Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Фото: Cottonbro/Pexels

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Cottonbro/Pexels

Дмитрий Грин:

Как включить гибкие навыки в образовательный процесс

Редакционный материал
О значении гибких навыков говорят не первый год, но в традиционной системе образования им по-прежнему нет места. Дмитрий Грин, сооснователь и CEO Almamat, рассказал, какие soft skills потребуются специалистам в условиях кризиса, как включить их в учебную программу и почему личностные качества нужны всем — даже IT-специалистам
24 июля 2020 9:37

Спасение в «темные» времена

За последние полгода человечеству пришлось радикально перестроить большинство привычных сфер — от офисной работы и розничной торговли до здравоохранения и экономики. Пандемия стала глобальным тестом на проверку гибких навыков. В первую очередь это касалось адаптивности и креативности — умения находить решения в экстремальных ситуациях и быстро менять стратегию. 

Впрочем, о растущем значении soft skills начали говорить давно. В 2018-м американские исследователи обнаружили, что развитие soft skills повышает производительность на 12% и обеспечивает возврат инвестиций на уровне 250%. На эту тенденцию обратили внимание и рекрутеры: как показал недавний опрос GMAC, больше половины HR-менеджеров считают, что ценность гибких навыков вырастет в ближайшие пять лет и во многих сферах будет преобладать над hard skills.

Это подтверждают и первые прогнозы аналитиков в 2020 году — большинство из них уверены, что именно специалисты с развитыми личностными качествами помогут бизнесу справиться с кризисом. На растущий тренд уже отреагировали многие компании — например, Microsoft совместно с LinkedIn открыла бесплатный доступ к нескольким курсам, в том числе к программе по soft skills.

Хорошее владение soft skills становится базовым требованием. По данным West Monroe Partners, 67% HR-представителей в сфере IT отказывали талантливым IT-специалистам с недостаточно развитыми персональными качествами. Более того, почти 43% респондентов отмечали, что проблемы с коммуникацией плохо сказывались на рабочих отношениях и даже приводили к срыву дедлайнов.

Ценность коммуникации возрастает на фоне перехода на удаленную работу. Первые исследования показывают, что на удаленке сотрудники реже общаются с малознакомыми коллегами, зато чаще связываются с теми, с кем уже установили дружеский контакт. В результате нарушается взаимообмен идеями, снижается уровень доверия и взаимопонимания. 

Требования работодателей к выпускникам вузов и молодым специалистам на этом фоне меняются. Так, по данным LinkedIn, навыки коммуникации и решения комплексных проблем теперь стоят в одном ряду с таким базовым знанием, как владение Microsoft Office. 

В 2020-м также вырос спрос на развитый эмоциональный интеллект. Достаточно вспомнить пример с Facebook, которая недавно потеряла многомиллионные контракты из-за того, что недостаточно активно боролась с расистскими и ксенофобскими высказываниями на своей платформе. Таким образом, в условиях, когда финансовые показатели компании напрямую зависят от уровня эмпатии и осознанности ее сотрудников, показатель EQ (эмоциональный коэффициент) ценится не меньше, чем IQ.

Сложности обучения

Несмотря на востребованность soft skills, большинство вузов в России и на Западе не включает развитие личностных навыков в учебную программу: как показал опрос SHRM, половина компаний не может найти начинающих специалистов с подходящим набором soft skills. Это связывают с цифровизацией образования: студенты проводят все меньше времени в «полевых» условиях и изучают предметы в отрыве от реальных требований рынка.

Другая проблема — исключение гуманитарных предметов из образовательных программ технических специальностей. Студентов не учат таким базовым навыкам, как взаимодействие с клиентами и заказчиками, работа в команде и создание коллабораций, ведение переговоров и решение конфликтных ситуаций. В результате IT-специалисты могут дополнительно сталкиваться с этическими проблемами — при создании роботов и алгоритмов разработчики часто не учитывают контекст и идут на поводу у заказчиков, которые, в свою очередь, преследуют коммерческие интересы. Как итог — чат-боты-расисты и предвзятые алгоритмы-судьи.

Эта проблема лишь недавно стала центром обсуждения среди членов IT-сообщества. Так, в начале прошлого года Гарвардский университет ввел курс этики для разработчиков, а многие вузы запустили образовательные мини-модули для прокачки важных soft skills. Например, в американских колледжах тестируют систему бейджей — сертификатов по микроспециальностям, таким как устная коммуникация, эмпатия и инициативность. Однако единого стандарта для оценки личностных навыков все равно пока не существует.

В России централизованной системы преподавания и оценки soft skills также пока нет. Но первые проекты уже появляются. Например, платформа «Учи.ру» готовит к запуску курс по универсальным гибким навыкам — программа «Успею все!» объясняет школьникам, как планировать время, ставить цели и анализировать результаты.

Некоторые вузы планируют готовить менторов и наставников, которые будут заниматься со студентами развитием гибких навыков. Однако проект пока только обсуждается. Многие университеты запускают тематические онлайн-курсы: например, Политех и РАНГХиГС создали программу «Навыки личной эффективности» для отработки универсальных soft skills. Корпоративные школы также организуют курсы по развитию личностных качеств — например, в Корпоративном университете Сбербанка можно освоить курс по дизайн-мышлению, решению проблем, презентациям и переговорам. Академия Росатома недавно также начала проводить мастер-классы по soft skills, а «Сургутнефтегаз» и X5 Retail Group проводят тренинги для сотрудников с использованием VR-тренажеров. Блоки по soft skills также включены во многие образовательные программы корпораций — например, в учебный план «Академии продуктовых менеджеров» Mail.Ru Group.

Включение в образовательный процесс

По оценкам Transparency Market Research, рынок развития soft skills — один из самых быстрорастущих в образовательном сегменте. Ожидается, что в течение 7 лет он вырастет до $38 млрд. В условиях растущей конкуренции из-за кризиса спрос на гибкие навыки может подскочить еще больше. Причем пригодятся они не только для продвижения по карьерной лестнице, но и на самом раннем этапе — во время собеседований и при устройстве на стажировку. 

Вот несколько шагов, которые помогут развить гибкие навыки и сделать образовательный процесс более вовлекающим:

Шаг 1. Подключение работодателей. Большинство вузов годами обучает студентов hard skills, а потом только предлагает им применять знания на практике. Но технические и гибкие навыки должны развиваться одновременно. Для этого важно как можно раньше подключать к образовательному процессу работодателей, как это делают многие EdTech-платформы и образовательные акселераторы. Студенты работают с реальными данными, решают реальные кейсы клиентов и в процессе учебы развивают личностные качества. Например, учатся общаться с заказчиками, работать с ТЗ и соблюдать дедлайны. Некоторые сервисы, например, Modern Labor и Almamat, предлагают бесплатное обучение и гарантированное трудоустройство — оплата предусмотрена только после получения первой зарплаты на новой работе.

Шаг 2. Привлечение менторов. Лучший способ быстро познакомить начинающего специалиста с реалиями работы — подключить ментора. Такой сервис предлагают платформы Springboard и Coding Coach, которые помогают искать наставников для IT-специалистов, а также инсценируют собеседования. Российский сервис Almamat привлекает к обучению новичков IT-волонтеров: они вводят начинающих в курс дела и помогают разбираться с трудностями и подводными камнями. Ответы на многие вопросы можно найти в тематических пабликах или в подкастах, например, Soft Skills Engineering рассказывает, как общаться с заказчиками, решать сложные вопросы и находить общий язык с коллегами.

Шаг 3. Использование новых технологий. Для отработки гибких навыков нужно регулярное повторение различных сценариев, и в процессе обучения на это часто не хватает времени. Прокачивать навыки в любое удобное время не выходя из дома можно с помощью современных инструментов — VR-тренажеров или игровых симуляторов. Например, компании Virtual Speech и Talespin помогают развивать уверенность в себе и прокачивать EQ, а Cerevrum — повысить навыки сотрудников крупных компаний в ускоренном режиме с помощью виртуальных симуляций. Так, в VR можно научиться делать презентации, проводить питчи проектов и подготовиться к собеседованию.

Шаг 4. Расширение кругозора. Изучение новых отраслей помогает развивать эмоциональный интеллект и навыки коммуникации, и для этого не обязательно получать дополнительную специальность. Например, если вы разрабатываете ПО, вам могут пригодиться знания в области product-менеджмента или контент-маркетинга. 

Можно выбрать нишу, которая соответствует уже приобретенным навыкам. Так, специалист по работе с нейросетями может изучить алгоритмы для маркетингового продвижения, а разработчик мобильных игр — пройти курсы сценарного мастерства или изучить основы UX-дизайна: это поможет ему эффективно коммуницировать со сценаристами и прокачать навыки визуального сторителлинга. Для расширения кругозора также полезно работать в мультидисциплинарных командах — так делают в Университет Монаш (Мельбурн), где студенты инженерных специальностей занимаются в группах с другими учащимися из разных областей.

Шаг 5. Создание стартапов. Самый эффективный способ прокачать сразу несколько гибких навыков — это подключить студентов к реальным проектам или позволить им открыть собственное дело. В этом случае им придется осваивать сразу десяток навыков — от генерации гипотез до взаимодействия с конкурентами. В сериале «Кремниевая долина» хорошо показано, сколько времени у IT-компании может уходить на решение вопросов, которые не связаны с программированием и технологиями. Многие буткемпы для разработчиков поощряют запуск стартапов. В процессе обучения действительно легче найти единомышленников и вместе запустить проект. Так, например, был создан сервис для создания онлайн-завещаний Willing — его основатели встретились благодаря учебе на платформе Bloc.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В этом году правительство РФ утвердило беспрецедентные меры для поддержки IT-сферы. Эксперты ждут роста отрасли, но в то же время прогнозируют остановку развития особых экономических зон (ОЭЗ) вроде Иннополиса и продолжение тенденции оттока кадров за границу. Вместе с Еленой Райтс, директором по развитию группы компаний «Альтфина» и экспертом в холистическом маркетинге, разбираемся в основных плюсах и минусах нововведений
Конфликты, напряжение в отношениях топ-менеджеров и отсутствие экологичного общения внутри компании приводят к снижению эффективности бизнеса и ограничивают перспективы его развития. Майя Мухамеджанова, CEO лаборатории переговоров Soft Skills Lab и один из создателей онлайн-симулятора для решения конфликтов, считает, что причина — в манипуляциях одних сотрудников другими и что справиться с этой проблемой компаниям поможет онлайн-образование
На выходе из кризиса, когда у компаний на счету каждый рубль, бизнес будет активнее привлекать команды на аутсорсе. Сооснователь и CEO сервиса AltoCar Александр Бобылев рассказывает, как превратить новых внешних сотрудников в «адвокатов» бренда

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.