Все новости
Партнерский материал

Где искать партнеров, как опыт влияет на управление проектами и что делать со «стеклянным потолком». Отвечают женские команды в сфере культуры

Несколько лет назад количество женщин, работающих в сфере культуры, вдвое превышало число занятых в этой же области мужчин. Сегодня большинство государственных учреждений культуры и независимых культурных проектов также развивают женщины.Феминизация сферы находит отражение в том, как женские команды подходят к реализации своих проектов, транслируют их ценность аудитории и привлекают партнеров. Публикуем итоги дискуссии «Чисто женская карьера: как женские команды меняют сферу культуры?», организованной Фондом «Четверг» в рамках проекта «Лаборатория трендов»
30 декабря 2020 11:50
Фото: CoWomen/Unsplash

Участницы дискуссии:

  • Валерия Земскова, Надежда Пономаренко, Алиса Лоза — команда Фонда культурных проектов «Четверг»
  • Вера Маслова — соосновательница кураторского агентства ScienceMe
  • Дарья Ивницкая, Софья Бассэль — команда SODA.Büro
  • Светлана Лукьянова — соосновательница проекта Write like a grrrl
  • Ирина Изотова, Лола Тагаева, Марина Лексина — команда Moscow FemFest
  • Анна Чепурная, Анастасия Полумордвинова — команда галереи «Нагорная» 
Фото: ThisisEngineering RAEng/Unsplash

Поиск новых тем на культурном поле благодаря особой оптике

Надежда Пономаренко: «Недавно мы запустили опен-колл на пьесы, посвященные табу на нелюбовь к детям. Обязанность безусловно любить детей — традиционная женская тема. И мы понимаем, что только женщины могли создать проект, подсвечивающий и проблематизирующий этот вопрос».

Анастасия Полумордвинова: «Мне кажется, боль и некоторые проблемы женщин могут понять только женщины: темы о теле, восприятии мира и самоидентификации могут отразить кураторки и художницы, потому что они проживают все то же самое в данный момент. Мужской взгляд менее субъективный, им хочется говорить об общем, затрагивать политические, экологические вопросы. Их, конечно, поднимают и женщины, но мужчины как будто лишены возможности говорить о своей чувственности, возможно, поэтому она реже проявляется».

Качественные изменения культурной среды не только с помощью денег

Вера Маслова: «Мне кажется, для нас более важно социальное воздействие — зона влияния по вовлечению людей. Это видно в общении со стартапами, менторами, инвесторами: они ставят другие цели в своем бизнесе и в своих проектах, даже если они не связаны с прибылью. Мы как будто стремимся сделать этот мир лучше не через денежные потоки. Деньги — это инструмент, а не самоцель».

Фото: ThisisEngineering RAEng/Unsplash

Отказ от иерархии в пользу горизонтальных связей

Марина Лексина: «У нас в команде очень много разных задач, и традиционная иерархия сверху вниз просто не работает. Работает подход, в котором присутствует больше осознанности и уважения к человеку. Мне кажется, жесткая иерархия будет очень сильно тормозить рабочий процесс, поэтому важно просто отвечать на вызовы времени».

Комфортная среда не только для своей команды, но и для внешней аудитории проекта

Софья Бассэль: «Участники наших образовательных программ отмечают, что у нас создается уютная атмосфера, очень доверительная и безопасная среда. Возможно, это связано с тем, что мы, две женщины, создали такое место, уютную кухоньку, на которой можно поболтать. Идея открытости, призыв не стесняться ошибок — все это, может быть, немного мама-паттерн, но он помогает нашим участникам раскрываться и достигать реальных образовательных результатов».

Фото: Social.cut/Unsplash

Партнерство и коллаборации с другими женским проектам

Лола Тагаева: «Исходя из своего опыта, могу сказать: чтобы получить партнерство, важно найти женщину, у которой болит сердце ровно за то же, за что и у нас. Нам всем еще долго расти до эмпатии и общих моральных норм и качеств, на которые мы все можем опираться вне зависимости от того, мужчина ты или женщина. Но, как показывает практика, своя рубашка ближе к телу. Нужно найти человека с такими же ценностями: если ты женщина, вы друг друга поймете».

Общий язык для сотрудничества с «мужскими» проектами, доминирующими в других отраслях

Софья Бассэль: «Нормальное рабочее общение будет, когда мы уберем перегибы как в эмоциях, так и в концентрации на цифрах. Тогда мы будем разговаривать на общем и понятном языке взаимной выгоды. Чтобы любой разговор и любое партнерство были эффективными, сначала следует договориться о том, что мы оба будем считать хорошим результатом».

Фото: ThisisEngineering RAEng/Unsplash

Альтернативные источники финансирования

Марина Лексина: «Думаю, женским командам нужно находить альтернативу госфинансированию, уходить в независимое положение, независимые фирмы и группы. Важно искать финансирование где-то еще, чтобы не сталкиваться с искусственным лимитом, который, к сожалению, есть в России на каждом уровне».

Преодоление «стеклянного потолка» и борьба с гендерной дискриминацией в культуре

Вера Маслова: «Я согласна с тем, что за последние пять-шесть лет в культуре стало лучше: сегодня есть больше возможностей для женщин, хотя их, на мой взгляд, все равно недостаточно. Потолок точно есть там, где начинается высокий уровень принятия решений. В этом смысле проще общаться с международными проектами: там гендерная разница ощущается меньше. Вы общаетесь на равных, там нет выражения “девчонки” или флирта».

Дарья Ивницкая: «У нас была одна смешная ситуация: к нам относились несерьезно, потому что мы молодые, а [в проекте] были другие женщины, более взрослые. Один из наших заказчиков в одном из регионов называл нас “креативными девчонками из Москвы”. Мы точно не “креативные девчонки из Москвы”, мы сделали достаточно много проектов. И эта дискриминация была не со стороны мужчин: это была взрослая женщина, которая несерьезно к нам относилась».

Фото: CoWomen/Unsplash

Отсутствие «стеклянного потолка» внутри своего сообщества 

Света Лукьянова: «Я понимаю, что “стеклянный потолок” для нас однозначно есть, но мы внутри нашего внезапно образовавшегося сообщества должны понимать, что тоже можем создать свой “стеклянный потолок”. Особенно из-за того, что мы очень дружественное сообщество. Мы можем в один момент забронзоветь и стать феминистками за все хорошее, которые не принимают ничего нового».

Запуск социально ориентированных культурных проектов и партнерств с НКО

Валерия Земскова: «Женский опыт так или иначе связан с большей эмпатией, и мне кажется, что это повлияло на подъем сферы НКО, подъем фондов. Раньше они не имели такого большого влияния в сфере культуры, а теперь люди идут работать в НКО, в том числе мужчины, которым раньше это казалось странным. Это может быть связано с еще большей эмпатизацией сферы культуры: вопросы социальной неблагополучности сейчас выходят на поверхность — возможно, благодаря женскому взгляду».

Больше текстов о политике, экономике, бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В начале декабря президент Владимир Путин подписал закон об удаленной работе, который вступит в силу уже 1 января 2021 года. В России появится само понятие дистанционной работы и существенно изменятся нормы, действовавшие ранее в этой области. Однако эффективность закона будет напрямую зависеть от положения дел в экономике, уверен гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев
Традиционно упаковка защищает товар, помогает выделить его на полке и транслирует ценности компании. Но сегодня от нее ждут большего: упаковка может выражать социальную позицию производителя и почти буквально заботиться о будущем человечества. Валерия Репина, основатель и креативный директор брендингового агентства Repina Branding, расскажет о глобальных трендах и инновациях в дизайне упаковки, которые будут актуальными в ближайшие несколько лет
Более половины россиян, работающих дистанционно, сократили свои расходы на 30%. Участники проекта «Сноб» рассказывают, как изменились их траты