Группа «Диктофон»
Фото: Полина Липезина
Группа «Диктофон»

Антон, расскажи о концепции нового альбома и его названии.

Изначально мы хотели раскрыть в музыке суть нашего животного начала и собрать из треков зоопарк — название «Звуки природы» появилось еще до записи. За время создания альбома его концепция подразмылась, так что песня «Зебра» осталась единственной с животным в названии, но идею зоопарка мы сохранили в видеоальбоме, героями которого стали 12 разных животных: по одному на каждую песню.

Вы отмечаете, что на новый альбом повлияли гаражный рок 1960-х и панк 1970-х. Кто из исполнителей тех лет тебя вдохновляет?

Есть коллективы, которые идут со мной по жизни. Grinderman — проект Ника Кейва, в основе которого лежит первобытное звучание. Из классического панка — The Stranglers, они могут очень красиво преподнести тривиальную тему. Еще The Clash и R.E.M. И конечно, когда мы выпускали синглы, нашу музыку многие сравнивали с брит-попом — не буду скрывать, что мне нравятся Pulp и Blur.

В этот раз мне было легко работать над музыкой, в этом плане альбом собрался как конструктор, а вот в текстах я искал интересные ходы, смотрел, как пишут другие. Особое внимание я обращал на стихи западных поэтов 1940-х и 1950-х годов: Стиви Смит, Сильвии Плат.

Почему решили пойти в панк?

У меня всегда была латентная любовь к панку и тяжелому звуку, к более агрессивной манере исполнения, но на нашем альбоме она завуалирована в поп. В первом релизе, кстати, тоже были панковские нотки.

В соцсетях вы обращаетесь к подписчикам как к котятам, а сами зовете себя псами. Это тоже часть концепции «Звуков природы»?

Просто так сложилось. Когда мы выходим на сцену, я обычно произношу приветственное слово: поясняю, что на сцене сейчас четыре пса, а слушатели — это котята. Говорю: «Мы приглашаем вас в этот зверинец». Мне было бы приятно, если бы меня назвали котиком, а псы мы потому, что громко «гавкаем».

На обложке нового альбома изображена роза, и в постах в соцсетях вы часто используете эмодзи розы. Этот цветок стал вашим символом?

Однажды я написал пост про концерт и, выбирая из всех эмодзи, тыкнул на розу. Подумал, что она прикольно выглядит, и поставил ее еще в ста постах. Потом как-то раз девушка на концерте подарила мне розу. Перед следующим выступлением я сам купил розу и приклеил ее к стойке микрофона. Апогеем этого цветочного бума стал московский концерт в июле, когда мы попросили наших слушателей принести с собой цветы. Вся сцена тогда была усыпана лепестками, как будто мы хорошо повеселились на похоронах. Потом нас отдельно поблагодарила цветочная база напротив клуба, в котором мы выступали.

Если говорить о смысле обложки, то на ней роза разбивается на осколки. Это символ того, что цветок — нежное создание природы, которое человек может легко сломать.

Группа «Диктофон»
Фото: предоставлено из личного архива
Группа «Диктофон»

Параллельно с работой в «Диктофоне» ты играешь в группах «Дайте танк (!)» и «Свидание». Как получается совмещать сразу три проекта?

С «Дайте танк (!)» я играл на презентации их альбома, а потом два года на концертах, но в последнем фестивальном сезоне у меня уже не хватало времени быть на всех площадках. У «Диктофона» и «Свидания» сейчас плотный график, поэтому я перестал работать с другими проектами.

В одном из постов вы дали определение каждому треку с нового альбома: «Сирота» — эссе об одиночестве, «Ларек» — похмельный стон. А как бы ты охарактеризовал «Диктофон»?

Во французском языке есть выражение la petite mort (маленькая смерть. — Прим. ред.). Я бы добавил третье слово и сказал «маленькая смерть дворняги».

В какие моменты стоит слушать «Диктофон»?

«Диктофон» можно послушать, катаясь на лодочке в летнем парке, включить на похмельном сабантуе ночью понедельника, в глубоком стрессе или, наоборот, в хорошем настроении. Тут главное, чтобы человек сам выбрал контекст. В любой непонятной ситуации включай «Диктофон», и ситуация станет еще непонятнее.

Смотрите видео Zoomer News: концерт группы «Диктофон»

Смотрите видео Zoomer News: «Сам себе музыкант» Антон Макаров, его «Диктофон» поп-панка и сниппет нового трека