже готовится к первому юбилею, который будет отмечать через три года. Как отметил Дмитрий Барсенков, перемены будут «эволюционными» и на первом этапе коснутся Музея станка — институция вплотную займется проектами об истории промышленности и индустрии страны.

Автор: Катерина Алабина