Top.Mail.Ru

Редакционный материал

Культура умнее политики.

Как прошел 9-й Платоновский фестиваль искусств

В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня. В сухом остатке — 94 мероприятия и более тысячи участников из 17 стран: спектакли, концерты классической и современной музыки, уличные шоу, выставки, книжная ярмарка, открытые репетиции, творческие встречи

25 Июнь 2019 17:20

Спектакль «Братья и сёстры» Фото: Пресс-служба

То, что Платоновский фестиваль состоялся, — это огромная удача, если не сказать чудо. В прошлом году «Сноб» писал о критике в адрес фестиваля со стороны местного департамента культуры. Существование этого важнейшего в России смотра актуального искусства было под большим вопросом. И все-таки фестиваль отстоял свое право быть таким, какой он есть: разнообразным, неожиданным, смелым, открывающим новые имена, показывающим камерные постановки на 100 зрителей и масштабные уличные шоу для тысячной аудитории. Воронежские зрители ждут этого события весь год, билеты разлетаются моментально, поэтому москвичи, полюбившие этот фестиваль и этот город, тоже стараются покупать билеты заранее. 

Программа фестиваля составлена таким образом, что тут каждый найдет что-то по душе: поклонники традиционного театра, приверженцы экспериментов, любители классической музыки, почитатели Платонова и те, кто никогда его не открывал, взыскательные столичные критики и менее искушенная публика.

В афише театральной программы соседствуют обновленная версия легендарных семичасовых «Братьев и сестер» Льва Додина и эстетская «Холодная кровь» (хедлайнер прошлогоднего Эдинбургского фестиваля) бельгийского кинорежиссера Жако ван Дормеля и хореографа Мишель Анн де Мей, рассказывающая семь поэтических историй о смерти в удивительной по красоте смеси кино, театра, музыки и танца, исполненного пальцами рук.

Обладатель трех «Золотых Масок», спектакль «Русский роман» Театра Маяковского и недавняя работа швейцарского мэтра Финци Паски «Для тебя» — проникновенное, щемящее посвящение режиссера его недавно ушедшей из жизни жене, одной из основательниц его театральной компании. Завораживающий индийский танец несравненной Шанталы Шивалингаппы, поставленный для нее французским хореографом Орельеном Бори (спектакль «aSH/Пепел»), и философская притча легендарного грузинского режиссера Роберта Стуруа «Вано и Нико», которую недавно показали в Москве на Чеховском фестивале.

Почти друг за другом следовали классический, уютный спектакль «Блаженство» английской компании Menagerie Theatre Company (режиссер Пол Борн) по пьесе Платонова «Река Потудань» и совсем другой по эстетике, экспериментальный спектакль Сергея Чехова по той же повести, поставленный им в Псковском драматическом театре им. А. С. Пушкина и уже успевший наделать много шума.

Максим Венгеров Фото: Пресс-служба

В музыкальной программе — тоже много громких имен и масштабных проектов. Несколько тысяч человек вот уже который год едут на «Музыку мира» в меловой карьер «Белый колодец» и слушают современных исполнителей на лоне природы. На сей раз это были звезды фолк-музыки. Помимо этого, в афише был концерт скрипача Максима Венгерова, лауреата двух премий «Грэмми». А на закрытии фестиваля — редко исполняемые «Песни Гурре» Арнольда Шенберга в исполнении специально созданного Воронежского фестивального оркестра, собравшего всех лучших музыкантов города и выпускников воронежских училищ, выступающих в разных коллективах страны, всего более 300 человек.

Выставка «Штурм лабиринта» Фото: Пресс-служба

В торговом центре с названием «Галерея Чижова» среди бутиков и фастфуда проходила выставка «Штурм лабиринта» — работы современных видео-арт-художников, созвучные темам и проблематике платоновской прозы. Совсем в другом выставочном пространстве, в Воронежском областном художественном музее имени Крамского — фотографии Мишеля Сима «Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены», портреты его друзей-художников, среди которых Анри Матисс, Пабло Пикассо, Жан Кокто и многие другие.

Афишу Платоновского фестиваля сложно описать коротко, она вмещает в себя очень много. Но главным событием этого года, на мой взгляд, стала премьера «Кабалы святош» в Воронежском камерном театре в постановке его художественного руководителя и арт-директора фестиваля Михаила Бычкова.

Выбор именно этой пьесы кажется мне очень символичным. Ее главный конфликт — противостояние художника и власти (Мольера и Людовика XIV) — рифмуется не только с недавними невзгодами, обрушившимися на фестиваль, но и с общей тревожной ситуацией, в которой оказались многие театры России, и с до сих пор не закрытым делом «Седьмой студии» (в Воронеж, кстати сказать, приезжал один из фигурантов этого дела Алексей Малобродский). 

Спектакль «Кабала святош» Фото: Пресс-служба

Время в спектакле Бычкова — понятие относительное, что отражено и в костюмах, и в самой эстетике постановки. Артисты ходят в огромных белых париках, одновременно под мантиями и плащами обнаруживаются вполне современные костюмы, текст актеры произносят булгаковский, а поют французские шлягеры XX века. Минималистическое оформление спектакля (художник — Николай Симонов) — практически пустая черная коробка сцены — подчеркивает относительность времени. В этой зияющей пустоте горит разными неоновыми цветами большая рама, свободно перемещающаяся по площадке. Она обозначает сценические подмостки, на которых выступают артисты труппы Пале Рояля, но есть в этом ярком мигающем свете и нечто потусторонне-волшебное, как будто рама — это магическая дверь, которая способна перенести нас в прошлое, а потом вернуть обратно в настоящее.

Спектакль «Кабала святош» Фото: Пресс-служба

Получивший в этом году «Золотую Маску» за роль Креона в «Антигоне» (режиссер спектакля также Михаил Бычков) артист Камиль Тукаев играет роль Мольера, своенравного драматурга, помыкающего своими артистами. Его Мольер несдержан, потворствует своим страстям и желаниям, порой жесток и хладнокровен: без сожаления бросает спутницу своей жизни Мадлену Бежар (Екатерина Савченко) и женится на ее молоденькой сестре (на самом деле дочери) Арманде Бежар (Людмила Гуськова). Совсем другой он с королем Франции: перед Людовиком (Андрей Мирошников) он в буквальном смысле готов преклонить колени, пускается на любые ухищрения и унижения, чтобы заслужить похвалу, признание и разрешение на постановки своих пьес. Тукаев блестяще показывает внутреннюю трансформацию, произошедшую с героем, когда он теряет все: и театр, и славу, и любовь. Дойдя до самого дна, до самого последнего унижения, фактически ползая по сцене, Мольер наконец открывает зрителю всю степень своих душевных терзаний, все омерзение, которое он испытывает по отношению к светскому обществу, и острое недовольство самим собой. Перед нами — уже третий Мольер, умеющий прощать предателей, сломленный, но великий.

Спектакль «Кабала святош» Фото: Пресс-служба

Несмотря на то что своим крахом драматург в первую очередь обязан членам Кабалы Священного Писания (которые показаны в спектакле настоящими монстрами, не останавливающимися ни перед чем ради достижения своей цели), все-таки главный его антагонист — король Франции. Людовик, вначале являющийся зрителю немой фигурой в золотых доспехах — во всем своем монаршем блеске, оказывается тоже человеком совсем не однозначным. Андрей Мирошников виртуозно демонстрирует, каким он может быть разным: то деспотичным и жестоким, то справедливым и рассудительным, то трусливым и сомневающимся, то решительным и безапелляционным. Конфликт власти и художника разрешается в конце спектакля формальной победой власти и вместе с тем триумфом театра: именно сценические подмостки спасают Мольера от позора, возвеличивают его, смерть становится для него освобождением.

Спектакль «Кабала святош» Фото: Пресс-служба

Спектакль «Кабала святош», сыгранный в самом начале фестиваля и второй раз под занавес, в каком-то смысле стал его камертоном, обозначив главную тему — природу театрального искусства как такового. Как сказал Константин Райкин на творческой встрече, организованной Платоновфестом, культура оказывается умнее политики.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Восьмой фестиваль современной музыки Bosco Fresh Fest пройдет 29 июня на территории Московского дворца пионеров. На четырех сценах выступят 23 иностранных и российских исполнителя с дневными концертами и ночными диджей-сетами. В программе также запланированы театральные перформансы, лекции, кинопоказы и спортивные турниры. В гиде по фестивалю «Сноб» собрал события, которые нельзя пропустить
Пятый фестиваль «Вдохновение» пройдет с 5 по 21 июля на ВДНХ. В фестивальной программе — более 20 спектаклей: уличные инсталляции, интерактивные шоу, постановки коллективов из бывших союзных республик, программа театрализованных литературных чтений, читки пьес современной драматургии «Любимовка». «Сноб» отобрал самые интересные события фестиваля

Новости партнеров

Музею изобразительных искусств им. Пушкина, постепенно обновляющемуся под руководством Марины Лошак, становится тесно в столице. Его арт-притязания распространяются теперь и на Венецию