Леонид Меламед, председатель совета директоров «Доктор рядом Холдинг»

Слово «только» я бы, наверное, оспорил. Мы уже лет тридцать являемся участниками процесса цифровизации, и темпы его развития в последние несколько лет нас не разочаровывали. Любое мощное событие катализирует самые разные процессы, и 2020 год с эпидемией COVID-19, безусловно, встряхнул буквально все сферы жизни людей. По своей специфике это событие подразумевает ограничение физических контактов, поэтому они и начали заменяться контактами цифровыми и технологическими. Я думаю, что мы выйдем из этой пандемии уже другим человечеством. Изменения будут достаточно мощные. Мы как цивилизация уже настроены на быстрые, глобальные и довольно радикальные перемены. Кто-то назвал 2020-е годы «ревущими» — вот и события, связанные с пандемией, можно назвать одним из проявлений «ревущих двадцатых».

Рено Селигманн, постоянный представитель Всемирного банка в РФ

Сложные внешние вызовы являются лучшим нагрузочным тестом для всех компонентов самых разных систем — от системы принятия решений на всех уровнях государственного управления до системы кризисного менеджмента практически любого частного бизнеса. На нашей памяти — это первый случай такого универсального и практически синхронного воздействия на все страны, индустрии и жизненный уклад всего человечества, сравнимый по масштабу с мировыми войнами XX века. Правда, пандемия происходит в намного более благополучную эпоху: у нас есть развитые институты, в том числе международные, в целом хорошие межгосударственные отношения, развитые технологии, позволяющие быстро адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Сегодня ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности — способность к опережающим инновациям. Основной двигатель инноваций — эффективное использование цифровых технологий. Цифровизация — это уже не просто желательный процесс, а абсолютно необходимое условие для выживания в современном мире. Так было до COVID-19, так будет и после. Приверженность российского руководства цифровой трансформации — один из факторов успеха цифрового развития в стране, и это обеспечит возможность технологического прорыва в России.

Марк Верной, партнер Школы креативного лидерства THNK

COVID-19 действительно стал «великим ускорителем», и мы знаем много примеров из истории, как из-за таких малоприятных событий, как стихийные бедствия или войны, возникало большое количество инноваций. Тем не менее есть множество примеров и того, когда отдельные личности добивались значительных успехов без внешних проблем и стрессов. Вспомните Стива Джобса, братьев Райт или Мартина Лютера Кинга. Как сказала Маргарет Мид: «Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа мыслящих и самоотверженных людей может изменить мир. На самом деле лишь они и привносят эти изменения».

Вероника Фидлер, старший управляющий директор VEB Ventures

Цифровизация всех отраслей промышленности началась не в этом году. Но COVID-19, как обычно и бывает в стрессовых ситуациях, катализировал востребованность технологий. Моментальный рост спроса заставил поставщиков цифровых решений брать на себя большие риски, действовать более проактивно, капитализировать текущие возможности. Думаю, нынешняя ситуация значительно «почистит» рынок, на нем останутся наиболее сильные и перспективные решения, и для отрасли это будет иметь позитивный эффект. При этом у нас до сих пор нет достаточного количества информации о среднесрочных и тем более долгосрочных последствиях пандемии и всех системных изменениях, которые она внесла в наши жизни, в развитие общества, в отношения, в экономические модели. Отрасли, страны, люди переживают стресс, и не все чувствуют себя «готовыми к изменившемуся миру». Но я бы предложила найти в себе силы принять эту неопределенность, не бороться с ней стандартными методами митигации, а наоборот — ловить и использовать динамические возможности, которые дают нам рынок и жизнь.

Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great в РВК

Только сложные внешние вызовы и являются настоящим стимулом развития технологий. Вспомните хотя бы середину ХХ века: Вторая мировая, а за ней холодная война стали мощнейшими стимулами развития науки и техники. Конечно, те технологии развивались в первую очередь с прицелом на военное применение, но неизбежен был и следующий этап — после исчезновения экзистенциальных рисков они нашли применение в мирной жизни. Реактивная авиация, космическая отрасль, электроника, компьютеры и системы связи, атомная энергетика — все эти технологии начинались именно как военные разработки. То же самое происходило при всех предыдущих глобальных катаклизмах, так будет и сейчас. Технологии удаленной коммуникации, распознавания лиц и отслеживания перемещений через несколько лет трансформируются, адаптируются под «мирную жизнь» и станут основой для десятков новых продуктов и сервисов. И мы, используя их, уже даже не будем задумываться о том, что основа этих технологий была заложена во время пандемии.

Все дискуссии можно посмотреть на сайте openinnovations.ru