Вирджиния Вулф — английская писательница, феминистка и одна из главных фигур в европейской литературе «высокого модернизма». Вместе с другими видными интеллектуалами своего времени она состояла в элитном творческом объединении кембриджских выпускников, известном как «Группа Блумсбери». Авангардные писатели этого круга противопоставляли себя ханжеским викторианским нравам и пытались создать революционный литературный язык, который мог бы в полной мере описать сложное, парадоксальное устройство человеческого сознания.

Используя новаторские художественные средства, автор старалась отрефлексировать собственный жизненный опыт. Опубликованный в 1927 году роман «На маяк» тоже автобиографический, пускай и частично. В детстве Вирджиния очень любила приезжать в загородный дом своего отца, пока он не впал в депрессию после смерти матери Вулф в 1895-м. В романе «На маяк» писательница не только воскрешает мать, но и подселяет себя максимально близко к ней в лице одной из героинь.

На маяк (попасть нельзя)

По сюжету книги английское семейство Рамзи, родители и их восемь детей, приезжают в свой летний дом на острове Скай и планируют доплыть до находящегося поблизости маяка. С погодой героям не везет, на улице очень холодно и сыро, из-за чего совершить путешествие не удается. На этой почве глава семейства мистер Рамзи ссорится со своей женой миссис Рамзи и младшим сыном Джеймсом. 

Маяк Годреви в графстве Корнуолл, вдохновивший Вирджинию Вульф на написание романа «На маяк»
Фото: Education Images / Universal Images Group via Getty Images
Маяк Годреви в графстве Корнуолл, вдохновивший Вирджинию Вульф на написание романа «На маяк»

На протяжении всей первой части романа герои то и дело возвращаются к неслучившейся поездке. Персонажи пытаются разговаривать друг с другом, но подавленные обиды и беспощадное течение времени, размывающее все вокруг, сильно затрудняют общение. Например, миссис Рамзи постоянно проваливается в размышления о своих детях и переживает, что останется одна, когда они повзрослеют. В то же время маленький Джеймс из обиды на отца фантазирует о его убийстве.

Атмосфера в летнем доме напоминает более токсичную версию Муми-дола из детских книг Туве Янссон. Здесь и старый поэт Август Кармайкл, зависимый от опиума, и восторгающийся сочинениями мистера Рамзи бедный атеист Чарльз Тенсли, и неуверенная в себе художница Лили Бриско, которая безуспешно пытается написать портрет миссис Рамзи с сыном. Отличие лишь в том, что у Вулф все герои либо раздражены, либо глубоко растеряны.

События книги происходят незадолго до Первой мировой войны, но в этот критический для цивилизации момент герои «На маяк» оказываются максимально удалены от мира. Декорации, в которых происходит сюжет романа, почти пасторальны, они служат лишь безмятежным фоном для рефлексии каждого персонажа. Пространство вокруг дома находится в состоянии полусна, утопает в плотном белом тумане. Таким образом Вулф устраняет лишние детали, позволяет героям не отвлекаться от самих себя.

Вирджиния Вульф, 1933 год
Фото: Central Press / Getty Images
Вирджиния Вульф, 1933 год

Техника письма

Нарратив романа «На маяк» определяет такое авторское средство, как «имперсонализация», то есть обезличивание. На протяжении всей книги Вирджиния обращается к мыслям своих героев, сама пересказывает их читателю одним сплошным потоком, намеренно не акцентируя внимания на том, кто и что говорит. В своем дневнике писательница замечала, что в «На маяк» почти отсутствует прямая речь — чаще всего герои сходятся в мыслях друг с другом молча, сами того не зная.

Вулф называла свой творческий метод «рассказом об одном через другое». Устроено это довольно просто: каждая вещь, на которой останавливается взгляд рассказчика, провоцирует у него ассоциацию, какое-то воспоминание или стороннее впечатление. Отчасти писательница развивает так называемый «феномен Пруста» — когда знакомые запахи или изображения настраивают человека на запредельный уровень чуткости. Герои Вулф проваливаются в свои мысли, и их бурный поток постепенно уносит читателя все дальше от того предмета, который запустил ассоциативный ряд. 

Первое издание романа «На маяк», 1927 год
Фото: Culture Club / Getty Images
Первое издание романа «На маяк», 1927 год

При этом потоки сознания разных персонажей могут сосуществовать в одной сцене, как бы перебивая друг друга. Во второй части романа, которая озаглавлена как «Время проходит», читатель вовсе остается один на один с абсолютным, надмирным рассказчиком — только теперь он не суммирует одновременно звучащие мысли героев, а фиксирует те трагические изменения, которые уже некому наблюдать.

Возвращайся домой

В финале книги немногие уцелевшие персонажи возвращаются в разгромленный летний дом спустя 10 лет после прошлой поездки. На этот раз у постаревших и повзрослевших героев получается даже добраться до заветного маяка, но ощущают они почему-то лишь невыразимую грусть и странное опустошение. Благодаря модернистской технике «потока сознания», которую применяет Вулф, читателю, как и в реальной жизни, вспоминаются не конкретные события, которых в книге практически нет, а эмоциональное напряжение и особая печальная атмосфера ушедших дней. Читатель уверен, что тоже гостил у Рамзи, потому что помнит, о чем они ссорились.

Вирджиния Вульф, 1939 год
Фото: Gisele Freund / Photo Researchers History / Getty Images
Вирджиния Вульф, 1939 год

Вирджиния Вулф прививает читателю свою собственную память, заставляет испытывать ностальгию по времени, которого не было, и скучать по незнакомым людям. Автор неоднократно подчеркивает, что все происходящее в книге — это вымысел, однако сам способ организации текста просто не позволяет в это поверить. «На маяк» — это роман-знакомство с чужой выдуманной семьей, которая ощущается такой же дискомфортной и знакомой, как твоя собственная.

Автор: Егор Спесивцев