Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал
Школа — самый лучший друг?

Итоги опроса про воспитание и образование

Есть такой расхожий стереотип: ни один ребенок не хочет идти в школу. Однако недавний опрос самих детей показал, что это совсем не так: тяга к социализации и воспитанию никуда у школьников не исчезла
9 ноября 2020 11:50
Иллюстрация: Veronchikchik

Пока свирепствует коронавирус и детей то высаживают на дистантное образование, то возвращают в офлайн, то отправляют на внеплановые каникулы, то придумывают какую-то «смешанную» систему обучения, а родители бьются в истерике и доходят до нервного истощения, пытаясь ко всему этому приспособиться, мне показалось, что самое время кого-нибудь о чем-нибудь опросить.

Вот я по случаю и провела несколько опросов. Сегодня представляю вам, уважаемые читатели, результаты одного из них. Сразу должна честно признаться: в значительной степени это онлайн-опрос, а потому его ценность и интересность для меня, конечно, снижается. Но что поделать — обстоятельства таковы, каковы они есть. 

Опрашивала я детей и подростков. Всего опросила 57 человек (планировала 60, но трое так мне и не ответили). 30 девочек и 27 мальчиков. Из них с двадцатью я разговаривала в реальности, с остальными — только онлайн. Тема опроса была по обстоятельствам: а как вы сами-то хотите учиться, воспитываться и все такое. Мне показалось логичным хотя бы раз это спросить, раз уж дети у нас теперь личности, имеют всякие права, и все ждут от них какого-то самовыражения и самореализации, в идеале еще и «творческой». Ну и для родителей и вообще взрослых, как я рассудила, это может оказаться не бесполезным — узнать, чего дети от них хотят и ждут. 

 

Про результаты

 

Первое, что меня, пожалуй, удивило (но потом я смутно припомнила, что уже сталкивалась с этим в каком-то другом своем опросе), — это категорическое пристрастие детей к общественному воспитанию. Накануне нашествия коронавируса было и даже во время его продолжается много родительских и общественных дискуссий на приблизительно такую тему: нет уже сейчас никакой необходимости ходить в стандартную школу, потому что все самые современные знания теперь уже не у учителя, а в интернете, и это только время зря тратить, просиживать там за партой часы, дни и годы, из которых твоему ребенку учитель сможет лично уделить совсем немного времени, да и программа ему может не подходить, гораздо быстрее и эффективнее научить ребенка тому же самому индивидуально — в семье или через интернет, слушая лекции и уроки хороших преподавателей, выполняя персональные задания, подогнанные по уровню ребенка, не отвлекаясь на соседей по парте, на школьные разборки, буллинг, троллинг и т. д.

Мне самой иногда тоже кажется, что во всем этом есть рациональное зерно. Особенно если считать, что в школу дети в основном ходят все-таки для того, чтобы учиться.

Так вот, из 57 детей только двое однозначно и определенно сказали, что они не хотели бы вообще ходить в школу, а хотели бы учиться дома. Причем один из этих детей и так на домашнем обучении — вроде бы по состоянию здоровья, но мне показалось, что скорее по произволу матери. Он сказал (дословно): «Дома я могу получить индивидуализированное образование, которое позволит мне потом достичь лучшей самореализации в выбранной профессии». Когда дети такое говорят, я почему-то пугаюсь, хотя, может быть, и зря.

Все остальные — за школу. Ходить туда, в здание, в классы, в общественные столовки и туалеты. Некоторые (пятнадцать человек) считают, что часть уроков могла бы проходить где-нибудь еще — во дворе, в лесу, в поле, в городе, в музеях, даже в кафе и ресторанах. Один мальчик (я умилилась) — «на фабриках и заводах, это важно, чтобы человек с детства видел, где и как производится все то, чем он потом пользуется». Самое смешное, что в моем, сплошь дефицитарном, школьном детстве все это было (включая фабрики и заводы, исключая кафе и рестораны), а в их, избыточном и сплошь благополучном, похоже, куда-то подевалось — впрочем, мы как-то в моем блоге обсуждали, что это связано не с леностью и произволом учителей и школы, а с предельной забюрократизированностью. Детей просто невозможно официально никуда вывести и вывезти — слишком много ограничений и запретов.

Несколько (семь) детей думают, что им хватило бы ходить в школу на уроки четыре дня в неделю, а остальное время надо уделять самостоятельному обучению, может быть, под дистанционным руководством учителя или отдыхать.

Совсем уж поразительная вещь для тех, кто не читал фантастики второй половины XX века: 21(!) ребенок и подросток (больше мальчики, чем девочки), в общем-то, высказались за совсем, полностью (вне семьи) общественное обучение и воспитание. То есть фактически за систему интернатов. Дети и подростки живут в таких коммунах (всем им почему-то хочется жить в лесу на берегу озера) под руководством мудрых и спокойных (это важно!) взрослых-учителей-друзей и там же учатся. Родители их иногда навещают, или они навещают родителей. Еще важное: дети там вообще-то не только учатся, но и работают. Выращивают что-то в огороде, ухаживают за окрестным лесом, помогают младшим (в жизни и учебе), что-то такое полезное производят в ремесленных (они не знают этого термина, но говорили именно об этом) мастерских. Я предложила: наверное, в свободное время развивают в себе творческие навыки — ну рисуют там, лепят, играют на музыкальных инструментах? Почти все опрошенные дети очаровательно морщили носы и отворачивались, а один мальчик твердо ответил: ну, это если кому вдруг очень надо. Еще одна девочка (я опять же умилилась): «Там рядом на озере дом престарелых и дом для детей с нарушениями развития, и еще приют для брошенных и больных животных. И дети из этого интерната после школы туда ходят и им всем помогают. А бабушки и дедушки тоже помогают некоторым уроки готовить и тоже учат чему-то — это полезно и им развлечение. А я бы ходила к животным и прямо там же и на ветеринара выучилась, на практике».

Буллинг-троллинг — еще одна модная тема. Два моих прямых вопроса: тебя когда-нибудь — да? А ты — да? Положительно на оба вопроса ответили сорок детей. То есть сорок детей из пятидесяти семи когда-то кто-то дразнил, и они сами тоже кого-то дразнили. Я вздохнула с облегчением, потому что боялась, что они все мне соврут из желания показаться хорошими или жертвами. Но, слава богу, кажется, я ни у кого такого желания не вызываю. Восемь детей сказали, что их дразнили и травили, а они — никогда и никого. И еще пять сказали, что да — они сами дразнили и принимали участие в травле, а вот их никто никогда не дразнил и не травил. Вообще вне этой темы оказались четверо детей и подростков: ни они никогда никого не дразнили, ни их никто. Дети и их формирующаяся эмоциональность — тренажеры друг для друга. Я бы не стала табуировать эту тему.

Что вы делали, когда вас дразнили? Тридцать один человек — «справлялся сам как-то». Остальные — «жаловался родителям или учителям». Одна маленькая девочка с косичками: «Сначала плакала в туалете, а потом шла бить морду и царапаться».

 

Про родительское воспитание

 

Все дети, кроме четырех, признают, что воспитывать детей нужно. Четверка (два мальчика и две девочки) полагает, что дети «сами воспитаются», просто глядя на мир взрослых людей, участвуя в их жизни, общаясь со сверстниками, посещая школу и читая и просматривая интернет. В какой-то момент я почти с ужасом поняла, что практически с ними согласна.  

Воспитывать детей нужно «личным примером» — так считают тридцать пять опрошенных. Еще семь думают, что взрослым нужно «рассказывать детям, что хорошо и что плохо». Два ребенка полагают, что лучше всего человеческих детей воспитывают домашние животные. Аргумент мальчика меня задел: «Они по крайней мере никогда не врут». Все дети (без исключений!) сказали, что в семье они хотели бы иметь четко очерченные обязанности и так же четко очерченные права, чтобы не было никакого «вот когда ты будешь нормально учиться» или «почему бы нам с тобой просто не поговорить об этом как близкие люди» или «ну мы же с тобой договаривались!» Пятьдесят три ребенка сказали, что они не могут поговорить с родителями обо всем, что их волнует. При этом сорок семь считают, что это нормально. Только шестеро «парятся» по этому поводу и считают, что хорошо бы тут что-то изменить. 

«Хорошо бы, чтобы родители в процессе воспитания научили меня…»

Ответы:

  • любить
  • дружить
  • отстаивать себя и свое мнение
  • подчиняться другим и слышать их мнение
  • играть в футбол
  • хоть чему-нибудь (пять одинаковых ответов)
  • готовить и убираться в квартире (девочка десяти лет)
  • преодолевать собственную лень
  • разговаривать как нормальные люди, а не орать и не заводиться по пустякам
  • прощать
  • не сидеть все время в гаджетах, а делать что-нибудь полезное
  • как найти свое место в жизни
  • как преодолевать трудности
  • что делать с одиночеством
  • быть благодарным
  • понимать язык облаков и вообще природы
  • не надо меня ничему учить, просто будьте рядом

Как, в общем-то, и всегда, я не делаю выводов. Но мне кажется, здесь есть материал, над которым родитель может подумать, выбирая личный воспитательный и образовательный маршрут для своего ребенка. 

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
7 комментариев
Светлана  Горченко
• Комментарий удален…
Идеальное воспитание
Светлана  Горченко

 

Катерина, спасибо, очень актуально! Похоже, наши с Вами мечты начинают потихоньку сбываться. Я о том, что у родителей появляется возможность (при желании) организовать себе и детям такую жизнь, какая комфортна родителям. Построить - и вперёд! - пожалуйста! И никуда дитё до поры до времени не денется, а потом можно в суворовское-нахимовское, в Текос какой-нибудь, к виссарионовцам или староверам (там не забалуешь! Если родитеоей принять согласятся), в православную частную школу (знаю такие) и так далее. Есть жёсткие гимназии, лицеи.

 

 

Или наоборот. Школа самоопределения Тубельского, собственные варианты воплощения методики Балабана-Леонтьевой, Монтессори, Вальдорф, хоумскуллинг плюс разные творческие кружки-студии-секции... много туризма, образовательных путешествий... Сильно не хватает реального производительного высококвалифицированного труда с зарабатыванием, это да. Есть опыт Никитиных (ниточка-Никиточка), можно вспомнить макаренковские ФЭДы... Но тут Вы правы, даже на экскурсию сводить официально - запаришься вусмерть.

 

Если только перевести на экстернат некоторое количество детей из разных семей и силами энтузиастов организовать им "всё остальное". Забюрократизированность - главная проблема, от родов на дому до аттестата как минимум. Приходится две проблемы решать: детей воспитывать и от государства отбиваться. Проще махнуть рукой и делать вид. То ходим, то не ходим (в школу), по обстоятельствам а воспитываем когда можем:)) Кстати, идеи "точки на карте" нам в помощь:)) Светлана, Ленобласть

 
Вячеслав Потапов

/Все дети (без исключений!) сказали, что в семье они хотели бы иметь четко очерченные обязанности и так же четко очерченные права/

сегодня спрошу у своих дочерей

Вячеслав Потапов
Вчера спросил у старшей. Она ответила: я на этот вопрос отвечать не хочу и не буду.
Катерина Мурашова
Алла Чернигов Украина

День добрый! Про мечту детей жить отдельно. По описанию, как они себе это представляют, сильно напоминает Хогвардс из ,,Гарри Поттера,,. Школа на берегу озера, с волшебным лесом. Добираются туда на специальном поезде, т.к. это далеко. Живут без родителей, как в интернате, в старинном замке. Мудрые преподаватели. Уход за магическими животными, и растениями. Сто процентное попадание! 

Катерина Мурашова
Катерина Мурашовабезусловно, Вы правы. Но, в свою очередь, и популярность Хоггвардса ведь не на пустом месте - что то на него отзывается в душе подростка :)) и интернаты светлого коммунистического будущего в фантастике 60—80х были задолго до того...
Катерина Мурашова
Татьяна из СПб

Насчет воспитания точно согласна с идеей, что «сами воспитаются».  Все прочее отдает безудержной фальшью.  Соответственно, ответа на вопрос «чему бы я хотела научиться у родителей, а они не научили» у меня нет.  Чему могли научить своим примером – тому и научили, вольно или невольно.  Причем что-то из этого я взяла, а что-то восприняла как анти-пример и категорически отвергла.  Показать какие-то третьи пути они просто не могли, потому что сами не знали/умели. 

Дальше уже был мой собственный путь взросления, когда я подмечала и осмысливала действия других людей (в том числе описанные в книгах, показанные в кино и т.п.). Что-то брала на вооружение, что-то болезненно ломало вынесенные из семьи представления. Что-то теперь мои родственники находят во мне чужеродным.

Хочу подчеркнуть: «дать информацию о…» и «научить» - принципиально разные вещи.  Информация может остаться абсолютно мертвым знанием. Простейший пример: знать упражнения для спины и поддерживать ими состояние спины – две большие разницы (все читающие, убрали левую руку от подбородка и разогнули шею!).  Знать, что саморазрушительно любить женатого и «отключить» эту любовь – две большие разницы. Желать быть законопослушным и реально разбираться  в нашем трижды запутанном законодательстве – ну, вы поняли.  Так что все – только через свои шишки и свою мотивацию.

 

Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Катерина Мурашова
Главный принцип воспитания — не врать ни себе, ни ребенку — был актуален вчера, остается таковым сегодня и вряд ли изменится во всех последующих поколениях
Катерина Мурашова
Навязывание ребенку собственного отношения к миру порой может привести к печальным результатам. Нужно уметь вовремя остановиться и позволить ему формировать мировоззрение самому
Катерина Мурашова
Порой трудным детям так не хватает поддержки старших. Нет, не родителей или учителей, а тех, кто старше их всего на несколько лет. И учится с ними в одной школе