Гай Ричи во время съемок
Фото: Warner Bros.
Гай Ричи во время съемок

Свой путь в мире аудиовизуальных искусств Гай Ричи начал как клипмейкер, и если вы посмотрите старый техно-клип из середины 90-х электронщиков Westbam, Koon & Stephenson Always Music, то обнаружите, что в нем уже есть практически все приметы будущих фильмов режиссера: сверхкрупные планы, пулеметный монтаж, красивая девушка в темном брючном костюме, винтажные автомобили и громилы в обтягивающих майках.

Эти техники и образы Гай Ричи на протяжении карьеры отыграет много раз, в том числе и в новой приключенческой комедии «Операция “Фортуна”: Искусство побеждать» — фильме современном, но при этом сохраняющем связь с миром старых кинофильмов вроде «Розовой пантеры» и веселых боевиков с Жан-Полем Бельмондо. В ключевой момент «Операции “Фортуна”» Обри Плаза шепчет слова старого хита Би-Джей Томаса Raindrops Keep Fallin’ On My Head, а сама бравурная песня звучит почти целиком — сцена перекидывает мостик к вестерну Джорджа Роя Хилла «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» 1969 года. Это гимн людей, которые совершили удачное ограбление и готовы отпраздновать свой триумф.

«Джентльмены»

Как и многие саундтреки Гая Ричи, набор песен из «Джентльменов» — универсальный сборник, который создан для того, чтобы его слушали целиком, причем не один раз. При этом Ричи и его музыкальные консультанты всегда стараются удивить слушателя и подарить старым песням второе рождение уже в иной исторической эпохе. Именно поэтому на звуковой дорожке «Джентльменов» появились Roxy Music с завораживающим хитом 70-х In Every Dream Home a Heartache и немцы-краутрокеры Can с Vitamin C. Последний трек звучал, наверное, в полутора десятках лент (от «Разомкнутых объятий» Педро Альмодовара до сериала «Эйфория»). Знаменитый номер Sunshine of Your Love трио Cream как будто создан для того, чтобы притопить педаль газа и полететь по шоссе. Но Ричи не чужд и релакс — он добавляет немного элегантного ретро-хип-хопа The Pharcyde, а также саркастическую That’s Entertainment The Jam.

«Большой куш»

Один из первых крупных хитов Гая Ричи появился на рубеже веков, и он буквально напичкан модной музыкой тех лет. Тут и пронизывающее шпионское даунтемпо Sensual Woman The Herbaliser, и эпический готик-трип-хоп Massive Attack Angel, и модный в то время Мирвэ с его Disco Science. Именно французский продюсер Мирвэ выступает связным Ричи с Мадонной — его музой тех лет. Разумеется, без ее Lucky Star тоже не обошлось. Для ретроманов, которые всегда ждут от Гая Ричи что-нибудь из условного ассортимента музыкального канала VH-1 (или музыкального автомата в дайнере), звучат Ghost Town The Specials, Golden Brown The Stranglers и Dreadlock Holiday 10сс — безукоризненный английский стиль тех лет, когда пластинки продавались миллионными тиражами. 

«Рок-н-рольщик»

Этот фильм Гая Ричи доказывает, что режиссер не только умеет искусно соединять старые хиты и новые модные треки, но и выступать в роли музыкального трендсеттера. Именно это картина сделала интернациональным хитом I’m A Man французов Black Strobe — остроумную переделку песни Бо Диддли. Гитарно-синтезаторный рев и суровый баритон вокалиста коллектива Арно Реботини поставят на уши любой танцевальный клуб. В «Рок-н-рольщике» состоялось и второе рождение старого хита гаражных рокеров The Sonics Have Love Will Travel, способного спровоцировать на спонтанный бархоппинг. Еще одни счастливчики, получившие «приглашение» Ричи, The Subways — их энергичная песня Rock and Roll Queen не только отлично подошла к общему настроению ленты, но и стала украшением многих барных вечеринок.

«Карты, деньги, два ствола»

Первый из хитов Гая Ричи — стопроцентно британский по духу с великолепным набором национальных хитов. В центре внимания — любимый режиссером гаражный рок, классика американцев The Stooges I Wanna Be Your Dog. Картина — подлинный документ эпохи брит-попа: в дорожке нашлось место и отцам-основателям жанра The Stone Roses с их фанковым шедевром Fool’s Gold, и Hundred Mile City Ocean Colour Scene. Даже присутствующий здесь Робби Уильямс предлагает бравый гитарный номер Man Machine с альбома I’ve Been Expecting You, когда музыкант еще имел амбиции стать продолжателем дела братьев Галлахеров из Oasis. Экзотики добавляет мелодия из «Грека Зорбы» Микоса Теодоракиса и бодрый фанк Джеймса Брауна The Boss — такой саунд вполне по душе его гангстерам-меломанам. 

«Револьвер»

Настроение самого амбициозного (по крайней мере, с визуальной точки зрения) психоделического гангстерского фильма Гая Ричи полностью отражено в инструментале Atom’s Tomb коллектива Electrelane с его нарастающим гитарно-электронным интро. В саундтреке нашлось место и Моцарту, и «Реквиему» Габриэля Форе, и Бетховену, Эрику Сати, Вивальди и наконец Эннио Морриконе (последний, к слову, полвека назад написал музыку к другому «Револьверу» — криминальной драме Серджио Соллимы). Здесь старый трек Дэвида Аксельрода The Mental Traveler, напоминающий о самых темных ночах лета любви в конце 60-х, гармонично сосуществует с электронным космизмом Ричи Хоутина, который подарил саундтреку сюиту своего проекта Plastikman Ask Yourself — c гипнотической мелодекламацией в духе Yello и тревожным техно-битом. Квинтэссенция саундтрека — электронный ремейк Mucchio Selvaggio Морриконе от немцев 2Raumwohnung: тема городских ковбоев нулевых без всякого страха и упрека.