Фото: Сергей Пономарев
Фото: Сергей Пономарев

Фотопроект будет сопровождаться рядом паблик-токов с экспертами в области архитектуры и фотографии. Реализация выставки стала возможной благодаря генеральному партнеру и инициатору проекта, компании «ИНТЕКО», информационному партнеру — проекту «Сноб» и помощи в организации съемок от Сергея Кузнецова — главного архитектора Москвы.

В момент, когда коронавирус и самоизоляция в стране и мире постепенно уходят в прошлое или становятся частью новой реальности, фотолетопись, созданная Сергеем Пономаревым из 45 черно-белых панорамных снимков Москвы, призвана запечатлеть в памяти современников и будущих поколений беспрецедентную для современного человека ситуацию. Автору удалось увидеть столицу, которую сами жители города практически никогда раньше не наблюдали, — без людей и машин. Главными героями изображений стали здания, памятники и линии дорожной сети. Барокко, ампир, конструктивизм соседствуют с постмодернизмом и современными высотками, перекликаются репликами в великой пустоте. Среди знаковых объектов, сформировавших композицию выставки как традиционные символы — Красная площадь, отель «Метрополь», «Зарядье» и Парк Горького, ключевые столичные мосты, Новый Арбат и Пушкинская, так и ряд современных зданий — Balchug Residence, «Садовые Кварталы» и «Вестердам» — спроектированных всемирно известными архитекторами Хади Тегерани, Сергеем Чобаном, Сергеем Скуратовым и другими.

«Для меня это действительно уникальный проект. За время своей карьеры я видел немало войн и конфликтов, а также стихийных бедствий и катаклизмов, но не ожидал, что буду снимать одно из величайших событий 21-го века — пандемию коронавируса — у себя дома в Москве», — говорит Сергей Пономарев, автор выставки. 

Фото: Сергей Пономарев
Фото: Сергей Пономарев

Помимо самой выставки, запланирована параллельная программа, в рамках которой, с учетом эпидемиологических ограничений, пройдут два круглых стола и несколько авторских экскурсий. Так, в конце июля, состоится круглый стол «АРХИТЕКТУРА. Все уйдут, а я останусь» с участием Сергея Кузнецова и ряда ведущих российских архитекторов, урбанистов и девелоперов. В середине августа пройдет круглый стол, посвященный теме городской фотографии, на котором помимо автора выставки примут участие другие известные фотографы — Игорь Мухин, чьи работы входят в постоянные экспозиции ведущих мировых музеев, и Евгений Фельдман, автор самиздата «СВОЙ». Точные даты и форматы круглых столов, а также специальных экскурсий, будут отдельно анонсированы на сайте и в социальных сетях Музея Москвы. Билеты на выставку уже доступны по этой ссылке.

Александр Николаев, президент «ИНТЕКО»:

«Месяцы карантина — это не только экономические потрясения и испытания на прочность. Это также новые ракурсы, с которых каждый человек смог посмотреть на свою жизнь и окружающую действительность. Пережитый нами момент войдет в историю всего человечества, это необходимо запечатлеть рукой профессионального фотохудожника. Сергей Пономарев, будучи востребованным международными информагентствами, станет проводником данной фотолетописи карантинной Москвы для всего мира».

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: 

«Пандемия и самоизоляция 2020 года — интереснейшее время, которое нам только предстоит глубоко осмыслить. Осмыслить не только вирус и эти события, но и последствия, которые повлияют на нашу жизнь, и могут остаться с нами на довольно долгое время. Этот проект с фотографиями пустой Москвы можно назвать источником новой реальности. И посмотреть на эту выставку как на момент «ноль», точку отсчета».

Анна Трапкова, директор Музея Москвы:

«В последние три месяца наш город жил в особом, совершенно непривычном режиме. Улицы, обычно переполненные людьми и машинами, как будто замерли в пустоте. Фотографии Сергея Пономарева фиксируют этот опыт бытования города. Особенно важно, что, благодаря сотрудничеству с компанией «Интеко», эти фотографии останутся в коллекции Музея Москвы».

Ксения Чудинова, главный редактор сайта проекта «Сноб»: 

«Сергей Пономарев — не столько фотограф, сколько фотомыслитель. Он умеет строить особый мир в собственных снимках: задавать вопросы зрителям, пробуждать в них сочувствие или настраивать на размышления. Серия монументальных фотографий Москвы тоже задает нам вопросы: что перед нами? Постапокалиптический город, в котором нет ни души? Или замерший, ждущий горожан на своих улицах? Что вы ощущаете, глядя на эти снимки? Гордость или щемящую жалость? Амбивалентность чувств — визитная карточка этой выставки».

О фотожурналисте:

Сергей Пономарев — всемирно известный фотожурналист, участник проекта «Сноб». Наибольшую известность получил за свои работы освещающие конфликты на Ближнем Востоке. Работает с такими изданиями как New York Times, «Сноб», Paris Match, Stern, Le Figaro Magazine. В 2016 стал частью команды фотографов New York Times, которые получили Пулитцеровскую премию за освещение кризиса беженцев в Европе. В 2017 году получил Золотую Медаль Роберта Капы за освещение войны в Ираке. Трижды лауреат всемирного конкурса фотожурналистики World Press Photo.