Исаак Левитан, «Домик с ракитами»
Первая половина 1880-х
Русский музей, Санкт-Петербург

Фото: Русский музей

Лирический образ русской природы в картинах Исаака Левитана складывался из большого количества натурных этюдов, которым художник уделял особое внимание. По убеждению живописца, только в этюде можно было увидеть все нюансы выбранного мотива. Иногда для большей верности пейзажист одновременно начинал писать два этюда одного и того же места. Он был убежден, что «в большом этюде больше вранья», и отдавал предпочтение небольшим размерам холста.

«Дом с ракитами» — этюд, написанный в период окончания обучения художника. Эта картина — пример работы крепкого и уверенного мастера, которого впереди ждет очень долгий путь. Стилю Левитана еще только предстояло сформироваться. В последующих работах он уже не будет обращаться к такой проработке деталей, как в этом этюде. Несмотря на простоту сюжета, Левитан подмечает натуру. Эмоциональным камертоном стали красные и белые ткани в углу картины. Кажется, что дом оживает и скоро кто-то точно выйдет за этими высохшими на солнце цветными пятнами.

Алексей Саврасов, «Ранняя весна»
1880–1890-е
Русский музей, Санкт-Петербург

Фото: Русский музей

Важное значение для формирования стиля Левитана имела личность наставника. Поворотным моментом в жизни начинающего художника стало знакомство в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с преподававшим там Алексеем Саврасовым. Он привил Исааку Левитану любовь к пейзажу настроения. Цветовая гармония, свойственная произведениям Саврасова, была новаторской для своего времени — его работы открывали новые возможности тональной живописи. Благодаря учителю Левитан научился ценить в природе тонкую лирику национального пейзажа с его спокойными равнинами и сельской природой. Он был убежден, что с Саврасовым в русской живописи «появилась... безграничная любовь к своей родной земле».

Картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» можно увидеть в стенах Третьяковской галереи. В Звенигородском Манеже у зрителя есть возможность посмотреть на более поздний вариант этой картины. Художник часто обращался и многократно повторял этот мотив. «Ранняя весна» — лишь один из вариантов. Работа по содержанию мрачная, давящая. И неслучайно, ведь она полностью отражает состояние художника в поздний период его творчества. 

Василий Поленов, «Вид Тарусы с высокого берега Оки»
1916
Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Поленов «Вид Тарусы с высокого берега Оки»,
1916
Фото: Русский музей
Василий Поленов «Вид Тарусы с высокого берега Оки», 1916

Василий Поленов, сменивший Саврасова на посту руководителя пейзажного класса училища, принял нового ученика «как своего человека». Общение, а затем и дружба, с талантливым педагогом стали очередной ступенью эволюции творчества Левитана. Он с воодушевлением слушал обстоятельные рассказы Поленова о современных приемах живописи и французских импрессионистах.

Василий Поленов путешествовал с Константином Коровиным на теплоходе по берегам реки Оки и сразу же влюбился в эти места. Художник понял, что хочет жить именно там и купил имение, которое сегодня известно как музей-заповедник «Поленово». Он не раз писал работы, глядя на красоту русских широт близ Оки. Его картины стали типичным примером русского пейзажа.

Константин Коровин, «Дорога. Звенигород»
1891
Русский музей, Санкт-Петербург

Фото: Русский музей

О работе Левитана в Звенигороде известно по воспоминаниям Коровина. Звенигород и его окрестности — места, любимые многими русскими художниками. «Дорога. Звенигород» — типичный уголок Саввинской слободы. Ранее художники искали эффектные сюжеты и необычные мотивы, но это ушло в прошлое. Увидеть красоту в том, что видишь каждый день, — новое направление в русской пейзажной живописи. От Саврасова и Каменева у Коровина появился интерес к простым мотивам, знакомым и близким душе.

Коровин также учился у Саврасова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое покинул после увольнения любимого наставника. Темперамент Коровина привносил в пейзажные образы динамику и красоту фактурного мазка. Быстрыми прикосновениями кисти к холсту живописец мог легко наметить в этюде дорогу, косогор и ворох зеленых листьев.

Лев Каменев, «Ручей»
1883
Русский музей, Санкт-Петербург

Фото: Русский Музей

«Ручей» — последняя работа Каменева. Она была написана в Звенигороде, где он жил и творил последнюю часть своей жизни. Так же, как и Коровин, Каменев выбирал простой мотив, понятный каждому. Каменев был одиночкой, хотя в Московской школе он был один из самых сильных пейзажистов. Его по праву считают патриархом среди художников, писавших звенигородские пейзажи, хотя он далеко не первый, кто начал изображать виды подмосковного города.

«Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей», — считал Левитан. Это понимание пейзажа сформировалось у молодого художника в значительной степени под влиянием Льва Каменева.

Автор: Арина Барщевская