Все новости

Фото: Anna Shvets/Pexels

Без-имени-1.jpg

Фото: Anna Shvets/Pexels

Продуктовая паника.

Как крупные ретейлеры могут помочь в борьбе с эпидемией

Редакционный материал

На фоне новостей о возможном карантине, принудительной изоляции и нехватке продуктов люди в панике начинают скупать товары первой необходимости. Главный страх — пустые полки и продуктовый дефицит. Но действительно ли нам это угрожает? Инна Фридман, обозреватель, кандидат медицинских наук, ищет ответ на этот вопрос

24 марта 2020 11:40

Опыт Европы

Преимущество России в том, что она в числе последних, до кого добралась эпидемия COVID-19, и пока у нас еще есть время, нужно с холодной головой посмотреть на опыт европейских государств. 

Да, магазины Европы столкнулись с наплывом покупателей, которые приобретали впрок продукты, в первую очередь консервы, крупы, предметы личной гигиены, антисептики и медицинские маски. Маркетологи даже решили на этом заработать, подогревая ажиотаж — пустые полки выглядят угрожающе, поэтому можно немного повременить, прежде чем привезти новый товар со склада.

Показателен пример Хуана Роига Альфонсо, гендиректора крупнейшей в Испании сети супермаркетов Mercadona. Он заявил, что в его магазинах продуктов более чем достаточно, на складах есть запасы, и перебоев с их пополнением нет и не ожидается. После этого обращения продукция в изобилии появилась и в других магазинах — ретейлеры не могли позволить себе жадничать и дальше, теряя клиентов.

Разумеется, с введением всеобщего карантина вырос спрос на онлайн-покупки. Сервисам доставки пришлось увеличить срок выполнения заказов. Многие из них перешли на бесконтактный формат доставки Dropoff, когда курьер оставляет пакеты или коробки с товарами у двери, а не передает покупателю лично в руки (такой же способ используют в Китае и США).

Фото: Личный архив Инны Фридман

Как быть отечественным ретейлерам

«Продуктовая паника» на минувшей неделе была ощутима и в России. По аналогии с Европой и США, особым спросом пользовались продукты с большим сроком годности. Но представители торговых сетей поспешили успокоить клиентов. Сеть «Лента» запустила специальный флешмоб #ТоварЕсть, к которому присоединились X5 Retail Group, Metro Cash & Carry, «Дикси», «Ашан», Billa и сами покупатели, которые стали размещать в социальных сетях фотографии полных полок с хештегом.

Однако если объяснить людям, что дефицита нет, относительно легко, то убедить их оставаться дома и не выходить на улицу без необходимости — большая проблема, хотя это сейчас самое важное.

Прекрасным решением мог бы стать переход в онлайн-торговлю и заказ продуктов на дом. Но, к сожалению, пока это не удается. Не во всех регионах есть такая возможность, и к тому же пока в этом вопросе превалирует маркетинговый интерес. Так, с 16 марта магазин «Перекресток» увеличил сумму минимального заказа в четыре раза — до 4000 рублей — и существенно изменил условия бесплатной доставки.

Тем не менее потребность в доставке покупок растет. Например, сервис «СберМаркет» уведомил клиентов об увеличении временных интервалов между слотами доставки «в связи с повышенным спросом», утверждая, что количество заказов по стране выросло на 104%.

В той ситуации, в которой мир и Россия находятся сейчас, подобный курс категорически неверен. На мой взгляд, ретейлерам стоит объединиться не только для того, чтобы успокоить людей, поставив хештег, но и чтобы внести свой вклад в борьбу с распространением инфекции на территории страны. Один из самых больных моментов сейчас — осознанное отношение населения к самоизоляции.

Решением, которое кардинально снизит нарушение рекомендуемых профилактических мер, может стать создание единой торговой площадки. Пока еще есть время, необходимо разработать общую платформу для магазинов, куда войдут и «Азбука вкуса», и «ВкусВилл», и «Перекресток», и остальные ретейлеры, а также аптеки. Заключить договоры с транспортными компаниями, привлечь компании «Яндекс. Еда» и Delivery Club для выполнения заказов. Реализовать Dropoff-формат и обязательно наладить доставку в регионах, где сейчас такая услуга отсутствует. При этом максимально уменьшить минимальную сумму заказа и обеспечить бесплатную доставку — зарабатывать сейчас нужно не на этом.

Разумеется, эта задача не из легких. Оперативно выстроить работающую цепочку от производителя к потребителю со всеми промежуточными звеньями, подготовить грамотное ценовое предложение, чтобы и людей не обанкротить, и не проиграть самим, — большой труд. Да и, возможно, не всем будет понятен такой формат.

Как бы то ни было, мы столкнулись с угрозой, последствия которой сложно прогнозировать. Однако, именно объединив усилия, перестроив мышление и действия в пользу общества, а не собственной выгоды, мы быстрее справимся и легче выйдем из кризиса, вызванного эпидемией.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Взгляд на коронавирус с точки зрения развития человечества
Пандемия ставит перед российским образованием новую задачу — организовать дистанционное обучение. 18 марта глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что на него перейдут все учебные заведения. «Сноб» поговорил с учителями государственных школ о том, как они планируют работать в новых условиях и с какими проблемами могут столкнуться
Мы узнали у участников проекта «Сноб», какие меры принимаются в странах, где они живут, и как на них реагируют жители

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.