Кадр из фильма «Хищники»
Фото: Arcadia Motion Pictures
Кадр из фильма «Хищники»

Одним абзацем

В своей новой картине «Хищники» Родриго Сорогойен продолжает погружение в глубины человеческой психологии, в этот раз он изучает механизм ксенофобии и методы борьбы с ней. Французская пара переехала на пенсию в испанскую деревню и отказалась продавать землю, когда к ним пришли производители «зеленой энергии». Их решение разозлило соседей, которые решили вытравить «приезжих». Хотя большая часть фильма посвящена грызне мужчин за территорию, Сорогойена больше интересуют чувства жены, наблюдающей за разрастающимся конфликтом со стороны. Через нее он показывает свой метод переговоров, где человек вместо удара предлагает руку помощи.

Кадр из фильма «Хищники»
Фото: Arcadia Motion Pictures
Кадр из фильма «Хищники»

Подробно

Французская пара Антуан (Дени Меноше) и Ольга (Марина Фоис) два года назад переехали в северный регион Испании Галисия. Они живут в деревне, выращивают помидоры и восстанавливают заброшенные дома. Ремонтируют они их не ради собственного обогащения, а чтобы привлечь туристов-дауншифтеров и спасти умирающее поселение. Конец спокойной жизни приходит после того, как Антуан отказывает энергодобывающей компании в продаже участка для установки ветрогенераторов. Его решение вызывает недовольство не у корпорации, а у соседей — бездетных братьев Анта, уставших жить в бедности. Они начинают травлю Антуана и Ольги, желая выгнать их со «своей» земли. Конфликт между супругами и соседями разгорается стремительно, почва для издевательств богатая: можно смеяться над полнотой Антуана, называть их «лягушатниками» и постоянно напоминать, что это не их родной дом.

Кадр из фильма «Хищники»
Фото: Arcadia Motion Pictures
Кадр из фильма «Хищники»

Картина Родриго Сорогойена «Хищники» во многом перекликается с фильмом — победителем прошлогоднего Берлинского кинофестиваля «Земля Алькаррас» Карлы Симон Пипо (в прокате с 15 февраля). Обе картины показывают, как финансовый кризис отражается на жизнях людей, в обоих случаях к фермерам с заманчивым предложением приходит компания по добыче «зеленой энергии», и бедным людям приходится выбирать: сохранить землю предков или получить быстрый и легкий заработок и обеспечить себе безбедную старость. Работы Сорогойена и Пипо не социальные драмы, но дают важную информацию о состоянии испанского общества. С той лишь разницей, что в «Земле Алькаррас» на первом плане тема судьбы нескольких поколений, а в «Хищниках» — мотивы противостояния враждующих людей.

Кадр из фильма «Хищники»
Фото: Arcadia Motion Pictures
Кадр из фильма «Хищники»

В своем предыдущем фильме «Мать» (2019) Родриго Сорогойен показывает весь спектр человеческих эмоций: от глубокой скорби из-за смерти ребенка до подростковой истерии, в «Хищниках» же режиссер точно воспроизводит механизм травли. Братья, как животные, сражаются за свою землю: буквально метят территорию и пытаются загнать Антуана в ловушку. Но это мужской мир. Правда, что характерно для последних работ Сорогойена, на женской стороне. В «Матери» Елена (Марта Ньето) пытается справиться с потерей сына, исчезнувшего на пляже 10 лет назад. В случае с «Хищниками» истинный герой — Ольга, наблюдающая за разрастающимся конфликтом. Она просит мужа не ссориться и предлагает переехать, потому что понимает психологию братьев, которые, подобно загнанной в угол собаке, готовы на все ради выживания. Их животному поведению Ольга противопоставляет спокойствие, рассудительность и доброту. Зверю — звериное, человеку — человеческое.