Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

Сады-гибриды и петунии на Неве. В Петербурге проходит фестиваль техноискусства Ars Electronica

С 9 по 13 сентября в Санкт-Петербурге проходит знаменитый европейский фестиваль Ars Electronica. В этом году он посвящен садам в широком смысле — эта тема стала метафорой взаимодействия человека не только с природой, но и с виртуальной средой. Впервые с 1979 года работы медиахудожников стали доступны в онлайн-формате, а офлайн-мероприятия проводятся не только на родине проекта — в австрийском Линце, но и в 120 городах мира. Основательница аукциона и галереи KURFUTURELAB, куратор петербургской фестивальной программы «Пангардения» Наталья Кур рассказала «Снобу» о самых оригинальных проектах местных художников и событиях фестиваля
11 сентября 2020 17:07
Идеальный сад — «летучий корабль» из стекла над площадью Восстания. Авторы проекта — группа художников Лаборатории новых медиа Фото: MediaLab

«Зеленая» прогулка по рекам и каналам

Главным событием Ars Electronica в Санкт-Петербурге станет водный эксперимент-путешествие «Блуждающие сады». На фестивальном судне «Пангардения» художники, кураторы и ученые прокатят петунии, выращенные художницей Натальей Балабановой во время самоизоляции. Маршрут трехчасового вояжа пройдет 13 сентября по центральным рекам и каналам города: по Ждановке, Малой Неве, Неве, каналу Зимняя Канавка, Мойке, Крюкову каналу, каналу Грибоедова. Исследователи будут вести прямую трансляцию с борта судна — записывать фильм о микробиоме рек и каналов города. Остановок у причалов на маршруте не будет, однако на воде они запланированы — изображения художественного проекта будут проецироваться на фасады зданий и набережные, а также на экран из парниковой пленки, установленный на крыше корабля. После прохода по Зимней Канавке рядом с кораблем запустят лодку-дрон, которая будет брать пробы петербургской воды. Увидеть путешествие онлайн в прямом эфире можно на YouTube по ссылке.

Фото: Anna Prilutckaia

Образовательная онлайн-программа

В проектах «Пангардении» задействованы более 40 российских и иностранных художников из Петербурга. На сайте фестиваля с 9 по 13 сентября можно увидеть работы всех участников, а на YouTube-канале проекта — посмотреть лекции и трансляции, а также узнать, что такое «эмоциональный ландшафт города» и «городские смарт-инфраструктуры», как автоматизация и синергия природы помогают устойчивому развитию, что связывает робототехнику и сады.

Вместе с художниками можно будет исследовать ритмы нечеловеческих агентов, преобразуя последовательности аминокислот в звукоряд, научиться создавать популярные маски в Instagram на основе растительных мотивов, поразмыслить о роли сексуальности растений в человеческой культуре. Язык большинства мероприятий — английский.

Арт-резиденция AIR для художников и ученых

Единственная возможность увидеть несколько работ фестиваля офлайн — прийти в новое арт-пространство AIR на Биржевой линии, 16. Галерея создана генеральным партнером фестиваля — университетом ИТМО. В дни фестиваля с 11.00 до 21.00 здесь можно посмотреть шесть проектов Ars Electronica. Также каждый день в 19.00 в галерее проходит экскурсия — арт-медиация для всех желающих (необходима регистрация).

Наталья Федорова показывает в пространстве AIR проект «Быть ветром для дерева». Художница учит людей понимать язык деревьев с помощью поэзии: сенсоры фиксируют, как, например, дерево ощущает свет и температуру, как движется вода по его стволу, а генератор стихов переводит полученные данные в слова.

Арт-группировка BIOROBOTY 019, выпускники магистратуры «Искусство и наука» ИТМО, демонстрируют «Чудо-поляну 2.0» — интерактивное пространство для людей и редких растений. Здесь можно поговорить об этике взаимоотношения с природой и посмотреть на растения настоящей «Чудо-поляны» — природного образования в парке Зверинец, который находится в Гатчине. Название этому месту дал сотрудник Ботанического института имени В. Л. Комарова Адо Хааре, когда в 1970-х обнаружил там редкие реликтовые растения. Так как луг расположен в черте города и никак не охраняется, многие растения «Чудо-поляны» находятся под угрозой вымирания.

Анна Толкачева и Андрей Носов. Plantlets Фото: Пресс-служба фестиваля

Идея проекта «Растения» Анны Мартыненко заключается в том, что информация сама по себе может быть живой и распространяться самостоятельно. Художница показывает вторую жизнь засохших растений, поместив их в виртуальную базу данных. Автор создала алгоритм, по которому информация развивается, растет и умирает, как цветок. В базе данных выставлены отмершие фрагменты растений из сада, расположенного около галереи. Гости видят фрагменты растений и «пророщенные» из них цифровые клоны, могут посидеть в садовом кресле в окружении инвентаря, представляя себя в роли конструктора природы.

Перформанс «Цветок» Натальи Тихоновой — это движение зрителя по сценарию развития чувства: любовь распускается и увядает, при этом каждая ее стадия транслируется через разные носители — от проектора до смартфона. Человеческое сливается с технологичным, а экран становится не только транслятором, но и носителем. На протяжении всего перформанса зритель слышит описание каждой стадии, которое зачитывает художница.

Анна Толкачева и Андрей Носов представляют многопользовательскую браузерную игру Plantlets — «вечный виртуальный сад», который может расти даже без участия пользователя. Технология eye-tracking считывает направление взгляда пользователя и ускоряет рост новых частей растения.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти чтобы оставить комментарий
Читайте также
С 3 по 5 июля пройдет международный фестиваль современного искусства EverArt Weekend. В этом году он состоится онлайн и будет посвящен искусству на расстоянии. Люси Виноград, основательница и идейный вдохновитель фестиваля, специально для «Сноба» рассказала об особенностях программы этого года и выбрала самые интересные выставки и события, которые нельзя пропустить
Сегодня у народной артистки Светланы Крючковой юбилей. Последняя из поколения великих учеников Георгия Товстоногова, ведущая актриса БДТ, одна из самых ярких звезд отечественного кинематографа 70–80-х годов, она и сегодня продолжает активную творческую жизнь, а название ее недавнего премьерного спектакля «Жизнь впереди» говорит само за себя. «Сноб» поздравляет Светлану Николаевну и публикует эссе главного редактора нашего журнала Сергея Николаевича
Писатель и продюсер Александр Кушнир написал книгу «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» — первую биографию основателя и солиста советской рок-группы «Зоопарк». Основываясь на воспоминаниях очевидцев, архивных материалах, личных воспоминаниях родственников и друзей певца, автор рассказывает о взлете и падении ленинградской рок-звезды. «Сноб» публикует первую главу