Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Распределенная модель города лучше централизованной

Централизованная модель города — самая распространенная. Так устроены, например, Москва, Пекин, Париж. Однако хороша она только для маленьких городов. В мегаполисах она становится причиной транспортных коллапсов и ухудшения качества жизни от центра к окраинам. Чтобы избежать этих проблем, в крупном городе не должно быть единого центра. Качество общественного пространства и жизни не должно меняться от центра к окраине.

Слайд из презентации Висенте Гуаярта
Слайд из презентации Висенте Гуаярта

Инновационные проекты должны располагаться внутри города, а не за его пределами

В России я видел много индустриальных парков в пригородах, но организация новых технопарков за пределами города — это ошибка и не самый лучший вариант трансформации. Все IT-компании и образовательные институции должны оставаться в городе: это делает его живым и привлекает инвесторов. Ошибкой также является снос старых промышленных предприятий и строительство на их месте жилых домов — это подход девелоперов, а не архитекторов. Бывшие промзоны нужно превращать в объекты для развития цифровых инноваций.

Для реализации проекта важна единая организационная структура

Если вы видите странные общественные пространства в городе, проблема не в проектировщиках и архитекторах, а в организационной составляющей. Обычно за реализацию проекта отвечают несколько департаментов, которые не могут работать согласованно. Например, один департамент подбирает плитку, другой — уличные скамейки, третий — фонарные столбы, четвертый делает закупки как попало, и получается то, что получается. Поэтому нужно, чтобы кто-то один брал на себя ответственность за обустройство общественных пространств. У нас для этого создан департамент городских проектов, во главе которого стоят архитекторы. Они указывают другим департаментам, какие именно скамейки и деревья закупать для города.

Частные автомобили — архаизм

Строительство новых дорог не решает проблему пробок: появятся новые дороги — в городе станет больше машин. В городах не должно быть частных автомобилей. В будущем частный автомобиль — как частная лошадь — останется лишь воспоминанием для наших внуков. В городе должно быть больше пространства для людей, электротранспорта и велосипедов.

Мы должны думать об экономике будущего

Города будущего не только красивые — они «умные» и экологичные, и IT-слой для умного города является фундаментальным. Экономике будущего не нужен бензин, поэтому мы уже сейчас должны думать, где будем заряжать электромобили или как будем использовать энергию солнечных батарей на крышах наших домов. В городе будущего развиты сити-фермерство и 3D-печать. Поэтому в нем архитектор отвечает не только за внешний вид, но и за IT, энергопотребление, обеспечение водой, транспортную систему. Модернизируя город, мы не должны забывать о сохранении культурного наследия.

«Люди плохо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем»

Участники программы «Архитекторы.РФ» — о том, чем отличаются подходы к градостроительству у нас и в Европе, как связаны архитектура и политика и каким образом это отражается на городской среде.

Наталья Бавыкина, 33 года, Москва, главный архитектор проектов бюро «Алексей Бавыкин и партнеры», преподаватель МАРХИ

Москва постоянно развивается, но при этом отсутствует единая позиция по вопросам не только городской застройки, но и городской среды, транспортной инфраструктуры. В лужковские времена мы мыслили точечной застройкой, сегодня — программами. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подходит к развитию города более системно, чем его предшественники. Мы понимаем, какие направления выбирает транспортный департамент, видим, что строится метро, что начали системно заниматься городскими парками и думают о преобразовании набережной Москвы-реки, но опять же отсутствует долгосрочное планирование. Хотелось бы, чтобы горизонт планирования в городе был равен не электоральному сроку, а 25–50 годам, как в Дании и Нидерландах.

Попав в программу, я узнала, как устроены новые объекты в Берлине, Роттердаме, Копенгагене и Барселоне. Мне также удалось поговорить с проектировщиками и представителями муниципалитетов, узнать об особенностях взаимодействия инвестора, архитектора и города. Например, в Берлине мы познакомились с человеком, который является одновременно архитектором, девелопером и пользователем собственного объекта. Там развит микродевелопмент, когда архитектор сам находит участок в городе, предлагает проект (обычно это жилье) и потом под этот проект собирает инвесторов (как правило, будущих жильцов дома). То есть архитектор работает с конечным пользователем без посредников, может донести до пользователей свои инновационные идеи, что позволяет построить дом высокого качества с учетом потребностей жильцов. А в Москве инвестор делает срез по рынку и диктует свои правила архитектору, не позволяя ему внести что-то новое.

В Нидерландах главный архитектор, главный урбанист и главный ландшафтный архитектор являются практикующими специалистами и разрабатывают идеи для всей страны. Они приходят на должность уже с готовой программой.

При продвинутом датском социализме формируется городская среда, которую мы очень ценим: открытые пространства без заборов, высокое качество построек. Новые районы сначала полностью прорабатываются муниципальным заказчиком (НКО), а потом уже по кусочкам отдаются под застройку девелоперам. Причем те должны четко действовать по предоставленному плану. То есть в Дании полностью режиссируют городскую среду, делают ее инклюзивной и общедоступной.

В Барселоне подход к формированию архитектуры города заявляется мэром во время предвыборной кампании с обязательством в случае победы воплотить его в жизнь.

Организаторы программы — «Дом.РФ» и институт «Стрелка» — в этих поездках объединили большое число специалистов из разных городов России, не только архитекторов, но и юристов, и инженеров. Мы не только слушали лекции, но и учились аккумулировать большие объемы информации, быстро делать выводы и переходить к действиям. Европейский подход — проактивный, то есть архитектор не ждет заказов, а сам предлагает проекты городу. Он коммуницирует с жителями, представляет свои идеи широкой публике. Этого очень не хватает в Москве: люди слабо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем.

Азат Ахмадуллин, 32 года, Уфа, сооснователь и главный архитектор Ahmadullin Architects

Основная проблема, с которой я сталкиваюсь в Уфе, — желание заказчика получить сиюминутную выгоду. Он не планирует долгосрочные инвестиции. Думаю, это связано с тем, что никто из нас не уверен в завтрашнем дне. Из-за этого хромает качество: экономия на материалах приводит к обветшанию объектов, да и выглядят они впоследствии дешево и уныло. В Европе я видел примеры качественной жилой среды, которые можно применить в Уфе; я обратил внимание на то, как детально продуманная и проработанная архитектура привлекает инвестиции. Люди хотят жить в красивом и удобном френдли-обществе и готовы платить за это. Девелопер, в свою очередь, видит, что вложения рано или поздно окупятся, — в долгосрочной перспективе эта система работает.

В программе «Архитекторы.РФ» одним из самых практичных курсов для меня стали уроки развития коммуникативных навыков Татьяны Никульшиной. Умение подобрать ключ к конкретному человеку или целой аудитории, способность вести диалог с оппонентом, даже если он настроен негативно, — важный навык для человека любой профессии.

Анастасия Яременко, 29 лет, Казань, ведущий архитектор в бюро «Архитектурный десант»

В этом году к чемпионату мира по футболу в Казани был реализован проект по благоустройству пешеходной зоны по улице Декабристов. Такие улицы делают город живым и становятся важным общественным пространством — и это отличный пример правильного направления развития.

Программа «Архитекторы.РФ» дает мощную прокачку знаний и навыков по всем направлениям. Ты начинаешь понимать свои сильные и слабые стороны. Для меня особенно ценно взаимодействие с участниками программы и обмен накопленным опытом — это позволяет постоянно держать руку на пульсе. В поездках по европейским городам мы увидели и разобрали самые успешные кейсы, которые можно применить и в России. Это примеры реновации промышленных территорий, переосмысления исторической части города, реконструкции дорожных развязок, а также устойчивое развитие, внимание к деталям и долговечности материалов, приоритет экологичного транспорта. Все это в комплексе поможет нашим городам стать еще комфортнее для своих жителей.

«Архитекторы.РФ» — бесплатная лидерская программа профессионального развития для специалистов в области архитектуры и градостроительства. Ее задача — сформировать профессиональное сообщество для создания комфортной городской среды в столице и регионах России. С 16 по 23 декабря пройдет заключительный модуль программы о будущем города. «Архитекторы.РФ» реализуется по поручению президента России госкомпанией «Дом.РФ» и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Правительства РФ.

Подготовила Анна Алексеева