Дети, меняющие мир: Хазан и Ширин Зафар и их уличная школа
«Если вы не можете пойти в школу, школа придет к вам». Скорее всего, что-то похожее думали брат и сестра Хазан и Ширин Зафар, когда решили организовать уличную школу в одном из районов города Карачи. Хазану тогда было 14 лет, его сестре — 12.
Карачи — портовый город на юге Пакистана и один из крупнейших в мире: здесь живут 18 миллионов человек. По официальным данным, с уровнем образования здесь все не так плохо: грамотным, то есть умеющим читать, писать и производить простые арифметические действия, считается 77% взрослого населения. При этом около 160 000 бездомных детей в стране не имеют возможности получить даже начальное образование.
История уличной школы, созданной детьми, началась два года назад на одном из перекрестков города. Ширин с братом переходили дорогу, когда к ним подошла нищая девочка. Однако вместо того, чтобы начать просить денег, она спросила: «Вы можете позаниматься со мной?» Это так тронуло Ширин, что та сразу захотела чем-то помочь. Чуть позже Ширин говорила: «Мне хотелось сделать хоть что-нибудь, чтобы у этих детей появился шанс на лучшую жизнь. И я стала думать, как можно мотивировать их учиться».
Старший брат сразу же поддержал сестру: «Я верю в важность просвещения и давно хотел заниматься чем-то подобным. И с предложением Ширин я мог наконец перейти от мыслей к делу. В конце концов, технически это оказалось не так уж сложно: вместо того чтобы сидеть в телефоне, два часа после школы я занимаюсь с младшими учениками».
Ребята решили попробовать провести урок. Первыми учениками Хазара и Ширин были двое мальчишек-беспризорников. К настоящему моменту уличную школу успело посетить около 280 человек. Среди них есть не только дети, но и несколько взрослых (в основном родители учеников). Это 280 человек, которые учатся писать, читать и считать, изучают урду, получают начальные знания о мире за пределами страны.
Уличная школа — не эвфемизм: дети сидят на пластиковых стульях, за пластиковыми столами, поставленными на голую землю на клочке земли рядом с дорогой. Вместо крыши — открытое небо. Вместо стен — забор и дома по соседству. Вместо звонков — гул проезжающих мимо машин. Вместо учебников — огрызки карандашей и листы бумаги. Вместо нытья «Опять в школу» — радость, что есть хоть такая возможность получать знания.
Одна из первых учениц, Пашмина, регулярно посещала уроки английского и математики, несмотря на полиомиелит, тяжелое заболевание, распространенное среди детей Пакистана: «Я давно хотела учиться, но мои родители не в состоянии платить за школу. Моя мать работает уборщицей, и денег в семье очень мало. Сейчас я второй месяц хожу в школу и уже выучила английский алфавит и немножко урду».
Другой ученик, Салман Кхан, до и после занятий вынужден был возвращаться на улицу продавать бумажные салфетки. Его дневной заработок составлял примерно триста пакистанских рупий (150 рублей): «Зарабатывать деньги — это то, что я должен делать, чтобы выжить. А учиться — это то, что я делать хочу», — говорит он.
Вот уже два года занятия идут пять дней в неделю по полтора часа. Летом школа закрывается на каникулы. Ученики — в основном уличные торговцы цветами и попрошайки на перекрестках. Учителя не только занимаются с детьми — они взяли на себя задачи транспортировки детей от их лачуг в отдаленных районах до школы и обратно. Транспортные и текущие расходы покрываются из собственных денег ребят, их родственников и близких друзей. «Всем миром построили» — это как раз про школу Хазана и Ширин.
В первое время, чтобы подкрепить желание учеников не бросать учебу, брат с сестрой после каждого занятия давали детям карманные деньги (около 20 рупий, чуть больше 10 рублей). «Запуск уличной школы — сам по себе вызов. Когда ты решаешь выходить на улицы города и пытаться уговорить родителей отправить своих детей к нам на занятия, ты сталкиваешься с сопротивлением, — рассказал мне Хазан во время нашего небольшого интервью. — Потому что их маленькие дети — это самые настоящие кормильцы. Они зарабатывают деньги продажей бумажных салфеток или попрошайничеством и приносят эти деньги родителям. И конечно, родители колебались: никто не хотел лишаться привычного дохода. Тогда мы решили платить нашим ученикам своеобразную стипендию, чтобы возместить финансовые потери, связанные с учебой». Хазан рассказал, что в их планах построить большую школу, которая сможет предоставить детям качественное образование и даст возможность лучшей жизни и для них самих, и для их семей. И конечно, чтобы это осуществить, нужна огромная поддержка общества: и моральная, и финансовая.
В том же 2016 году брат с сестрой получили престижную награду Global Youth Award от правительства Тайваня в знак признания их деятельности международным сообществом. Их выбрали из сотни претендентов, и это стало важным моментом не только в их личной истории, но и в истории страны. Пакистан остается одной из стран, наименее представленных в мировом информационном поле, если мы говорим не об угрозе терроризма, эпидемиях или катастрофической бедности, а о гражданских инициативах и благотворительных проектах, тем более замеченных на международном уровне.
Одновременно с проблемой образования Хазан и Ширин думают о миротворчестве. В прошлом году в День независимости Индии они с друзьями исполнили национальный гимн Индии, записали это на видео и разместили в интернете с подписью «Всем нашим друзьям-индийцам». Ролик посмотрели больше 5 тысяч человек по обе стороны границы.
В настоящее время официальную страницу школы на «Фейсбуке» поддержали около 30 тысяч человек. Немалая часть из них — европейцы. И это не только слова благодарности «Вы молодцы!», «Так держать», «Благослови вас Бог» — кто-то помогает репостом и даже спрашивает, куда можно перевести денег.
Благотворительный дуэт дал с десяток интервью пакистанским телеканалам, заметки о них появились в международной прессе. Однако школа по-прежнему представляет собой встречи под открытым небом. Нет ни штата профессиональных учителей, ни грантов, ни государственной помощи. И по-прежнему, уже третий год, это остается инициативой двух молодых людей, Хазана и Ширин Зафар. «Вы не устали этим заниматься?» — спрашиваю я. «Нет! Мы каждый день видимся с этими детьми, учим их — и мысль, что мы вкладываемся в их лучшее будущее, а значит, в лучшее будущее всего мира, очень нас поддерживает».