Юрий Богомолов
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Юрий Богомолов

Юрий Богомолов родился в 1937 году в Ленинграде. Учился в 331-й школе и после ее окончания работал фрезеровщиком. До поступления в университет служил в Заполярье авиамехаником. От армейского периода у Богомолова, по его собственным словам, «остались приятные воспоминания». В 1964-м начал печататься в советской периодике. Год спустя окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Александра Грошева).

Богомолов был противником мнения, что историками кино становятся «неудавшиеся драматурги». «Критика — это совершенно особый вид художественной деятельности. Она первичнее самого творчества», — говорил он в интервью Александру Мягченкову. Юрий Богомолов считал, что именно благодаря труду критиков раскрывается скрытый потенциал картин: «Когда пишешь о фильме, ты его глубже понимаешь. Обнаруживаешь мотивы, которые существовали подспудно. Надстраиваешь над тем, что увидел, свой фильм». Своим профессиональным учителем Богомолов называл Майю Туровскую — советского и российского кинокритика.

После ВГИКА Богомолову предлагали режиссировать научно-популярные картины для студии «Ленфильм», но он от предложения отказался, потому что «хотел быть историком кино, а не снимать его». Интерес к критике Богомолов объяснял желанием прислушиваться к чужому мнению: «Мне всегда интересно было увидеть со стороны еще кого-то, как кино воспринимается. Как его анализирует кто-то другой».

По собственным словам Юрия Богомолова, он был сентиментальным человеком. Например, он много раз начинал, но так и не смог досмотреть фильм «Белый Бим, черное ухо». Испытываемый трепет Богомолов объяснял тем, что «собака — это душа человека, которую можно потрогать».

В 1976 году он защитил диссертацию по теме «Некоторые проблемы поэтики художественного времени на телевидении» и стал кандидатом искусствоведения. Богомолов печатался в газетах «Советская культура», «Литературная газета», «Московские новости», журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Киноведческие записки» и «Сеанс». Публиковался в сборниках «Кинопанорама», «Телевидение вчера, сегодня, завтра», «Телесериал».

Юрий Богомолов — автор книг «Художественное время на ТВ» и «Хроника пикирующего телевидения», а также работ по теории и истории театра, кино и телевидения. Однако писателем он себя не считал. «Я не написал ни одной беллетрической книжки. Называть себя писателем — все равно что сказать: “Я хороший человек”», — объяснял Богомолов.

С 1998 по 2004 год он заведовал отделом культуры газеты «Известия». Управлял отделом теории и истории в редакции журнала «Искусство кино». Был телевизионным обозревателем «Российской газеты», в шутку называл себя «дежурным по телевизору». Работал колумнистом во многих российских изданиях, в том числе в проекте «Сноб». Известен как один из авторов телевизионной программы «Школа злословия».

В 2009 году за вклад в кинематографические науки, критику и образование Богомолов получил премию «Ника». Семь лет спустя он стал лауреатом премии «Белый слон».

Смерть критика прокомментировали его коллеги:

Александр Архангельский*, литературный критик:

«Умер Юрий Александрович Богомолов, киновед, телевизионный критик — и прекрасный человек. Именно он взял меня в “Известия”, когда жизнь вновь заставила переквалифицироваться в журналисты, и спасибо ей за это, как минимум за Богомолова. За возможность сидеть с ним на планерках, восхищаться его как бы ленивым юмором, учиться заново писать, упаковывать сложные мысли в очень простые слова. <...> Он трогательно гордился своими детьми и переживал за них. Спасибо, дорогой Юрий Александрович, за встречу в этой жизни».

Лариса Малюкова, кинокритик:

«У него был собственный стиль письма — немного суховатый, лаконичный, точно смонтированный. И, в отличие от многих моих коллег сегодня, он никогда не выделял “предмет искусства” в отдельный уютный мирок, закрытый высокими стенами от ветров социальных и политических бурь. Повторял: “Интерес каждого серьезного художника обусловлен процессами, происходящими в современной ему духовной и социально-исторической практике”».

Леонид Павлючик*, кинокритик:

«Юрий Александрович был человеком безукоризненной честности, принципиальности, творческой взыскательности. Он стал одним из первых лауреатов премии “Ника” за вклад в кинокритику и образование. А коллеги по Гильдии киноведов и кинокритиков наградили его своей премией с исчерпывающей формулировкой “Честь и достоинство”».

Подготовил Егор Спесивцев

* Ссылка ведет на Facebook принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России