Все новости

Фото: SplitShire

1600.jpg

Фото: SplitShire

Марина Малашенко: Гибкое начало рабочего дня. Плюсы и минусы

Редакционный материал

Если вы посмотрите описание вакансий, особенно в ИТ-компаниях, то, скорее всего, не найдете требования приходить на работу в определенное время. Гибкий или даже свободный график — это тренд, с которым сложно не считаться, полагает Марина Малашенко, HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip

19 декабря 2019 17:35

Зачастую ввод гибкого рабочего дня является вынужденной мерой. Организации расширяют географию своих офисов, сотрудники работают в разных часовых поясах, появляются распределенные команды и возникает необходимость работать 24/7. Все это приводит к тому, что руководитель или HR должны сформировать такие графики, которые позволили бы сотрудникам общаться между собой в рабочее время, находясь на связи как можно больше часов в сутках.

Решение о вводе гибкого графика может быть и навязанным. Постепенно уходят в прошлое штрафы за опоздания, жесткие рамки рабочего дня. В погоне за ценными кадрами (особенно ИТ-специалистами и маркетологами), избалованными предложениями, стремясь не отставать от передовых компаний, работодателям приходится модернизировать условия работы и делать их более привлекательными, предлагая сотрудникам организовывать день по максимально гибкому графику.

Плюсы — для всех

Для компаний, которые перевели своих сотрудников на гибкий график, может найтись множество плюсов. Во-первых, это дает возможность распределенным командам больше общаться. Чем дальше друг от друга расположены офисы компании, тем сложнее сотрудникам вести коммуникацию друг с другом. Гибкий график позволяет коллегам планировать совместные конференц-коллы и встречи со всеми членами команды или людьми, задействованными в определенном проекте.

Во-вторых, гибкий график отдельных сотрудников позволяет организации «покрывать» больше рабочих часов. Например, у вас есть поддержка, но она не круглосуточная, работает только днем. Если все сотрудники будут начинать и заканчивать работу в одно и то же время и находиться в офисе, скажем, с 09.00 до 18.00, то клиенты, обратившиеся за помощью вечером, не получат ее. Утром же сотрудники будут завалены работой: текущими запросами и разбором вчерашних обращений. Если в команде поддержки более четырех сотрудников, выводите их на работу в разное время (например, с 8.00 до 11.00). Количество рабочих часов у каждого останется прежним, а клиенты смогут получать ответы на свои вопросы в течение двенадцати, а не восьми часов.

И наконец, гибкий график нравится сотрудникам. Эффективность многих зависит не от того, во сколько они пришли на работу, а зачастую от привычек и образа жизни. «Жаворонки», как известно, максимально заряжены утром, когда им нипочем даже самые сложные задачи, а некоторые «совы» и после полудня не могут полностью погрузиться в работу. Позволяя сотрудникам работать в те часы, когда их организм максимально на это настроен, вы получаете высокую лояльность и максимальную эффективность.

Работая в компании с гибким графиком, сотрудник легче выстраивает баланс между работой и отдыхом. С возможностью управлять утренним и вечерним временем жить становится значительно проще. Скажем, в первой половине дня можно успеть отвезти детей в сад или школу, позаниматься спортом или даже решить какие-то бытовые вопросы. Или же ранний старт, наоборот, может освободить вечер для семьи, хобби или других дел. В больших городах мы часто забываем о том, что время — это очень ценная валюта. И если компания позволяет использовать его с максимальной пользой не только для работы, но и для личных целей, это дорогого стоит.

Фото: Annie Spratt/Unsplash

Не без минусов

Прежде чем принимать решение о переходе на гибкий график, стоит подумать об особенностях такого режима работы.

В первую очередь необходимо грамотно выстроить организацию рабочих процессов, чтобы сотрудник не «простаивал» в ожидании коллег, которых еще нет в офисе. То есть каждый должен понимать свои задачи, иметь четкий план по их выполнению и не зависеть от других. Нужно построить работу сотрудников таким образом, чтобы важные вопросы не были замкнуты на одном человеке, а всегда были бы коллеги, способные взять на себя ответственность и помочь кому-то в отсутствие прямого руководителя.

Кроме того, в командах, где рабочий день сотрудников начинается в разное время, должна быть развита корпоративная культура, выражающаяся в высоком уровне самостоятельности и доверия к тому, что делают другие. Так создается атмосфера, при которой у руководителя не возникает подозрений, а у сотрудников — соблазнов заняться личными делами, пока в офис еще не все пришли.

И наконец, чем шире диапазон рабочих часов, тем меньше времени сотрудники проводят вместе. Это накладывает некоторые ограничения на командные встречи и решение общих вопросов с личным присутствием в офисе. Однако при правильной организации процессов этого времени вполне достаточно.

Сотрудники же, перешедшие на гибкий график работы, могут почувствовать, что им приходится больше общаться по рабочим вопросам, что может приносить некоторый дискомфорт. Вопросы и обращения от коллег могут поступать в рабочее время каждого из них, то есть, начиная, например, с 08.00 и вплоть до 00.00. И даже в этом случае можно слаженно организовать работу. Для тех команд, где участие и помощь кому-то из коллег действительно может понадобиться в любое время суток, можно составить график дежурств, в рамках которого писать в «нерабочие» часы будут только дежурному. Это позволит оперативно решать срочные вопросы, не отвлекая большое количество людей.

Также нужно учитывать, что при необходимости обсудить какой-либо вопрос коллегам может потребоваться общий созвон или сбор, на котором придется присутствовать даже тем, чей рабочий день давно закончился.

При организации работы и графиков каждая компания должна принимать решение, исходя из своих потребностей. Всегда найдутся приверженцы как гибкого начала рабочего дня, так и четкого расписания. Также могут быть варианты, когда в одной компании разные отделы работают по-разному. Только оценив все плюсы и минусы, а иногда прибегая к комбинации разных графиков, вы сможете найти для вашей компании самый удобный и эффективный вариант.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Для кого и в каких ситуациях могут оказаться выгодными займы под процент выше среднего? О работе со средним и малым бизнесом в частности и о рынке займовых инвестиций в целом рассказывает Роман Хорошев, СЕО краудлендинговой платформы JetLend
К 2030 году 5 миллиардов человек будут жить в городах. Стихийное развитие мегаполисов, переселение сельских жителей и неконтролируемая национальная миграция остро ставят вопрос формирования гетто в отдельных районах. По мнению Кирилла Манаенкова, основателя проекта «Квартирабезрисков.рф», для Москвы эта проблема становится все более актуальной — но с нюансами
«Давайте встретимся — нам нужно обсудить вопрос о коммуникации с компанией N», «Прости, не могу говорить — я на встрече», «Предлагаю пообедать и заодно все обсудить». Встречи — обязательная часть бизнес-процессов, и часто именно вживую можно решить вопросы, кажущиеся в переписке неразрешимыми. Но встреча — это в первую очередь время. А время — это невозобновляемый ресурс, нехватка которого с каждым годом ощущается все острее

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.