Что происходит?

В последние пять-семь лет в мире наблюдается рост подросткового и даже детского предпринимательства, которое активно поддерживается частными бизнес-школами и даже государством. Правда, бизнес «с пеленок» одобряют не все родители, так как предпринимательство отнимает много времени и его не хватает на учебу. Хотя некоторые родители решительно поддерживают юных визионеров и даже бросают ради этого свою работу.

Самые высокие показатели в области предпринимательства демонстрирует США. По данным BusinessViews, каждый месяц в стране запускаются 543 тысячи стартапов. 60 процентов американцев считают, что США — удобная для бизнеса страна. Неудивительно, что именно в Америке рост числа молодых предпринимателей начался раньше, чем в любой другой части света.

Прогрессивное поколение Z — поколение родившихся во второй половине 1990-х (начиная с 1995 года) и позднее — драйвер преобразований во всех сферах. Мир меняется у них на глазах, и они развивают в себе пластичность, скорость мышления, целеустремленность. Для них характерен высокий уровень мотивации.

Дети-предприниматели

Фото: Michael Bezjian/WireImage
Фото: Michael Bezjian/WireImage

Алина Морс (США), 13 лет — основатель и СЕО компании Zollipops. Начала свой бизнес в десять лет при поддержке отца. Вместе они стали делать леденцы без сахара, заменяя его натуральными подсластителями. Сейчас их продукция продается в 7500 магазинах США, а розничный объем продаж в этом году достигнет 6 миллионов долларов. Оба родителя активно помогают Алине: мама содействует в решении организационных задач, а папа работает представителем на выставках.

Фото: собственность Мозаха Бриджеса
Фото: собственность Мозаха Бриджеса

Мозах Бриджес (США), 16 лет — основатель и креативный директор бренда Mo’s Bows. Начал свой бизнес в десять лет при непосредственном участии бабушки. Вместе они разрабатывали модели галстуков-бабочек. С 2011 года Мозах заработал порядка 700 тысяч долларов на продажах и недавно подписал годовое лицензионное соглашение с NBA: он сделает галстуки-бабочки для всех участников всех команд ассоциации. Сейчас юный предприниматель планирует поступить в New York’s Parsons School of Design и к 20 годам выпустить полноценную коллекцию одежды.

Фото: собственность Бреннана Агранофа
Фото: собственность Бреннана Агранофа

Бреннан Аграноф (США), 18 лет — основатель и СЕО проекта HoopSwagg. Начал свой бизнес в 13 лет, получив 3000 долларов инвестиций от родителей. Бреннан занялся изготовлением ярких баскетбольных носков с веселыми принтами. Сегодня, пять лет спустя, в его компании работают 20 сотрудников, а коллекция носков насчитывает 700 оригинальных образцов. По итогам 2018 года он ожидает, что компания принесет доход в размере 1,6 миллиона долларов. Сейчас Бреннан отказывается от поступления в колледж, чтобы иметь возможность бросить все свои силы на развитие бизнеса.

В России бизнес подростков считается чем-то экзотическим. Хотя согласно российскому законодательству подростки могут регистрировать ИП с 14 лет, правда, до совершеннолетия каждую сделку придется заключать с письменного разрешения родителей. Во многих других странах согласия родителей не требуется. Если ребенок начал бизнес до того, как получил паспорт, юридическое лицо оформляют на родителя или опекуна.

Культурные и законодательные особенности лишь немного приоткрывают для подростков двери в мир бизнеса. Однако и на нашем поле есть яркие игроки.

Фото: Vortex Team
Фото: Vortex Team

Тимур Кузьмин (Россия), 16 лет — основатель проекта Vortex Sport и Vortex Coffee. В 13 лет придумал IT-решение для американских мини-кофеен в офисах и торговых центрах и продал его при поддержке старшей сестры, заработав свои первые 316 тысяч долларов. В 2017 году Тимур и его тренер, чемпион мира по боевому самбо Артур Корчемный, создали проект Vortex Sport — площадку для нового вида спортивных состязаний: поединков между спортсменами-индивидуалами или спортивными командами. С момента основания Vortex Sport провел шесть сезонов соревнований и 15 баттлов. Сезоны обходятся примерно в 1,5 миллиона рублей, плюс крупные промоакции стоимостью до 3 млн рублей. Всего Тимур Кузьмин вложил в компанию около 13,3 млн рублей: это как деньги, заработанные на первом бизнес-проекте, так и реинвестирование прибыли на этом. После года реализации проект оказался в плюсе на 500 тыс. рублей. В октябре 2018-го запустил проект Vortex Coffee — цифровые кофе-поинты с удаленным контролем качества.

Фото: Youtube
Фото: Youtube

Савва Осипов (США), 14 лет — создатель игровой консоли Wowcube.  Совместно с отцом в 2017 году разработал игровую консоль и привлек  инвестиции в размере 500 тысяч долларов от бизнес-ангелов Григория Бубнова, ректора Московского технологического института, и президента Moscow Business School Дениса Митрофанова, совладельца компании AmoCRM и частного фонда Fermosa. Бизнес активно растет и близок к прибыльности.

Фото: Анастасия Руссу / Instagram
Фото: Анастасия Руссу / Instagram

Анастасия Руссу (Россия), 17 лет — создатель проекта по изготовлению тортов на заказ Baker Sweet. Открыла свой бизнес в 16 лет, бросила школу и привлекла инвестиции от частных инвесторов. Анастасия вложила 10 тысяч рублей, за месяц вышла на прибыль в 20 тысяч рублей. Первого клиента она нашла через десять дней после запуска. Не так давно Анастасия решила переехать в Москву. Ей удалось привлечь 700 тысяч рублей от частных инвесторов. К концу года она рассчитывает получить 1,3 миллиона рублей выручки, чему помогают очень высокие темпы роста продаж тортов.

Как понять, что ваш ребенок — будущий предприниматель?

В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь: все они уже на первых курсах университета разрабатывали какой-то большой проект. Свои первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12–16 лет.

В этом возрасте формируется характер, основные жизненные установки. Это говорит о том, что формирование бизнес-сознания начинается еще на уровне школы.

Предпринимателя, как юного, так и взрослого, отличают такие качества, как новаторство и хозяйственная предприимчивость. Практический подход и свежий взгляд позволяют юным бизнесменам осваивать рынки и составлять реальную конкуренцию предпринимателям старых поколений.

Как поддержать и обучить юного предпринимателя?

  • Помощь государства

В 2018 году на развитие малого и среднего предпринимательства из бюджета выделено 5,017 млрд рублей. Региональные власти на конкурсной основе выдают начинающим бизнесменам гранты на реализацию проектов. Можно получить единовременную выплату до 500 тыс. рублей. Например, с 2009 года Росмолодежь реализует программу «Ты — предприниматель», где бесплатное обучение могут пройти молодые люди от 15 до 30 лет. Менторы помогут реализовать свою идею и получить консультации на стадии идеи. В 2017-м выпускники Росмолодежи запустили 3184 бизнеса.

  • Частные курсы и тренинги

Развитием предпринимательского мышления занимаются множества курсов и школ. В этих школах детей обучают основам маркетинга, экономики, менеджмента и другим дисциплинам. В списке таких курсов значатся GVA TeenStart (60 тыс. рублей за курс), Startup Academy Junior (100 тыс. рублей за курс), курс MyStarta (5,5 тыс. рублей в месяц) и другие.

  • Помощь родителей

Разумеется, необходимо непосредственное участие родителя, который будет оказывать ребенку поддержку на всех этапах. Несмотря на проявление самостоятельности, детям и подросткам недостает знаний для верной ориентации в пространстве бизнеса. Воспитывайте в детях новые полезные качества. Ребенка необходимо ознакомить с базовыми «навыками» предпринимателя: уметь ставить перед собой конкретные цели, правильно организовывать время, не боятся брать на себя ответственность, а также эффективно распоряжаться ресурсами. Стоит почитать книгу Эрика Риса «Бизнес с нуля» и книгу Фредерика Лалу «Открывая организации будущего».  

Предприниматель может надеяться только на самого себя

Важный элемент, который включает в себя портрет предпринимателя, — личные качества, которыми должен обладать человек, взявшийся за бизнес. Юным предпринимателям важно воспитывать в себе организованность, практичность, наблюдательность и креативность. Одним из ключевых элементов является вера в собственные силы. Зачастую первый и второй бизнес могут оказаться провальными, однако это не должно тормозить начинающего бизнесмена. Необходимо анализировать совершенные ошибки, делать верные выводы, собирать обратную связь от потребителя и пробовать снова.

Поколение Z задает не только новые культурные тренды, но и тренды в мире предпринимательства. Их свежий взгляд на рынок и его проблемы позволяет им создавать новые удивительные решения. Таких самостоятельных детей от других отличает то, что они не боятся. Не боятся показаться «белой вороной», не боятся быть непонятыми. Юных предпринимателей необходимо поддерживать и мотивировать, чтобы они понимали, что ошибки и провалы проектов — это не повод опускать руки. Необходимо пытаться снова и снова. Стива Джобса уволили из компании Apple, а Марк Цукерберг был близок к тому, чтобы потерять свое детище Facebook. Однако их уверенность, способность анализировать и делать правильные выводы позволила им сохранить свое влияние и перевернуть мир смартфонов и социальных сетей.

Автор: Илья Кобяков, инвестиционный аналитик фонда «ТилТех Капитал»