Все новости
Редакционный материал

Что делать с мотивацией?

Кому из родителей не знакома проблема, когда их дети не хотят учиться? Чаще всего они связывают ее с ленью, сложностью школьной программы, гаджетами и прочими «взрослыми» причинами. Интересно, впрочем, что же думают об этом сами дети?
25 января 2021 10:50
Иллюстрация: Veronchikchik

Журналисты, которые иногда берут у меня интервью, часто говорят так: вот вы работаете практическим психологом тридцать лет. Скажите, пожалуйста, а с какой проблемой к вам чаще всего приходят?

Ответить на этот вопрос за все тридцать лет моей практики будет, разумеется, трудновато, но если говорить о ближайших пяти-восьми годах и не о маленьких детях, а только о детях-школьниках, то ответ получается достаточно однозначным.

В последние годы родители чаще всего приходят ко мне с проблемой, которую они формулируют так: «Она не хочет учиться», «Он абсолютно потерял мотивацию к обучению в школе», «У него сейчас нет этой самой мотивации, и кажется, никогда ее и не было, я всегда его заставляла, а сейчас у меня силы и возможности кончились», «Мне кажется, что это мне нужно, чтобы она училась, а ей самой это вообще не нужно».

На приеме мы долго и довольно нудно обсуждаем с родителями, что же им теперь делать с чадом, которое эту самую мотивацию потеряло или никогда и не имело. Что им делать с самими собой. Иногда говорим о причинах произошедшего. Обычно в разговоре с умными собеседниками вырисовываются три основных причины:

Первая — то, что ответственность за учебу ребенка с самого начала его обучения полностью лежит на родителе, ребенок это прекрасно знает, и его это вполне устраивает.

Вторая — наличие интересного и постоянно развивающегося, внешнего по отношению к школьной учебе мира, который неудержимо влечет ребенка к себе. Понятно, что здесь мы говорим о виртуальности в самом широком смысле.

И третья — кризис самой школы, ее порой противоречивые попытки ответить на вызовы современности.

В какой-то момент в череде этих довольно однообразных и часто повторяющихся разговоров мне показалось, что мы упускаем довольно важную, как ни крути, часть происходящего — самих детей. Тех самых, которые эту мотивацию то ли где-то потеряли, то ли никогда не имели. И я подумала: а может быть, стоит хотя бы один раз их спросить, а как они сами-то видят не столько даже причины происходящего (системный анализ — не самая сильная сторона детей и подростков), сколько ответ на сакраментальный родительский вопрос: ну вот, мотивация к учебе потеряна, что теперь делать-то?

И я, разумеется, сразу начала спрашивать.

Знаете, что удивительно? Больше половины (34 из 67 опрошенных) моментально пошли в отказ: нет-нет, это только маме (родителям) так кажется, что я не хочу учиться и у меня нет мотивации. На самом деле она есть, я знаю, понимаю, отдаю себе отчет в том, что учиться нужно, и я хочу получить хорошее образование, но вот только есть факторы, которые мне все время мешают…

Ниже перечисляю факторы по мере убывания частотности:

— моя собственная лень;
— родители все время прикапываются и раздражают, поэтому не хочется ничего делать;
— мешают гаджеты и интернет — там интересно, не оторваться;
— в школе ко мне учителя придираются;
— очень трудная программа и слишком много уроков задают;
— очень неинтересно в школе преподают;
— не могу на учебе сосредоточиться;
— пытаюсь, не получается;
— у меня просто сил нет, я все время чувствую себя усталым.

Теперь про тех детей и подростков, кто согласился с родителями и честно признал: ага, нет никакой мотивации к учебе, уж простите, но так вышло.

Им я и задала следующий вопрос: что же теперь надо, по твоему мнению, предпринять? В твоем случае и вообще?

Шестеро сказали: а я не знаю. И ничего к этому не добавили, как я ни старалась. Это, на мой взгляд, самый плохой вариант. Ситуация просто повисает в воздухе — ни туда ни сюда.

Остальные ответили. Маленькие (до десяти лет) устно, большие — письменно.

Вариантов, если честно, оказалось немного, никаким особым разнообразием детские предложения не отличались. Более того, высказывания первой группы (те, которые сказали, что на самом деле они понимают важность обучения и вполне мотивированы) зачастую прямо совпадали с высказываниями второй (которые признали, что учиться не хотят). Это меня почему-то нешуточно огорчило. Какая-то глубокая системная проблема мне в этом увиделась, и я себе постановила потом еще об этом отдельно подумать.

Однако предложения все-таки были, и я полагаю, что нам, взрослым, надо с ними как минимум ознакомиться.

Излагаю опять же по мере убывания частотности:

— Виноват родительский контроль. Нужно его убрать.

«Нужно, чтобы родители от меня отстали и перестали все время наезжать», «Пусть они отстанут», «Может быть, нам нужно просто время и место, для того чтобы понять, чего же мы на самом деле хотим и можем, но нам его не дают, потому что родители хотят и пытаются все контролировать и говорить, что и почему я должна делать. Я им говорю, они не слышат. И я перестаю хотеть вообще всего», «Родители все время надо мной “висят” и отбирают телефон, поэтому мне вообще ничего делать не хочется. А только либо плакать, либо ругаться. Если они перестанут, я сначала наиграюсь, а потом буду учиться».

— Виновата школа. Нужно ее изменить.

«Я бы хотел учиться в другой школе, где интересно», «Когда будут другие школы, тогда и мотивация вернется», «Надо перевести меня на домашнее обучение, и тогда я сам буду решать, что делать и когда. И сам буду отвечать».

— Виноват мир в целом. Другого мира у нас нет, поэтому надо просто смириться.

«Сейчас социальные сети детей и подростков зомбируют. Мы все хотим быть не хуже других и из кожи вон лезем. И наши родители — тоже так. А достичь невозможно, потому что кругом все вранье. Надо просто не обращать внимания и жить как живется. Но это ни у кого уже почти не получается», «Сейчас очень много интересных вещей в интернете. Дальше дети будут учиться не в школе, а там. Кому что нужно. Вот я хочу научиться ролики делать про жизнь рыб. Взрослым надо это просто понять», «Раньше люди всему учились без всяких школ — ремеслу или землю пахать. Может быть, опять такое время наступило?», «Слишком много вокруг вещей и всего. Я то этого хочу, то того. Ни на чем надолго не сосредоточиться. Наверное, чтобы что-то изменить, надо было бы в монастырь уйти и там подумать? Но это же невозможно…»

— Никто не виноват. Проблемы вообще не существует. Чтобы это понять, нужно изменить угол зрения.

«Мои родители не понимают, что мир со времен их детства изменился. И дети тоже изменились. Роботы теперь, автоматизация, искусственный интеллект. В нынешнем мире совсем не надо сто лет в одну точку долбать. Задача человека — жить в удовольствие. И учиться тоже. Чему нравится — тому учусь. А чему не нравится — тому нет», «Это естественно, что мотивация учиться по школьным предметам пропадает. Ведь нас скоро всех заменит искусственный интеллект. А люди будут заниматься творчеством и получать базовый доход», «Мне кажется, это просто обыкновенная эволюция. Мы не хотим делать тупые домашние задания, потому что нам это уже не пригодится, мы это чувствуем интуитивно. Мы же не бездельничаем на самом деле, мы все время учимся чему-то в интернете, осваиваем новое, создаем что-то свое, только взрослые этого не видят и не понимают почему-то».

И наконец, мой безусловный фаворит, девочка 14 лет:

«Решить это очень просто. Начальная школа должна быть обязательна — читать, писать, считать все-таки надо научить, еще работать на компьютере и управляться с документами, чтобы потом можно было налоги платить, коммунальные платежи и все такое. А потом надо с теми, кто не хочет учиться, сразу соглашаться и отправлять их работать. По силам и возможностям. Официально, со всеми документами и прочим. Пишешь такое заявление: окончил, например, полных шесть классов и еще половину седьмого и больше пока учиться не хочу. С ним сразу соглашаются и отправляют его, например, на два часа в день улицы подметать и еще на два часа в пансионат для пожилых, разговаривать с ними или в компьютерные игры учить их играть, чтоб им не скучно было. Четыре-пять часов в день он работает, деньги получает, остальное время свободен. Ведь еще много работ осталось, где нужно только читать-писать-считать и больше ничего. И как раз на них трудно людей найти, потому что там платят мало. Раньше дети лет с девяти работали, взрослым помогали, и ничего. А мы что — хуже, глупее? И если он или она не хочет сейчас учиться, так зачем же заставлять? Пусть работает, обществу польза, ему польза, всем хорошо, никто не ругается. А если потом опять захотел учиться, снова пишет заявление: хочу вернуться в среднюю школу, со второй половины седьмого класса. И пошел. Можно онлайн учиться, можно офлайн, мне дедушка рассказывал, что раньше вечерние школы были для людей самых разных возрастов, хоть сорок лет тебе, хоть сколько, и сейчас тоже можно так же сделать. Я бы сама хотела сейчас пойти работать в приют для бродячих животных и, может быть, еще в магазин — товары всякие для дома рекламировать. А потом, может быть, когда-нибудь и еще поучилась бы».

Ну хорошая ведь идея, согласитесь?

***

Уважаемые читатели! В связи с техническими проблемами на сайте я пока не имею возможности публиковать ваши комментарии к моим постам. Как только проблемы будут исправлены, я вам сразу сообщу. Спасибо.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
30 комментариев
Вячеслав Потапов

"— Виноват мир в целом. Другого мира у нас нет, поэтому надо просто смириться."

это пять! Я бы не додумался. Практически как в анекдоте:

- товарищ генерал, ваше приказание выполнено!

- так я же ничего не приказывал

- а мы ничего и не делали!

 

PS У меня наладились комменты на Вашей странице. Попробуйте еще раз. Выслал Вам письмо.

PPS приблизительная цитата с одного диспута в ЖЖ: "выживание - единственный смысл, выданный нам Природой". 

Ну вот, как только этот смысл отошел на второй план, так черти отовсюду и полезли. Курпатов где-то писал, что основа большинства современных неврозов - страхи из эпохи, когда надо было физически выживать, необходимость ушла, а страхи остались.

Вячеслав Потапов

Когда я попал в одну проектную организацию, я понял, что в работе мне, помимо писать-читать-считать, понадобится умения, которые развивают еще в детском саду примерно такими загадками:

- найди 10 отличий

- где спрятался зайчик?

- найди выход из лабиринта

- у Миши оторвался кусок штанов. Он нашел 10 кусков ткани, найди, который подходит.

Остальному надо так или иначе учиться на месте, учить это остальное в вузах или там техникумах совершенно бессмысленно

Вячеслав Потапов

/Я бы сама хотела сейчас пойти работать в приют для бродячих животных и, может быть, еще в магазин — товары всякие для дома рекламировать. А потом, может быть, когда-нибудь и еще поучилась бы».

Ну хорошая ведь идея, согласитесь?/

Всё бы ничего, но после 20 лет у человека начинают происходить изменения в мозге, которые мешают учиться. Квантовую механику создали молодые. Эйнштейн СТО и ОТО тоже создал не в пожилом возрасте.

Я сам помню, что осталось из школьной программы, а что читал недавно - забываю напрочь.

Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповВячеслав, но ведь большинство людей не создают квантовую механику, а допустим пользование компьютером (довольно специфический навык для некомпьютерного поколения) многие люди освоили в возрасте за 70, то есть полезная обучаемость сохраняется практически всю жизнь.
Вячеслав Потапов

Катерина, это тяжелая тема.

Я неоднократно читал что-то типа "профессиональный программист, сейчас на пенсии, не может отослать письмо со смартфона". Конечно, большую роль играет желание. 

Когда я учился в институте, вся старая профессура была - участники войны, ушли на фронт в 20, пришли в 25, отучились, закончили аспирантуру.

Зато в моей группе из т.н. "рабфаковцев" до защиты диплома дошли практически одни женщины - мужчин из десятка один доучился.

Елена Лейв

Тема просто наиважнейшая! Спасибо!

Сейчас мой средний перестал заниматься с 14-летней девочкой английским (больше года занимался, она делала успехи), так как она совсем ничего не хочет. Проблемы супер сытого общества.

Предложенная девочкой модель - идти работать после начальной школы - непредусматривает ситуации, когда ребенок и работать тоже не хочет. 

Есть и среди относительно взрослых без вредных привычек те, кто не хочет ничего - читать книги и смотреть телевизор и все. И что с ними делать?

Еще одно "но" - ребенок работает на простой работе, ему комфортно. Он вырастает и ничего другого не умеет, упущенного не наверстать. Родители его больше не содержат и он понимает, что денег на нормальную жизнь не хватит. Кто-то попытается учиться, кто-то уйдет в запой из-за "несправедливости" жизни, кто-то в криминал, чтобы отобрать то, чего у него нет, кто-то будет влачить жалкое существование и ненавидеть тех, кто живет лучше и завидовать им. И первых, насколько я понимаю, будет не так много - слишком тяжело практически с нуля осваивать школьную программу взрослому. 

 

Катерина Мурашова
Кто то попытается то кто то это
Елена ЛейвЕлена, а нельзя рассмотреть вариант, что коли уж мы объявили что у нас личности и свобода - то и пусть себе, в пределах уголовного кодекса своей страны, естественно? Нет? Это не наше, наведенное все той же всеобщей сытостью? Почему не дать человеку ответственность за себя, раз уж он такая личность чуть ли не с пеленок?
Елена Лейв

Ну, я к этому "мы" точно не отношусь:))) Личность с пеленок - это больше по части Деанны Карсон. Ох, видели бы Вы, что у нас по этому поводу пишут!

Дело в том, что как раз в плохообразованном обществе и возник перекос за права без обязанностей во всех сферах. Люди это пропагандирующие не знают основных законов, в частности, сохранения. И не понимают, что из ничего "чего-нибудь" не будет. Скоро начнут отстаивать права бактерий и вирусов:). Поэтому ожидать, что детей пустят на самообеспечение, самоопределение и "самоответственность" не приходится. Обязанности родителям, права - детям:).

 

С большим удовольствием нашла закон, что дети у нас должны принимать посильное участие в домашнем хозяйстве и помогать родителям. А то 20 с лишним лет назад мне объясняли, что я должна платить своим детям за вынос мусора и мытье посуды и рекомендовали повесить на видном месте прейскурант.

 

Глубоко покопалась в памяти. Ну близко у нас в школе не было мыслей, что нас учат ненужному. Буду проводить опросы среди всех, кого смогу опросить.

Как-то мы наше образование принимали, как должное. И я ни разу не пожалела, что учили не тому, что надо. Очень жалеем, что наши дети получились менее образованными, так как у них не было, например, базовых философских знаний или экономических.

 

У меня в Петербурге есть подруга. Ее детям 27, 20, 13. Так она наблюдает с младшим совершенную трансформацию отношения родителей одноклассников к учебе детей. Когда учился ее средний, то родители не спрашивали друг у друга, что задано. А теперь, похоже, детей этот вопрос вообще не интересует и выясняют это исключительно родители. Подруга не изменила принципов воспитания и - работает:). Может быть все-таки разруха в головах родителей и образовывающих взрослых? 

 

Вячеслав Потапов
Елена Лейв"учить в школе математику нужно для того, чтобы, когда у тебя будут свои дети, ты смог сделать им домашку по математике"
Катерина Мурашова
Пишет Алиса

Внезапно, я очень даже соглашусь с высказыванием детей, что часто родители виноваты в потере мотивации: все эти "Я не стала бухгалтером - будешь ты, поэтому учись давай" или "Вам что в школе задали? Читать "Му-му". Вот и читай ее, положи "Мастера и Маргариту" - не для твоих мозгов это". 

Сколько-то лет назад от коллеги, к которой родители относились аналогично, услышала фразу "Когда будет ребенок, запишу его в такие-то секции, потому что ему нужно развитие и мне виднее, что ему нужно". И никакие вменяемые доводы не помогали отговорить девушку от такой глупости - не давать ребенку самому выбирать, что ему интереснее.
И получается очень даже логично, что если хочется, например, изучать астрономию (и не важно, что для родителя она кажется сложной - ребенок может ее понимать отлично), а заставляют наизусть учить "Мцыри" или пьяный бред Есенина, то мотивация теряется.
Это не значит, что нужно прекратить детей курировать, отрывать от гаджетов. Я о том, что НАДО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ к детям. Ну, не нравится ребенку что-то, ну оставьте его в покое. Не может он в математику, но может в биологию - пусть по ней побивает рекорды, а математику поддерживает на уровне средней оценки.
PS. К слову, я как раз из той категории детей, которые из-за родительских "Я лучше знаю, а ты рот закрой" годами приходят в себя у психотерапевтов.
Вячеслав Потапов
Алиса, есть, как говорят, нюанс:
"я хочу быть тиктокером - весь день валяться на диване в компании таких же, снимать ролики и получать большие деньги" - это не "прислушиваться к желаниям", это прислушиваться к нежеланию что-либо делать.
У меня старшая дочь любит рисовать - я ее записал в школу искусств, занимается с удовольствием. Я понимаю, что среднестатистическим художником денег не заработаешь,но не лью ей это в уши - придет время, разберется сама.
А вот младшая, с абсолютным слухом и способностями - музыку забросила "это слишком тяжело". И всё - как отрезало. Естественно, я ее наручниками к пианино не приковывал, но всё равно грустно как-то.
Катерина Мурашова

Пишет Ольга из Санкт-Петербурга.

Когда я прочитала Вашу статью, то сначала запрыгала от радости и горячо зааплодировала: «Работа! Да, этим можно их (детей) купить!». Правда, потом пришли в голову и контраргументы.

 

 1. Я помню себя в 15-17 лет. Как бушевали юные силы, и какая была жажда проявить и попробовать себя в практической деятельности, а не в игрушечной учебе! Как я жалела, что поработать летом – было практически недоступно.

2. В советские времена был такой жанр: УПК –учебно-производственный комбинат. Если ничего не путаю, 9 и 10 классы один раз в неделю ходили туда и худо-бедно получали вполне реальные навыки профессии: швея, маляр-штукатур, машинистка (для молодых поясняю –это профессионально набирать текст с помощью пишущей машинки:)) и т.п. Моя подруга до сих пор умеет шить как профи –все оттуда. Помню свою лютую зависть, потому что мы, учащиеся в матшколе, были от этого освобождены (ну так у нас зато учеба занимала все время, все по-честному).

3. Действительно, сейчас образование дико отстает от реальных нужд. Особенно высшее, когда изучают технику позавчерашнего дня.

Даже свое, тогдашнее, высшее образование я теперь считаю почти тратой времени, потому что всему необходимому меня научили «на месте», а изученные в вузе ТОЭ и Теория управления  очень пригодились мне.. но чисто для построения мировоззрения и умения пофилософствовать:)).

4. Я совсем не педагог, поэтому моим суждениям на тему: что стОит давать школьникам, грош цена. Но как обидно и тревожно видеть разницу между тем, что пытаются вбить в детские головы и что там удерживается.

Когда все необходимое можно загуглить, обучение должно давать общую картину, взаимосвязи, понимание, где что искать, а подробности - желающие разузнают сами. Уменьшить обязательный объем информации, не копаться в мелочах. А для углубления пусть пишут рефераты.

Учебник истории читать интересно, но там столько мелких событий и дат, их зубрят, а общая картина не формируется. Смешно, но если изучение истории не «подперто» художественной литературой, хотя бы приключенческой, и разглядыванием картин и портретов в Эрмитаже –от истории в голове остается невнятная каша.
 

Я даже –летите, тапки – посягну на святая святых: предмет «русский язык». Слишком «тонкие тонкости» они изучают, все эти изощренные нюансы синтаксиса, которые, к слову, часто вообще решаются неоднозначно. Знания, которые пригодятся только людям, профессионально работающим «со словом». А на выходе: школа с обучением грамотности - справляется ли? Молчу про комменты в соцсетях. Но когда каждый второй, даже с высшим, не утруждается разницей «тся» и «ться». Может лучше было бы – чуть усеченные, но крепкие, до «отскакивания от зубов» натренированные знания?

 

Обобщенно пафос этого пункта – в детей, нмв, грузят много лишнего. А они –не дураки, не хотят давиться бесполезными в будущем знаниями, «отплевываются и не едят».

5. Прорва  предметов, которые реально пригодились бы и связаны с их, детей, насущными потребностями – отсутствуют. Юридическая грамотность, понимание, что такое документы и зачем они, деловой этикет, вожделенное вождение, что-то типа программирования или прикладное вроде Фотошопа , начала психологии –чтобы понимать себя, ладить с людьми. Весь цикл знаний о подготовке к браку –от знания «процентов» (!), планирования финансов семьи, опять же, психологии, конфликтологии...до «почему нельзя курить беременным» и «почему у малыша болит живот». Это все пошло бы на ура.

 

(Я все мечтала о двухгодичном курсе для девочек: 1 год- «Беременность. Неделя за неделей» и 2-ой год «Первый год жизни ребенка». А в промежутках между медицинскими знаниями рассказывать им о деньгах, мужской психологии и кулинарии:)).

 

6. Действительно, очень многие дети, осознав свои потребности, учатся сами в интернете, и достигают вполне годного мастерства, даже деньги зарабатывают.  А школа видеомонтажу не научит.

7. Учиться любому ремеслу лучше всего в режиме «ученик-наставник», на рабочем месте и на практическом задании. Было такое когда-то.

8. И не последнее. Востребованность, азарт, взрослая жизнь, заработок, наконец социальный лифт –пусть им все это даст полезная работа. А не шляние по митингам.

 

9. Поэтому предложенный Вами тренд «Реальная работа – ответ на запрос школьников» - идея богатейшая. (Однако же, как это оказалось полезно и ново: спросить самих детей!)

 

Лично для себя я эту идею с восторгом «взяла в разработку». А вот как это реализовать в целом обществе –это сходу не придумывается.

1. Подпустить массу несовершеннолетних к реальной работе – тут столько юридических и санитарных преград и запретов...даже думать боюсь.

(Цинично хихикнув, предположу: не исключено, что государство, когда выяснится, что увеличение пенсионного возраста демографическую дыру в рядах работающих не закрыло, а российские мужчины нагло мрут, не доживая до пенсии, - возможно, оно благосклонно посмотрит на молодняк как трудовой ресурс, и все законодательство волшебным образом изменится.)

2. Аналоги УПК –да, да! Практика (только не для галочки) –да. Пусть пробуют себя в разных темах. Пусть узнают, что 100-200 рублей -это целый час конкретной плотной работы.

А, отвечая со всей серьезностью на прожект 14-летней девочки:  из школы раньше окончания 9-го класса их выпускать нельзя. Не вернутся. Со всеми вытекающими последствиями (как описано в комментариях выше). Это все детские благие пожелания, что «я вернусь учиться». (Так же, как после армии в вуз возвращались единицы.)

 

3. Абсолютно согласна с мнением, что учиться надо в детстве и юности – пока «сензитивный период», пока все впитывается как в губку. Потом эффективность обучения будет на порядок хуже. Процесс обучения должен быть непрерывным (та же математика: догонять упущенное - хуже нет). Потому что из реальной жизни да вернуться в учебу –мало кто захочет и сможет.

 

4. Если пофантазировать, то можно представить какие-то полезные подвижки с объемом обязательного материала, переводом чего-то в онлайн, про высвободить день-другой для «самоподготовки» и\или практики. Про наставничество.

Опять же, в тему из прошлых статей: учесть несомненную тягу подростка прочь из семьи в прекрасный такой интернат типа как в Мире Полдня Стругацких или Хогвартсе:)), от заполошных родителей к мудрым наставникам. (А что? Отделение молодняка от племени - это же у нас в крови. «Привет, дедушка-павиан. Привет вам, первобытные традиции»).

 

5. И одно еще настораживает. Только бы не попасться на удочку глобалистов. С одной стороны, тенденции таковы, что образование должно измениться, чтобы идти в ногу со временем и выполнять свои функции. А с другой… Редуцируя образование в  пользу работы, переводя школу во второсортный, как считают многие педагоги, онлайн, не сработать бы на мельницу глобалистов, которые спят и видят, чтобы образование давать только избранным.

 

..А реальный подросток, которого я стала пытать: «Как нам реорганизовать Рабкрин школу?», вдруг повелся и нежно размечтался: изо-музо выкинуть, физру оставить, уроков не 6-7, а поменьше. Раз в две недели по пятницам чтобы приходили и просто рассказывали интересное, из любых областей, без обязательного последующего контроля. Про новое, любопытное, опыты интересные, вообще как все устроено…

«Остапа было не остановить». Существенно, что этот конкретный подросток в самостоятельной познавательной активности пока не замечен. А  вот если принесут на блюдце ( и без необходимости отчитываться) –скушает с огромным удовольствием.

 

Спасибо, Катерина Вадимовна! Неизменно наслаждаюсь, как здорово Вы находите острые и неоднозначные сюжеты, обозначаете назревающие тенденции, заставляете задуматься и над темой, и над разнообразием мнений. Пиршество!

 

Вячеслав Потапов
Катерина МурашоваОльге из СПб.
/Юридическая грамотность, понимание, что такое документы и зачем они, деловой этикет, вожделенное вождение, что-то типа программирования или прикладное вроде Фотошопа , начала психологии –чтобы понимать себя, ладить с людьми. Весь цикл знаний о подготовке к браку –от знания «процентов» (!), планирования финансов семьи, опять же, психологии, конфликтологии...до «почему нельзя курить беременным» и «почему у малыша болит живот». Это все пошло бы на ура./
Трудный и всегда дискуссионный вопрос. 
Основы права нам в советской школе давали. И для меня этого хватило - я сейчас, уже близко к 60, вполне могу многие вопросы решать без юриста. Научиться этому несложно, имея опеделенную базу.
Фокус в том, что у людей разные задатки. Есть люди, например, которым никакие школьные и нешкольные курсы не помогут правильно формировать бюджет - это чисто психологический тип. Точно так же меня, например, на пушечный выстрел нельзя подпускать к вождению автомобиля.
А золотое время, потраченное не на базовые, а на прикладные навыки, уходит. Было разделение на предметы и факультативы - вот пусть и остается. Я так думаю.
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваОльга, спасибо на добром слове. Интересно про подростка, который хочет чтоб ему рассказывали интересное и ничего не спрашивали. Что то в этом ключевое для части нынешней молодежи мне видится. И как то грустно думается: наверное это ноосфера приспосабливает лишних людей к лежанию в ванночках из Матрицы...:((
Катерина Мурашова

Мне кажется на мотивацию детей повлияло бы следующее: 

1) В школе с 5 класса ввести обучение «предметы по выбору». И не просто, например, у гуманитариев уменьшить количество часов математики, а вообще ее убрать! Уже набило оскомину повторять: куча предметов в школе никогда не понадобятся в жизни! Это говорили еще 30-40 лет назад! Какая уж тут мотивация?! Как я могу заставить ребенка учить логарифмы, если на вопрос «зачем?» ответ «ни зачем, просто так!» 

И наоборот, ввести предметы интересные детям, связанные с интернетом/виртуальностью/развитием конкретных навыков («ремесленные мастерские», вы писали, что детям это нравится).

2) Убрав обязательный призыв в армию, на мой взгляд, уменьшится давление родителей на мальчиков, соответственно и у мальчиков «сила противодействия» снизится.

Но это, к сожалению, только мечты-мечты…

3) Про «поработать» в 10-15 лет – идея замечательная! Я думаю, что получив первую зарплату и попытавшись на нее прожить, желание вернуться в школу у ребенка резко возрастет.

С уважением,

Мария, 45 лет, Москва.

Катерина Мурашова
Как бы то ни было, не могу согласиться с детьми по части того, что школу надо практически уничтожать как социальный институт (базаровщиной пахнет), или как в идее с «Проучился 6 классов, не хочу, теперь отправьте меня на работу»

В школе я всю жизнь был гуманитарием. Причём очень прицельно — литературовед, только литература и была интересна (и это при том, что от большинства русских классиков воротит неимоверно!), а русский у меня к концу школы спал на четвёрки. Единственное, за что кроме литературы я был всегда спокоен — информатика. Я даже на дне дублёра был «учителем литературы и информатики». Все вокруг, наверно, смеялись, я и сейчас понимаю, что это всё кажется сюром... но уж как есть.  И вроде бы, вот, странная фишка, надо бы уцепиться, подумать... но не заметили этого ни родители, ни учителя, ни я. Я если только в одиннадцатом классе заявил родителям, что пойду на логиста. И да, физику, химию не любил, тригонометрию просто ненавидел. 
 
Ну я и поступил на журфак, как и думал с седьмого класса. Проучился. Слава Богу, что не отбило желание писать в принципе тексты, и то хлеб.
 
И вот мне двадцать четыре, а я заканчиваю магистратуру, которая совмещает в себе и необходимость писать тексты, и дизайнить, и со статистикой работать, и программировать помаленьку. Я прекрасно понимаю, что не будь у нас того ужасного учителя, который как тот Снейп в «Гарри Поттере», писал на доске огромные тригонометрические примеры на всю доску, а потом говорил «Решайте»... может быть, я до чего-нибудь и дошёл своим умом. Может, пошёл бы не на журфак. 
 
То, что большинство предметов преподаётся без огонька, без интереса — это правда. Я прекрасно при этом понимаю, почему так происходит. Потому что учителей заваливают огромным количеством ФГОСов и прочей макулатуры (хотя отрицать необходимость контроля тоже нельзя). Но проблема-то от этого никуда не девается. Если бы у меня в старшей школе были бы не тригонометрические монстры, а, например, теория игр и статистика, тервер начальный (да хоть та же теорема Байеса), может, я и не был бы таким ужасным математическим неучем. Может, если бы на информатике преподавали не Word и Excel и не Pascal, а Python, Go или хотя бы Java... А вот сидишь ты и смотришь на этот пример, этот пример смотрит в тебя и... в общем, всё по Ницше. Но ведь из-за этого и нельзя убирать большинство «неинтересных» предметов! Это тебе сейчас строение клетки и теория проникновения материалов неинтересно, пройдёт четыре-пять-десять лет, и потом как жахнет! А ты уже всё, об этом и не знаешь, если тебе об этом в школе не рассказали. Я сейчас учусь на ту специальность, про которую узнал совершенно случайно. Но без тех крупиц той же статистики, которую я словил на уроках математики я бы вообще не понял, что мне это интересно. 
 
Наверняка в старшей школе должна быть возможность выбора трека обучения. Но как правило (а я помню попытку ввести профильные классы), это ни к чему не приводит, кроме невроза у ученика и его родителей. И какой трек обучения должен выбирать человек, которому лет-то четырнадцать-пятнадцать лет? До меня дошло чего я хочу только в двадцать три. А потом, ближе к двадцати четырём я ещё сильнее этот трек скорректировал. Но это всё — огромная куча случайностей, встреч, разговоров и т.д. Но мне повезло. 
 
Согласен с тем, что домашних заданий слишком много. Многие преподаватели думают, что их предмет самый важный (и в чём загвоздка: небезосновательно же!), а потом это несчастное ВПР/ГИА/ЕГЭ (замени на советского типа устные экзамены — ничего не поменяется) — всё это превращается в дикую долбёжку и зубрёжку. Времени на подумать — нет.  А когда детям думать о том, что ты хочешь от жизни, где твоё место, нужно ли тебе твоё хобби или оно навязано, почему ты общаешься только с такими людьми, а не с этими? Единственный вариант, который я вижу возможным при той сложной и страшной социальной архитектуры современной российской школы — это, мне кажется, дать детям официальное разрешение на gap year. Причём без необходимости где-нибудь работать, а путешествовать, гулять, заниматься собой и своим хобби... но ведь далеко не у всех будут на это деньги. И что делать? «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»?
_____________
С уважением, 
Артур 
Вячеслав Потапов
Хо-хо, ява-питон, Артур! Меня Паскалю обучали, где тот Паскаль?
Катерина Мурашова
Здравствуйте, Катерина Вадимовна!
Возможно, я сейчас выражусь резковато, но я в отсутствии мотивации описанных Вами подростков не вижу проблемы от слова «совсем». Я работаю репетитором. Вероятно, мне очень везет, но в основном мои подростки — люди очень трудолюбивые и старательные, особенно те, кому в ближайшем будущем сдавать ЕГЭ. Я вижу, как много они пашут, какие успехи делают, и я страшно ими горда. И чем больше «немотивированных» подростков будет выходить из стен школы, тем больше шансов у моих детей поступить на желанные факультеты. 
Мне кажется, проблема здесь не в «мотивированных» и «немотивированных», а в том, что у нас учеба и образование преподносятся как высшая ценность. Для моих подростков, вероятно, это так и есть (по крайней мере, им сейчас так про себя кажется), а для Ваших высшая ценность —  это что-то совсем другое: работа в приюте, сидение в соцсетях или канал на Ютубе про жизнь рыб. В итоге страдают и «немотивированные», которых пропихивают в ненужные им институты, и «мотивированные», которые вынуждены с ними конкурировать. 
Почему бы просто не признать, что всем нужно совершенно разное, и к моменту, когда у родителей «кончились силы» (а это бывает где-то к старшим классам) не сказать чаду примерно следующее: «Не хочешь учиться — не надо. Только учитывай, пожалуйста, что коль скоро у тебя совсем пропала мотивация, и университет или даже техникум или ПТУ тебе отвратительны (ну или если «мотивация есть, но куда-то потерялась», и в итоге ты никуда не поступишь), кормить тебя после школы я не буду. Так что оставшееся время я бы на твоем месте потратил на размышления о том, как ты будешь через годика два-три зарабатывать на хлеб. Если тебе нужна в этом любая моя помощь (совет, консультация по профориентации у психолога, встречи с моими друзьями, чья профессия тебя привлекает, и пр) — готов всячески содействовать». Мне кажется, так будет честнее всего и по отношению и к подросткам, и к себе.
Мария из Москвы
Катерина Мурашова

Татьяна из СПб

Что-то мне подсказывает, что нет и не может быть у большинства детей никакой мотивации учить весь объем школьной программы. 

Для младших мотивация - взрослые сказали НАДО!  И ничего больше. Если взрослые хоть немного отфильтруют, что точно надо, а что нет - ребенку легче будет.

 

Воспоминания собственного детства: мне 7 лет, по тем правилам могла идти в школу в текущий год или в следующий.  РОНО по спискам детей включает меня в этот год и присылает родителям повестку - да, 45 лет назад было так :). Это тема для обсуждения среди взрослых, ну и заодно гости-родня-соседи обращаются ко мне - Танечка, а ты рада, что идешь в школу?  - Я честно отвечаю - нет. Сладкие улыбки гаснут, иногда меня пытаются чем-то фальшиво прельстить - я отвечаю - нет. Некоторые смущаются и говорят моим родителям - может, и правда рано еще? Может, переждать год?  - В планы родителей это не особо входит, но однажды они сами меня спрашивают - так что, может, в самом деле в школу не пойдешь? - на что я отвечаю с полным недоумением - как так? Пойду! - Так ты же не хочешь? -  - Так ну и что? Не хочу, но пойду. 

Вот это интересно - часто дети не хотят, не нравится, но другой ситуации даже не представляют. Зубы лечить тоже никто не хочет, но ведь идут же! И ответы «что вы, я хочу учиться, просто мне мешает...» - это просто четкое знание ПРАВИЛЬНОГО ответа. Скажешь - не хочу - себе дороже. Все равно заставят, так еще и мозг вынесут.

Для постарше (лет с 11-12 примерно) вижу такие вилки: 1 - вдруг проснется мотивация (увидеть в образовании социальный лифт  и попытаться в него вскочить;  взыграет талант и т.п.) - вариант редкий, 2-3 человека на класс; 2. - продолжать тянуть, четко имея представление, что вот еще 4-3-2-1 года - и уйдешь в профессию. 3- продолжать тянуть из-под палки абы как и неизвестно как долго  - самый частый вариант.

Выход вижу только один - прекратить эту обязательную передержку детей в школе до 18-19 лет. Восстанавливать проф.образование - а то в провинции уже негде на тракториста выучится, все закрыто! В ПТУ уходить после 7-8 класса, в уровень техникума - после 9-го.

Еще бы содействие трудоустройству... Да где его взять?

 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваВот они сейчас все хотят быть стриммерами лет в 11-12. Интересно где нибудь этому учат? Ну какой нибудь успешный стриммер открыл бы курсы на самоизоляции для школоты  - озолотился бы ведь. Есть?
Катерина Мурашова
Катерина Мурашова Татьяна из СПб - Е.Мурашовой
\\Вот они сейчас все хотят быть стриммерами лет в 11-12. Интересно где нибудь этому учат? Ну какой нибудь успешный стриммер открыл бы курсы на самоизоляции для школоты - озолотился бы ведь. Есть?\\
Тут два нюанса.
1. Курсов - завались. Но их цель - извлечение прибыли организаторами. Сейчас появился такой термин "инфоцыгане" - им объединяют всяких тренеров, коучей и прочая, обещающих за 5 занятий научить успешному успеху в любой области: замуж за миллионера, прокачать богиню и сделать миллионером имеющегося мужа, постичь дзен, играть на бирже, стать копирайтером, стриммером, блогером... далее везде. Погуглите.   Шума и треска много, у клиента на выходе - только дырка в кармане.
 
2. Действительно успешные и приносящие доход проекты - это всегда дело рук профессионалов, чаще всего даже команды. В которую входят журналисты, редакторы, IT-специалисты, маркетологи, экономисты и т.д. - в общем, обученные специалисты, а не вчерашние школьники-балбесы. И работают они много, тяжело и всерьез, а не только в охотку и по вдохновению. Хотя нередко именно "юное дарование" становится лицом и продвигаемым проектом блога - но от этого не становится его единоличным автором. 
Так что вовсе не малограмотный юный Вася создает это информационное поле. Для одного создания которого нужен нехилый стартовый капитал. 
Кстати, лично смотрела блоги якобы 15-17 девочек, зарабатывающих миллионы в месяц (знакомые скидывали с комментариями - во как теперь молодые зарабатывают! а мы-то, старые дуры...) - трезвым  взглядом отчетливо видно вовлечение юной аудитории в проституцию. 
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашоватам бешеная конкуренция. Уже известному стримеру нафиг не нужно обучать - от и так гребет деньги лопатой. Ну, или захочет - будет обучать, это деньги ЕМУ.
Обучаемым же это - шанс один на миллион иметь заработок, а остальное - просто безденежный стример.
Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповВячеслав так сейчас и всегда везде где известность и миллионы - бешеная конкуренция. И что ж? Не пытаться? Вот моя фаворитка и говорит: пустите меня и мне подобных туда где НЕТ конкуренции, официально пустите - но смотрите общее практически  мнение: глупые еще, не понимают своего счастья до 18 лет в опостылевшую школу ходить, а потом еще шесть лет в институт за устаревшим дипломом...
Вячеслав Потапов
/Вячеслав так сейчас и всегда везде где известность и миллионы - бешеная конкуренция. И что ж? Не пытаться? /
Это примерно как вопрос - стоит ли играть в лотерею. Купить один билет раз в 10 лет - нормально. Тратить половину сбережений на билеты со "своей стратегией" - это болезнь. Да, которая иногда приносит миллионы.
Одно дело, когда девочка пришла в модельное агентство, побыла там с месяц и поняла: "не моё".
Другое дело, когда потрачены годы и силы, а результат - увы.
Катерина Мурашова

Здравствуйте, Катерина Вадимовна 

Захотелось высказаться по поводу мотивации. Мои дети ещё дошкольники, и пока что я эту тему изучаю теоретически. 
Из того, что я Вычитала у ваших коллег, что лень это не какой-то эфемерный зверь, это просто либо физическая усталость (выгорание) либо отсутствие мотивации (не вижу смысла, конечной цели). Мне лично такое объяснение нравится. Хотя я встречала ещё "выученную беспомощность" в качестве истинной причины лени. Возможно, если покопаться, то можно найти и другие причины, например, неверие в себя и свои силы, отчаяние... 
 
Из ответов, полученных Вами, меня напрягла их шаблонность, как будто дети тупо повторяют слова взрослых, а истинного ответа не знают и не ищут. Всё таки нужен нехтлый опыт рефлексии, чтобы докопаться до причин лени, ну и чтобы найти причину, нужно ещё и желание решить проблему, желание изменить ситуацию... 
 
Истинная же причина на мой скромный взгляд, это отсутствие истинной связи между теоретическими знаниями, даваемыми в школе и реальной жизнью... Действительно, много ли людей во взрослой жизни пользуются школьными знаниями литературы, истории или физики???!! Вернее сказать, мы пользуемся, эти знания составляют наш культурный код, но дети-то не в курсе, что это за зверь и зачем он нам всем упал? Плюс действительно нудная и часто не интересная подача этих знаний, я люблю литературу, но я адски ненавидела вести эти тупые литературные дневники, мне нравилась геометрия, но объяснять теоремы меня просто тошнило, я обожала русский язык, но я завалила экзамен потому что надо было пересказывать правила... Короче нудятина и формализм (хотя вот он-то как раз навык из реальной жизни). И это я ещё обожала учиться и ходила в хорошую школу с сильным пед составом... 
 
По поводу предложения той девочки, бросать школу и идти работать у меня есть реальный пример такого человека. Мальчику сейчас 30 лет, и он очень видный мужчина. В 15 лет он бросил школу и пошёл работать диджеем, он им работает до сих пор, широко известен в своих кругах, хорошо зарабатывает на жизнь, а главное, занимается делом, которое ему нравится, от которого его прёт. Из минусов, ему явно не хватает того самого культурного кода, он не знает многих "элементарных" вещей. 
 
 
Возможно выходом стал бы запуск некой интерактивной игры для всех школьников, типа охоты на покемонов, где надо было бы зарабатывать очки знаниями, решением задач... В каком-то смысле наша жизнь очень похожа на компьютерную игру - имеешь в/о - вот тебе звездочка, вышла замуж - новый уровень и т д
 
Ну и грамотная система профориентации, знакомства с профессиями, профориентации на основе личных качеств могла бы помочь детям найти мотивацию, а то получается что взрослые постоянно талдычат детям о важности образования для зарабатывния денег на жизнь, но самому процессу перехода из школьной теории в реальную жизнь уделяется минимальное внимание, более того, взрослые часто даже не могут нормально объяснить детям, чем они зарабатывают на жизнь, в чём состоит их работа, какую пользу они приносят, в чём плюсы и минусы их профессии... В общем, есть нудятина по поводу важности учёбы, а диалога особого нет, возрослые не хотят рассказывать детям о профессиях, о способах зарабатывния этих самых денег... О сатисфакции, о не материальной стороне работы, о том факте, что в современном мире учиться придётся всю жизнь. Учись учиться - советский девиз, который, как никогда актуален теперь. Школа занята впихиванием теории в головы любой ценой, а самим способам эффективного обучения и усвоения информации не учит. И это главный провал школы,как системы. 
 
Я немного сумбурно объяснила свою позицию, но как смогла, спасибо за внимание. 
 
Ирина 
Катерина Мурашова
Я бы для начала посмотрел на тех детей, у которых мотивация есть, и попытался разобраться, в чем отличия.
 
А у меня самого мотивация к учебе пропала на первом курсе института. И до сих пор не вернулась, хотя уже 34. Так что посоветовать ничего не могу. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы получение образования было бы необходимым условием для нормального (привычного мне с детства плюс компьютер с интернетом) уровня жизни. Может быть, влачил бы жалкое существование в грязи и нищете, может — наоборот, собрал бы все силы и получил хотя бы техническое образование. Но повезло с городом проживания и внезапным появлением своего жилья — даже занимаясь неквалифицированным трудом, я пока могу иметь нормальные условия этого самого труда и приемлемый для себя уровень жизни.
У московских детей, с которыми общаюсь, пока все гладко. Старшему в мае будет 14, младшему в январе 12 стукнуло. Вчера старший меня шокировал. Предлагаю ему, когда приеду, свой ноутбук отдать — маленький, удобный — говорит «не нужно, мне общего компа хватает» (общий — это им на двоих плюс для гостей, а у взрослых — матери и ее двух подруг — у каждой свой, и они заядлые геймерши). Смартфон мать предлагала — говорит «пока не надо», в итоге для удаленки ему кто-то из учителей давал попользоваться. Младший более «гаджетный» — то булычевскую Алису бесконечную с планшета читает, то в какой-нибудь «эмулятор жизни мыши» играет. Но с учебой проблем пока нет — старший упорен и хорошо схватывает знания через живое общение (похвастаюсь — вчера общался с его матерью, она говорит «у них новый учитель математики, старший говорит — объясняет предмет очень понятно, прямо как Леша (то бишь я)»), младшему легче дается учеба через книжки и всякие правила-формулы. Что будет дальше — посмотрим. Больше тревожусь за младшего.
Есть еще моя троюродная сестра лет 16 — вот тут с отсутствием интереса к учебе и вообще жизни все плохо, вплоть до попытки суицида. Но тут — заразить интересом я не могу (нету же своего), а заставлять учиться силой, насколько я могу судить по себе и некоторому фамильному сходству, тут категорически противопоказано — полезут проблемы куда жирней, чем какие-нибудь неврозы. Так что пусть пока рисует сов и пони, пытается общаться в интернете (уже прогресс по сравнению с предыдущим состоянием) и ждет чего-нибудь — не знаю уж, развития вяленьких интересов во что-то более серьезное, проблем, которые заставят шевелиться ради выживания (жить ей таки хочется — а то бы уже не было ни ее самой, ни проблем), или прекрасного принца, который окружит ее заботой (хотя интереса к принцам пока вроде не замечено).
--
Алексей из Санкт-Петербурга
Вячеслав Потапов
/Я бы для начала посмотрел на тех детей, у которых мотивация есть, и попытался разобраться, в чем отличия/
там многофакторная вещь, Алексей, однозначно сказать это трудно. Сильный фактор - наличие явного таланта. Плюс некоторые акцентуации характера, преимущественно связанные с волей. Но это и так все знают.
Вячеслав Потапов
Так кто же против, Мария...
Проблема в том, как человек чисто технически выгонит ребенка из своего дома - ребенка, который три года лежал на диване и смотрел инстаграмчик?
У моего знакомого дочь забеременела в 17 лет, ни профессии, ни работы, ни мужа, ни жилья. А он - пенсионер.
Вячеслав Потапов

Вспомнилась давняя статья в КП - трудных подростков из Германии в буквальном смысле ссылали в Сибирь - там они сами кололи дрова, топили печь, ухаживали за животными - и постепенно понимали, что творог добывают не из ватрушек.

Катерина Мурашова
Вячеслав Потаповтрудотерапия - отличная вещь, как ни крути. Особенно для нынешних - которые до 17 лет пролежали как пасхальные яички в ватке ;))
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Ольга Овдий
В каком возрасте наступает старость? От автора бестселлера «Почему француженки не носят Шанель» Ссылка В средневековой…
Сергей Николаевич
Новая героиня видеопроекта «Сноба» «Ты и Вы» — Чулпан Хаматова
Журналист «Сноба» Асхад Бзегежев поговорил с Кириллом Шадриным — о его службе в Чечне и работе в ФСБ, монашеском постриге и изгнании из РПЦ, и, наконец, о бегстве из страны вместе с возлюбленным в коробке из-под телевизора