Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. Фестиваль Alfa Future People придумали в Альфа-банке. Зачем ему это было нужно?

Семь лет назад я работал в Альфа-банке директором по маркетингу, и в какой-то момент мы с командой почувствовали, что приток молодой аудитории сократился. Мы стали думать, как обратить на себя внимание молодого поколения, показать, что мы с ним «одной крови», и решили сделать фестиваль в формате опен-эйр, где главными станут музыка, спорт, технологии и знакомства.

Ɔ. Почему именно электронная музыка?

Как я уже говорил, задачей фестиваля было обратить на себя внимание молодежи. На тот момент многие молодые люди слушали электронику, при этом ее практически не было на телевидении и крупных радиостанциях. Фестивали же, посвященные электронной музыке, скорее походили на вечеринки. То есть в России не было какого-то официального признания этого жанра, в отличие от других стран. Вот мы и решили занять эту нишу и стать самым большим фестивалем электронной музыки в стране. Но мы не консервативны: с первого года фестиваля у нас есть live-сцена, где выступают исполнители разных жанров вроде Земфиры и хип-хоп-музыканта Дензела Карри. 

Ɔ. Какая музыка будет на фестивале на этот раз?

В этом году мы проводим эксперимент. Раньше у нас было четыре-пять сцен, на которых выступали самые яркие представители разных направлений электронной музыки. Теперь в лайн-апе не будет такого большого количества звезд EDM, как в прошлом году, зато будет шесть отдельных сцен для каждого направления: транс, техно, дип-хаус и так далее. На live-сцене появится российский рэп. Мы долго к нему присматривались — не хотелось какой-то агрессии, мата, гендерных стереотипов. Будет такой интеллигентный российский лайв с элементами хип-хопа в исполнении Федора Приходова (Айсиксван), Томаса Мраза, Маркула, а также к нам приедет шведский рэпер Янг Лин, который в 14 лет создал направление клауд-рэп. Мы надеемся, что это расширит аудиторию и, конечно, кому-то поможет узнать и полюбить новые направления. Каждый год после фестиваля гости признаются, что им понравилась музыка, которую раньше они даже не стали бы слушать. Надеемся, в этом году таких людей станет намного больше, ведь фестиваль — это еще и открытие для себя нового. 

Ɔ. Сейчас на фестиваль приезжает 50 тысяч человек. Как сильно вы планируете расширяться?

Мы не хотим увеличивать количество зрителей. Это создаст сложности с логистикой. Речь идет скорее о расширении «не вширь, а вглубь». Мы будем работать над качеством аудитории, со временем повышать цены на билеты, потому что пока фестиваль не окупается, и банк покрывает этот минус.  

Ɔ. То есть фестиваль для Альфа-банка — это имиджевая история?

Банк инвестирует в фестиваль уже шесть лет, и за это время 20-летние люди, впервые приехавшие на фестиваль, стали для банка идеальной целевой аудиторией. Они покупают первые машины, берут ипотеку, заводят кредитки, активно используют мобильное приложение. И эти молодые люди изначально с признательностью относятся к Альфа-банку, который, по сути, позволил им услышать многих звезд электронной сцены, выступающих в основном в Европе и Америке, и выбирают для сотрудничества именно его.

Сегодня совершенно неважно, какая иконка мобильного банка будет у тебя в телефоне — зеленая, красная или желтая. Ставки, проценты и предложения плюс-минус одинаковые. Ты выбираешь банк в зависимости от того, к чему прикипел сердцем. И, как маркетолог, я уверен, что фестиваль действительно дает очень большой запас лояльности к Альфа-банку. 

Ɔ. Фестиваль проходит недалеко от Нижнего Новгорода, практически в поле. Не проще ли было делать его в Москве или области, куда проще добираться и везти технику?

Когда мы начинали, сразу решили делать фестиваль не в Москве или Петербурге. Ведь невозможно представить «Вудсток» в центре Нью-Йорка или «Гластонбери» в Лондоне. К тому же в обеих столицах даже на тот момент проходило достаточно фестивалей, и нам хотелось расширить географию. И конечно, мы хотели создать не просто опен-эйр, после которого люди сразу вернутся домой или пойдут ужинать с друзьями, а целое приключение со сборами, дорогой и обустройством в новом месте. 

В Европе, к примеру, у молодежи очень популярно ездить по опен-эйрам в разных странах. Люди арендуют автобусы, живут в палатках, колесят по разным фестивалям в течение лета. Мы бы хотели, чтобы в России тоже появилась такая прослойка людей.  

Ɔ. Основная аудитория Alfa Future People — это молодежь?

Скажем так, это и совсем молодые люди, и гости 30–40 лет. Кто-то из них «недотусил» в молодости: сначала не было денег съездить на Ибицу, потом — времени. Кто-то просто вспоминает свою юность на «Казантипе». У нас в России очень много взрослых людей, которые по-настоящему влюблены в электронную музыку. Для них не проблема купить вип-билет и снять жилье в Нижнем Новгороде, кто-то даже приезжает на вертолете или яхте. По сути, они могут позволить себе поездку на опен-эйр в любой точке мира, но приезжают к нам за эмоциями, приключениями, закатами и рассветами на берегу Волги, новыми знакомствами. Для нас это очень ценно. И если говорить об изменениях, я бы хотел, чтобы в будущем все больше людей покупали билеты не столько на хедлайнеров, сколько ради этих впечатлений. 

Ɔ. В Выксе уже несколько лет проходит фестиваль искусств «Арт-овраг», который за это время очень изменил город и жизнь местных жителей. Alfa Future People за шесть лет как-то повлиял на Нижний Новгород?

Нас очень поддерживают местные власти, потому что во время проведения Alfa Future People в городе полный sold out в гостиницах, хостелах, квартирах Airbnb. Из-за этого к нам приходит много предложений о переносе фестиваля в другие города, но в Нижнем Новгороде есть отличный гостиничный фонд, которого нет в большинстве городов России. В электричках, которые ходят до фестиваля и обратно, играет электронная музыка — это предложили сами представители РЖД. Мне сложно сказать, как именно фестиваль изменил город, но местные жители очень гордятся тем, что такое событие происходит в Нижнем Новгороде. Вообще это достаточно философский вопрос. Думаю, что, когда человек привыкает к хорошему, ему сложнее смириться с посредственным. Молодые люди, живущие не в столице, на фестивале видят, что значит качественное мероприятие, хорошая музыка, знакомятся с людьми из других городов. И мне хочется верить, что этот опыт изменит их жизнь и какие-то приоритеты в лучшую сторону.

Беседовала Саша Чернякова