Иллюстрация: Adoc photos/Corbis via Getty Images
Иллюстрация: Adoc photos/Corbis via Getty Images

Ну вот, выросло и стало рожать детей первое поколение людей, которые всю свою сознательную жизнь так или иначе взаимодействуют с компьютерами и интернетом.

Теперь о теме «воспитание детей и интернет» наконец-то можно поговорить серьезно — без визга, кликушества и придыханий.

Что он такое в мире современного ребенка? Для чего нужен и какое место занимает? Характеристики и функции этого места абсолютно уникальны или уже были (или есть) какие-то аналоги?

Для начала — есть связанные с темой «дети и интернет» соображения и страхи, которые мне много лет едва ли не каждый день озвучивают родители и которые я здесь перечислю, несмотря на то что они всем известны:

— современные дети с очень раннего возраста, лет приблизительно с пяти, а то и раньше, могут всем, даже самым интересным, игрушкам предпочитать гаджеты с играми;

— гаджет последней модели является обычной мечтой ребенка или подростка;

— родителям кажется, что многие дети и подростки могут проводить в интернете неограниченное количество времени. Если их оттуда не «вытаскивать», то они забудут про сон, еду, прогулки и, уж конечно, про приготовление уроков;

— из интернета дети могут узнать и «забрать себе» всякую ужасную и вредную для них информацию, научиться там чему-то плохому;

— если ребенка или, особенно, подростка не пускать в интернет, он делается вялым или, наоборот, агрессивным;

— для того, чтобы туда все-таки попасть, он будет идти на самые невероятные ухищрения: лгать, манипулировать, шантажировать, иногда даже драться;

— в интернете ребенку в любом возрасте легко познакомиться с темой секса, причем в ее самой примитивной, вульгарной форме;

— в интернете ребенка (и особенно подростка) подстерегает опасность встретиться с «плохими людьми», попасть в лапы чего-то криминального, находящегося за гранью закона.

Приблизительно такой список. Может быть, я что-то забыла, но основное, кажется, перечислила.

Теперь хотелось бы отметить тренд. Когда-то все эти жалобы появились (я тогда уже работала психологом и этот момент застала прямо на рабочем месте), потом стали, сначала медленно, а в какое-то время лавинообразно, нарастать, достигли пика. Сейчас пик уже явно пройден. Тема постепенно теряет остроту, напряженность, часто упоминается «заодно» с другими проблемами: «…ну и еще она постоянно сидит в своем смартфоне, с подружками переписывается», «…и компьютерные игры, конечно, как у них у всех… как сядет, так не отогнать. Отец у нас тоже играет, но он хоть меру знает», «…и постоянно ноет, что у других детей телефоны лучше…»

Или тема вообще не упоминается: да, разумеется, наш ребенок каждый день играет, общается и получает информацию в интернете. Все так делают (и мы, родители, тоже), и что ж тут такого? А проблема у нас вот в чем… 

Это угасание экзальтированности дает мне, как специалисту, надежду. Значит, настало время поговорить и, главное, подумать на эту тему предметно.

Давайте попробуем?

Есть ли кардинальные отличия миров «двора» и «интернета»? На мой взгляд, есть. Главное из них: в мире «двора» практически не было взрослых. В интернете они есть

Прочитайте, пожалуйста, еще раз (если вам до тридцати лет, дайте прочитать кому-нибудь из старшего поколения) пункты-«проблемы» выше и подумайте (спросите): все это не напоминает ли вам что-нибудь из жизни прошлых, доинтернетных, поколений детей?

Ответ, если думать непредвзято, напрашивается сам собой: ну, разумеется, напоминает. И что же?

В первую очередь, конечно, двор. Двор — в самом широком смысле. Именно во двор сбегали в детстве мои ровесники.

— Опять убежал во двор! — жаловались их родители. — Не поел толком, обязанности по дому не выполнены, уроки не сделаны…

«Гоняет во дворе мяч, нет чтобы сел, книжку почитал», «Нахватал двоек, пока не исправит, я его к приятелям во двор не пускала, так он как бешеный сделался, чуть ли не с кулаками на меня полез…», «Что ему там, во дворе, медом намазано? Бессмысленное какое-то времяпрепровождение. Сидят на скамейке, мячиком стучат, ножички кидают… Никакого развития! А он — прибежал из школы, портфель швырнул и сразу туда! И до поздней ночи!», «Где он всей этой гадости нахватался? Да во дворе, конечно! Вы что, не знаете, какие туда ребята ходят? Да и взрослые совсем бывают…»

Ну признайте, что все жалобы практически «один в один»!

Мир, в который сбегают. Предыдущий виток спирали развития.

А были и еще? Да наверняка, просто мы о них меньше помним и хуже осведомлены. Например, в классической русской и английской литературе не раз упоминаются «книжные» юноши и девушки, которые убегали от реальности и фактически росли не в окружающем их мире, а в мире «французских романов». И, скорее всего, явление действительно имело место.

Есть ли кардинальные отличия миров «двора» и «интернета»? На мой взгляд, есть. Главное из них: в мире «двора» практически не было взрослых. В интернете они есть. Причем вовсе не в «разных местах». В какие-нибудь «танки» вполне могут на равных и одновременно играть девятилетний мальчик и сорокапятилетний мужик из разных уголков планеты. Согласитесь, что этот же мужик, вышедший поиграть во двор в «классики» или в «ножички» во времена моего детства, был бы встречен нами, детьми, по меньшей мере, с недоумением. А тут — все нормально.

Я полагаю, что именно эта характеристика нового интернетного мира — одновременное в нем пребывание детей и взрослых — дает современным родителям особые возможности.

Чтобы пояснить, давайте используем еще одну метафору — лес (в конце концов, это первое по времени, задолго до «французских романов», место, в которое «сбегали»).

Вот ребенок живет в каком-то городке или поселке. За его недалекой окраиной — лес. Лес манит. Он интересен, привлекателен и опасен. Разумеется, наш ребенок, подрастая, будет как-то этот лес познавать.

Есть три, способа, которыми это может произойти.

Способ первый.

С самого раннего детства нашего ребенка водит туда родитель (родители). Сначала за ручку, потом они идут рядом. Взрослый показывает сыну или дочери лесные диковинки, рассказывает, как называются травки и птички. Учит читать следы, отличать ядовитые растения от неядовитых, поганки от съедобных грибов, безобидного ужа от опасной гадюки. Объясняет, как тут все живут, показывает — чрезвычайно важно! — как живет в лесу и что там делает он сам, родитель. Вот собираем ягоды, грибы. Кусты не рвем, грибницу не рушим. К муравейникам бережно, костры тушим тщательно, особенно в сухую пору. Вот мостик через ручей сломался, сейчас принесем пару досок, поправим… Дети — имитаторы. Ребенок, узнает, учится, растет, постепенно начинает ходить в лес и один, и с друзьями, но все заложенное родителем никуда не девается, лежит в основе его постепенно вырабатывающейся индивидуальной стратегии лесной жизни.

Способ второй.

В семье лесом пугают. Говорят, что вот правильный мир — это дом, семья, огород и пыльные (или чистенькие) улицы родного поселка. В лесу все самое плохое: леший закрутит, русалка в омут утянет, баба-яга и вовсе поджарит и съест. Не ходите, дети, в лес. Естественно, при такой постановке вопроса лес обретает для ребенка просто сказочную привлекательность. Он то и дело пробирается туда сам, тайком, без карты и проводника. Ожидая всяких кромешных ужасов и прелестей, не менее кромешных. Обычные птички и цветочки привлекают его весьма умеренно (к тому же он не знает их названий, секретов и привычек, и некому ему рассказать, а без этого оно и вправду не особо интересно). Он, сознательно или подсознательно, ищет избушку бабы-яги. И, скорее всего, в конце концов найдет, ибо сказано: ищущий — обрящет.

Способ третий.

В семье не пугают лесом и не водят туда. Тема вообще особо не обсуждается. Однако самого леса за околицей это, разумеется, не отменяет. Подрастая, наш ребенок, конечно, обсуждает лес с друзьями. У них есть свои легенды, страшилки. Они совершают в лес совместные, сначала осторожные, вылазки. Сперва, как умеют, познают окраины. Потом предпринимают тщательно (на детский, разумеется, лад) подготовленные экспедиции вглубь. Делятся полученной информацией, как-то переработанной их еще незрелыми мозгами. Разрушают «на пробу» муравейники. Однажды забывают затушить костер, и сгорает кусок леса и целое поле до оврага. В другой раз нашли патроны, кидали их в костер, и один из мальчишек остался без глаза. Постепенно в голове нашего ребенка и его сверстников складывается образ «леса»: что в нем можно найти и как им пользоваться.

Вы еще помните, что «лес» в нашем обсуждении — метафора?

Так вот, уважаемые читатели-родители из «интернетного» поколения, вам выбирать, по какому из трех вышеперечисленных способов будет происходить освоение просторов интернета вашими маленькими детьми. С самим интернетом (лесом), разумеется, все в порядке. Он с нетерпением ждет новых, недавно родившихся пришельцев.

Но способ? Первый, второй или третий? Вам решать.