Начать блог на снобе
Все новости

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Без-имени-1.jpg

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Майя Мухамеджанова: Прощайте, манипуляции.

Как онлайн-образование помогает решать проблемы топ-менеджеров

Редакционный материал

Конфликты, напряжение в отношениях топ-менеджеров и отсутствие экологичного общения внутри компании приводят к снижению эффективности бизнеса и ограничивают перспективы его развития. Майя Мухамеджанова, CEO лаборатории переговоров Soft Skills Lab и один из создателей онлайн-симулятора для решения конфликтов, считает, что причина — в манипуляциях одних сотрудников другими и что справиться с этой проблемой компаниям поможет онлайн-образование

13 июля 2020 9:00

Манипуляции в компании и их признаки

Известно, что токсичные сотрудники подрывают корпоративные культурные инициативы и разрушают даже лучшие кадровые программы. Более того, токсичность неминуемо приводит к хроническому стрессу, который, в свою очередь, грозит проблемами со здоровьем. Испытывая стресс, сотрудники теряют способность учиться, решать нестандартные вопросы, критически мыслить и запоминать информацию. Поэтому важно вовремя распознать манипуляции в компании и восстановить в коллективе экологичное общение. 

Основные признаки манипуляций:

— сплетни на работе;
— дискриминация сотрудника по внешнему фактору;
— ненормированный график или отсутствие отпуска у определенных сотрудников;
— реализация идей только одним человеком;
— отсутствие развития сотрудников;
— гипермаскулинные черты личности у руководителей, что создает некомфортную обстановку в коллективе. 

Если хотя бы один из этих признаков есть в вашей компании, значит, что-то идет не так и, возможно, сотрудники ощущают дискомфорт. Такая ситуация снижает прибыльность бизнеса: ваши сотрудники будут чаще брать больничные, чем их счастливые сослуживцы, и станут менее энергичны и продуктивны.

Как восстановить успешную корпоративную культуру

Волшебной таблетки нет. Нетоксичность — вот залог успешного ведения бизнеса и процветания компании. Прежде всего она выражаются в уважении к границам сотрудников. Руководители должны создать в компании такую атмосферу, при которой коллеги не будут бояться говорить друг другу «нет» из страха показаться не командным игроком. Умение видеть свои границы и отстаивать их — настоящее искусство. 

Руководитель компании должен беседовать со своими сотрудниками и выяснять, боятся ли они сказать «нет» в ответ на просьбу коллеги и как часто им приходится жертвовать своими личными интересами ради команды. Такой аудит и открытое общение с персоналом позволит понять, уступает ли сотрудник свои границы. В противном случае может произойти следующее: человек продолжит работать, но его мотивация заметно снизится, поскольку другие будут считать его не командным игроком, который подводит компанию. В образе «белой вороны» он будет чувствовать себя крайне неуютно.

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

В борьбе с токсичностью: от теории к практике

«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий», — написал Козьма Прутков. И действительно, любые попытки управлять человеком, группой людей или даже обществом нередко приводят к сопротивлению последних. Именно поэтому руководитель компании должен хорошо разбираться в том, как мыслит и как действует манипулятор. Но и это еще не все.

Порой руководители компаний хотят научить сотрудников отрабатывать конфликты. С этой целью они обращаются к бизнес-тренерам. Если это одноразовая акция, то говорить об эффективности не приходится, так как в решении этой проблемы важна системность. И здесь приветствуется участие руководителя во всех процессах, поскольку он хорошо осведомлен в вопросе, знает эффективные приемы и методы борьбы с токсичностью.

При этом необходимо, чтобы сотрудники не просто видели свои границы, но и избегали манипуляций в отношениях с коллегами. Чтобы научиться корпоративной культуре в команде, важно следовать трем простым правилам:

1. Научиться говорить «я», а не «ты». Другими словами, стоит избегать таких выражений и формулировок: «Ты меня обидел» или «Ты меня разочаровал». Их можно заменить фразой «Мне было больно» или «Мне было неприятно это слышать».
2. Четко понять, как работает и действует манипулятор в компании.
3. Обучиться и развить навыки для того, чтобы получать информацию от своих подчиненных. Это первостепенная задача руководителя компании.

Способы борьбы с манипуляциями

Токсичность в отношениях появляется в результате того, что люди не умеют отстаивать свои границы. Но сотрудники могут научиться видеть конфликты и отрабатывать их, что приведет к слаженной и эффективной работе компании в будущем. Для тренировки решения конфликтов между коллегами и ведения успешных переговоров многие компании пользуются онлайн-симуляторами. Это своего рода тренажер, который «помещает» пользователя в ситуацию, требующую умения вести переговоры и разрешать конфликты, и помогает в безопасной обстановке отрабатывать навыки, которые пригодятся в жизни.

Большой популярностью пользуются онлайн-тренинги. На них отрабатываются техники и упражнения, которые позволяют научиться управлять в конфликтной ситуации своим состоянием и эмоциями оппонента и работать с агрессией. Участники тренингов получают подробные инструкции и отрабатывают полученные знания на практике.

Во многих компаниях регулярно проводятся практикумы. Их цель — персональная отработка навыков конструктивного решения сложных конфликтных ситуаций с учетом личностных особенностей участника. Обучение выстраивается по определенной схеме, которая включает в себя мониторинг, оценку навыков поведения человека, обширный теоретический блок и практические занятия.

Курсы по конфликтологии и противодействию манипуляциям на работе или в семье — еще один действенный метод борьбы с проблемой. В своей основе он содержит как классические инструменты, так и ультрасовременные методики. Несколько онлайн-занятий  с отработкой возражений, конфликтов и стрессоустойчивости приводят к четкому пониманию модели поведения участников и решению проблемы в будущем за счет применения полученных знаний. 

Так как онлайн-курсы из-за больших временных затрат подходят не всем компаниям, в борьбе с манипуляциями активно используются интенсивы, где участники получают много информации в короткие сроки. Их главная задача — формирование навыков для решения конфликтных ситуаций. Все участники получают полноценную обратную связь. 

Для обучения поведению в конфликтных ситуациях также используются подкасты, вебинары, мастер-классы, видеоуроки, конференции на онлайн-платформах, марафоны, различные курсы, прямые трансляции, интерактивные тесты, которые ориентированы на искоренение малейших проявлений манипуляций. Они вполне могут конкурировать с программами повышения квалификации от престижных университетов, при этом обучение происходит из любой точки планеты.

Хорошая новость заключается в том, что многие руководители компаний уже начали активно пользоваться этими инструментами и искоренять любые проявления манипуляций в коллективе. А что будет дальше, покажет время.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться
Читайте также
Пандемия сформировала новую реальность, которая останется с нами и после отмены режима ограничений. Основатель EdTech-компании «Like Центр» в сфере бизнес-образования Аяз Шабутдинов рассказывает, как изменится мир бизнеса и какие будут тренды у малого предпринимательства
На выходе из кризиса, когда у компаний на счету каждый рубль, бизнес будет активнее привлекать команды на аутсорсе. Сооснователь и CEO сервиса AltoCar Александр Бобылев рассказывает, как превратить новых внешних сотрудников в «адвокатов» бренда
«Мир после пандемии коронавирусной инфекции уже никогда не будет прежним…» Думаем, каждый уже неоднократно слышал эту фразу. Но что за ней стоит и действительно ли уже завтра мы начнем жить в новой реальности? Валерия Репина, основатель и креативный директор агентства Repina Branding, считает, что на самом деле изменения в посткоронавирусном мире будут весьма незначительными

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.