Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Жаккар»
Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Жаккар» Фото здесь и далее: пресс-служба

Основная экспозиция в залах Хлебного дома

Выставочная часть внутри музея — это 12 тематических залов (8 с работами художников конкурсной программы и еще несколько для внеконкурсных произведений). Каждая зона раскрывает свою грань понятия «связь»: «Связь во времени и связь с традицией», «Связь с собой», «Связь противоположностей», «Связи в природе», «Связи систем», «Разрыв и восстановление связей» и др. Площадкой для нескольких объектов стало фойе музея и анфилада Большого дворца.

Из 175 заявок, поданных на конкурс, экспертный совет выбрал 83 работы художников из России, Белоруссии, Казахстана и др. Аргентинец Хулиан Пессе, например, привез в «Царицыно» шестиметровую черно-белую работу «Жаккар». Это размышление на стыке искусства, технологии и истории вычислений, в частности — о роли механических посредников в процессе творчества. Через технику ксилографии Пессе создает аналогию между текстильными станками XIX века и современными цифровыми технологиями. Станок Жаккара использовал перфокарты для создания узора ткани — именно этот принцип лег в основу бинарного кода, на котором сегодня работают компьютеры. Пессе поднимает также тему авторства и опосредованного творчества: результат работы — это всегда комбинация авторского замысла и механического исполнения.

Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Души леса»
Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Души леса»

В том же зале, посвященном связям систем, привлекает внимание пространственная работа Христины Высоцкой (Беларусь) — «Души леса. Связи». Она представляет лес как живую систему связей, сопоставимую с современными цифровыми сетями. Композиция говорит о лесе как об органической, децентрализованной и саморегулирующейся системе, в которой каждое дерево, каждая живая единица связана с другими, подобно узлам в информационной сети. Текстиль в этой работе является средством визуализации невидимых потоков данных и энергии.

Не только нити

Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа Post Quem
Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа Post Quem

Триеннале — это проект, который раскрывает текстильные техники во всем их многообразии. Например, миниатюрная работа «Коллекция воспоминаний» Наталии Косовец выполнена в иглопробивной технике с вплетением засушенных цветов. С каждым цветком связана своя история. Началась коллекция в 2020 г. с весеннего крокуса, сорванного во дворе дома художницы во время локдауна. «Археологию будущего» показывает Катя Абламская в работе Post Quem, переплетая натуральные материалы с проводами и найденными объектами. Это размышление художницы о хрупком балансе между природными и техногенными экосистемами.

Работа «Преодоление пространства» Василия Бычкова является исследованием взаимосвязи между временными и пространственными системами посредством перевода музыки в текстильную форму. В ее основе лежит преобразование одной системы знаков (музыкальной ритмики) в другую (визуально-пространственную структуру). Произведение строится на анализе ритма как структурного кода, где звук — это временная последовательность, а текстиль — пространственная. Главная идея заключается в разрушении предсказуемого порядка, будь то в музыке или в текстиле.

Зал «Связь противоположностей» посвящен одной из ключевых концепций — идее взаимосвязи и взаимодействия противоположностей, раскрывающей динамичную природу мира. Работая с этой темой, художники обратились к образам, которые обычно используются в философском контексте. Например, «Гордиев узел» Наталии Цветковой воплощает в себе идею сложного, запутанного взаимодействия различных сил, которые, на первый взгляд, не могут быть разрешены обычным путем. Работа создана из полотен, собранных в объекты-узлы по завершении процесса ткачества. Их не нужно разрубать — они могут раскрываться сами, снова становясь плоской тканью. «Литофит» Юлии Несис — это пример того, как противоположности могут не только существовать в одном пространстве, но и взаимодействовать, образуя нечто более сложное и гармоничное, чем каждая из частей по отдельности. Литофит как метафора — это идеальный предмет для размышлений о жизни, смерти, изменении и стабильности, а также о том, как преодоление противоположностей может привести к развитию.

Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Связь с собой»
Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Связь с собой»

В фокусе внимания многих текстильных художников в 2010-е гг. оказалась тема, связанная с экологической повесткой и влиянием человека на природу. Важной составляющей становится использование натуральных и переработанных материалов, а также внимание к циклу их жизни — от производства до утилизации. Для работы «Соединительная ткань» Валерия Амирханян покрасила нити земляным пигментом собственного приготовления. Работы составлены на основе геологических, климатических и гидрологических карт районов Красноярского края. Ручная работа подчиняется пейзажной логике и напоминает мембрану, имитируя бесконечные процессы эрозии и разрушения, роста и обновления, незаметные человеческому глазу.

Самые личные истории собраны в зале «Связь с собой». Триптих Марии Шарухи «Рябина» вдохновлен детской фотографией, на которой автор с сестрами втроем залезли на рябину, усеянную ягодами. Через образ дерева, переходящего с одной работы на другую, автор передает крепость семейных уз, а автопортрет художницы в детстве добавляет работе трогательной интимности. Некоторые художники вовсе убирают текстиль из своих работ. Наталья Евсеева в работе «Белые надежды» использует переплетенные белоснежные листы картона, развешанные, словно одежда, на сушилке. Белая бумага символизирует чистые, будто после стирки, мысли — без цвета и грязи.

Парковые инсталляции: искусство под открытым небом 

Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Маммонтеус»
Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Маммонтеус»

Семь масштабных работ расположились в царицынском парке, превратив его в галерею под открытым небом. «Маммонтеус» Павла Елфимова — большущий плетеный зверь из джутового каната — возвышается на склоне Большого оврага прямо напротив Хлебного дома. Это призрак забытого прошлого, воссозданный из обрывков памяти и фантазий. Рядом находится «Аккордеонистка» Елены Молчановской, выполненная из искусственного ротанга. Ее гибкий силуэт будто замер в танце, а складки материала имитируют движение мехов аккордеона.

На фундаменте Домика садовника — «Намеки о цельности» Катерины Лайм-Блоссом. Старинный каменный лабиринт связан красными нитями в единую структуру. Все однажды разрушится под влиянием дождя, солнца и ветра, инсталляция будет ежедневно меняться, но в любой момент времени каждый ее элемент — неотъемлемая часть целого.

Если взглянуть вниз на овраг с Большого моста, то оттуда откроется вид на композицию «Созидание» Татьяны Патиной и Марии Бондаренко. Основная идея заключается в том, что человек сам держит нити своей судьбы в руках и создает полотно своей жизни, словно ткач. Один из объектов расположился на глади Верхнего Царицынского пруда. Это «Портал II» Александры Островской.

Совет: чтобы увидеть все работы в парке в удобной последовательности, начните осмотр от Оранжерейных ворот (вход № 9).

Текстиль в миниатюре

Особое место внеконкурсной программы триеннале занимает проект «Микро — точка пересечения», где на небольших полотнах (не более 20×20 см) художники создают целые вселенные. Отчетливо становятся видны схожие черты и различия представленных работ, рельефнее обозначаются ведущие тенденции искусства мини/микро-текстиля. Этот проект — результат творческого вызова для авторов, которые экспериментируют в малом формате.

В этом же зале располагается интерактивная стена «Ценностей и траекторий». Есть гвозди, есть нити — и этот объект приглашает к эксперименту: предлагает посетителям самим сплести узор из важнейших жизненных понятий, создавая уникальную карту личных приоритетов.

Специальные проекты в рамках Триеннале

Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Сеть, в которой мы живем»
Экспозиция выставки V Триеннале текстильного искусства, работа «Сеть, в которой мы живем»

Экспозиция в Хлебном доме завершается сайт-специфик работой «Сеть, в которой мы живем» Ольги Киселевой. Инсталляция посвящена феномену сетей — универсальному образу, определяющему структуру современной реальности: интернет, телефонные, компьютерные, банковские, социальные сети… Мы включены в каждую из них, реализуемся через принадлежность к ним и зависимы от них. Вопрос: живем ли мы в реальном мире или в сети? — приобретает все большее значение.

Проект был впервые разработан Ольгой Киселевой в 2015 году для персональной выставки Sea View (Вид на море), проходившей в Национальном центре современного искусства Лангедока, расположенном в реконструированном промышленном здании рыбацкого порта города Сет (Sète), и основан на традиционных сетях Средиземноморья. В 2018 году во Владивостоке, дополненный в сотрудничестве с дальневосточными специалистами по производству рыболовных сетей, проект вошел в коллекцию Фонда современного искусства «Заря». Инсталляция, представленная в рамках Триеннале текстильного искусства, подчеркивает нашу все возрастающую зависимость от древовидных иерархических общественно-экономических сетей.

Событийная программа: экскурсии, мастер-классы, арт-терапия 

Выставки такого масштаба никогда не обходятся без специальной программы по теме. Помимо классических кураторских туров по экспозиции куратор Анна Карганова проведет необычную экскурсию «Бегущий искусствовед», где участники узнают об истории Царицынского парка, а также об арт-объектах Триеннале, расположенных на территории парка. Этот динамичный формат позволяет по-новому взглянуть на взаимосвязь исторического ландшафта и современного искусства.

Для тех, кто предпочитает действительно глубокое погружение в тему, музей предлагает «Пластические медиации» — инновационный формат взаимодействия с искусством через движение и тактильные ощущения. В сопровождении медиатора и перформера посетители смогут не только увидеть экспонаты в залах Хлебного дома, но и прочувствовать их через собственное тело, открывая новые грани восприятия текстильных произведений.

Особое внимание уделяется семейной аудитории: в «Мастерской чудесных превращений» дети и взрослые вместе создадут памятные арт-объекты, используя различные текстильные материалы. Осенью музей также запустит специальную программу для подростков с ментальными особенностями, где они смогут освоить основы ручного ткачества и плетения.