Иллюстрация: Getty Images
Иллюстрация: Getty Images

Это почти история о патриотизме — о той его разновидности, когда родившиеся в России добиваются успеха за границей и привозят свои идеи обратно на родину. Продюсер документальных фильмов Дмитрий Тульчинский собирается в мае запустить сервис, который должен убить Netflix. «Если вы пользовались Amazon или Netflix, вы прекрасно знаете: реально вы смотрите два-три наименования и платите за весь довесок, который вам не нужен как подписчику, — говорит Тульчинский. — Причем ваша подписка не стимулирует производство контента, который вам нравится». Платформа Тульчинского называется Bond — в переводе с английского «связь» — напоминая киноманам о Джеймсе Бонде.

Тульчинский говорит, что Bond — это такой Uber для видеоконтента, исключение посредника, который навязывает вам свой вкус. «В любой большой компании типа Amazon или Netflix мне рассказывали, какой контент нужен потребителю, — говорит Тульчинский. — Но проблема в том, что, если бы боссы киностудий действительно знали, что производить, им был бы не нужен независимый продюсер. Мне в голову пришла идея, что публика сама может решать, какой контент она хочет смотреть и за что готова платить. И таким образом стать краудинвестором, вкладываясь в создание продукта, который нравится».

Bond работают по системе с пугающим названием «децентрализация доходов за контент». Абонентская плата — 10 долларов в месяц — распределяется только между владельцами того контента, который вы смотрите. Более того, она будет зависеть от того, сколько фильмов вы посмотрите. «Если вы что-то посмотрели три минуты и выключили, владелец этого фильма получает гораздо меньше денег, чем тот, чей контент вы посмотрели до конца, — говорит Тульчинский. — Если какой-то фильм идет 10 минут, его производитель не должен получать столько же, сколько производитель двухчасовой полнометражки. Это честное разделение денег. Люди с 400–500 тысячами подписчиков на YouTube зарабатывают максимум тысячу долларов в месяц, потому что львиную долю забирает корпорация. Если бы их верные подписчики платили напрямую, у авторов была бы возможность зарабатывать от 40 до 150 тысяч долларов ежемесячно».

Тульчинский приводит пример, насколько большие корпорации влияют на то, что мы смотрим. «Есть многими любимый сериал “Карточный домик”, потерявший главного героя из-за разрушенной карьеры Кевина Спейси, — говорит Тульчинский. — Мне как потребителю наплевать на то, что произошло в личной жизни Спейси 15 лет назад. Франшиза стоит очень дешево, потому что все потеряли к ней интерес. Я могу ее купить и уговорить Спейси участвовать за небольшие деньги. И если мы купим права, студия просто не сможет возражать против производства сериала. Потребитель голосует деньгами. А мы даем доступ к контент-производству массовому рынку».

Тульчинский уверен, что такие платформы рано или поздно изменят систему распределения контента, так же как Uber изменил наш способ пользования такси. «Это сделаю я или кто-то другой, даже если сейчас вы в это не верите. Вот вам пример: пять лет назад право на владение лицензией на такси в Нью-Йорке стоило миллион долларов, — говорит Тульчинский. — После появления “Убера” эта лицензия стоит 20 тысяч долларов, но никто не хочет ее покупать. Так же как Netflix убил видеопрокаты, децентрализованные платформы убьют нынешние сервисы. Я абсолютно не претендую на монополию, таких платформ должно быть много. И мне не жалко, если все провалится. Я настолько уверен, что это поменяет мир, то даже если я окажусь тем, кто просто сделал первый шаг, — пусть».

Видеоконтент уже настолько подешевел, что люди действительно готовы платить за отсутствие назойливой рекламы и возможность не продираться через десятки сайтов в поисках нужного фильма. «Контент — это пища нашего мозга, — говорит Тульчинский. — Просто в любой стране вы жуете то, что дают большие корпорации. И что производить, решаете не вы. Я предлагаю диету для нашего мозга — самим решать, что и как потреблять».