Все новости
Редакционный материал

Как аудиоформаты завоевывают рынок и зачем они нужны

Что происходит с рынком аудиоформатов в России и за ее пределами, «Снобу» рассказала сооснователь студии подкастов Brainstorm.fm Анна Ковалева
5 мая 2021 9:25
Фото: Soundtrap/Unsplash

Мы живем в интересное время: все, что связано со звуком, набирает стремительную популярность. Вспомните хотя бы голосовые сообщения, которые во многом подготовили почву для восприятия аудиоформатов: сколько у них было противников, когда они только появились, — и сколько сторонников сейчас. Все движется в сторону «голосового интернета»: мы уже умеем управлять сервисами и умными устройствами при помощи голоса, пользуемся голосовыми коммуникационными платформами и потребляем digital-контент в аудио. 2020-й стал важ­ным го­дом для рос­сий­ско­го под­ка­стин­га (хотя бы по­то­му, что теперь не нужно объ­яс­нять, что же это та­кое).

Согласно оценке экспертов IAB Russia, в 2020 году российская аудитория подкастов составила 11 млн слушателей, а в 2024 году, по прогнозам экспертов, их будет слушать 18 млн человек. В отличие от американского рынка, который сейчас развивается уже умеренными темпами, российский сегмент только перешел в стадию активного роста. Разумеется, это относительно молодой рынок, правила функционирования которого все еще находятся на стадии формирования. Тем не менее он уже перестает казаться стихийным и состоять исключительно из авторов-энтузиастов. 

Сейчас подкасты создают и профессиональные продакшн-студии, и известные медиа, и крупные компании; развитие индустрии поддерживают популярные музыкальные сервисы и стриминг-площадки. Так, например, «Ян­декс.Му­зы­ка» активно популяризирует новый для российского рынка формат и продвигает его в массы: по данным сервиса, каждый четвертый подписчик слушает подкасты с мобильного телефона или с десктопа. 

Ну и конечно же, главным интернет-событием последних месяцев стал релиз звуковых социальных сетей сначала на мировом, а потом и российском рынке: сначала — Clubhouse, вслед за ним — запуск менее известных Stereo, Cappuccino и Space. Во время пандемии люди прямо-таки изголодались по живому общению, поэтому возможность общаться голосом в прямом эфире появилась в нужное время в нужном месте. Instagram, Twitter и Telegram также быстро заинтересовались форматом аудиокомнат — и быстро интегрировали его в интерфейсы. О своих намерениях развивать аудио заявил глава Facebook Марк Цукерберг: соцсеть планирует запустить голосовые инструменты и аудиокомнаты, создать инструмент для поиска подкастов, который также позволит авторам делиться своими подкастами в соцсети и ввести платные аудиотрансляции — можно будет купить доступ или оформить подписку.

Звуковые соцсети предоставили пользователям возможность быстро и без лишних барьеров участвовать в дискуссиях, что совпало с мировым трендом на соучастие: сегодня всем нравится не просто наблюдать, а участвовать в создании контента — вспомните хотя бы популярность TikTok или Instagram. При этом появление мировых и отечественных селебрити и лидеров мнений в Clubhouse неизбежно привлекло внимание еще большей аудитории, так как почти у каждого появился реальный шанс пообщаться с кумирами «вживую». Прибавим к этим вводным иллюзорную недоступность соцсети и постоянные новости о чем-то «неизвестном и притягательном» в медийном поле — секрет успеха становится еще более понятным и прозрачным.

Фото: Pexels

Преимущества аудио

Вместе с взрослением поколения Y началась революция потребления: если раньше люди смотрели и слушали только «то, что есть», то сейчас мы можем сами выбирать и контент, и время его потребления. Сначала изменения коснулись видеоформатов — и YouTube отвоевал свое место под солнцем у телевидения, а сейчас это происходит и в аудио — в противовес радио, уже ставшему классикой.

Аудиоформаты помогают легче относиться к формальностям и «прокачивать» уверенность в себе. Благодаря звуковым соцсетям люди наконец прочувствовали прелесть и удобство общения исключительно «голосом»: теперь не нужно одеваться и краситься перед важным выступлением — можно смело создавать классный контент, готовя ужин или лежа в ванной. К тому же запустить что-то в аудио психологически проще: микрофон, как правило, пугает чуть меньше объектива камеры, а систематическая работа над контентом в аудиоформате прибавляет уверенности в себе и прокачивает навык публичных выступлений. Чтобы запустить подкаст, совсем не обязательно быть профессиональным диктором, наоборот, формат приветствует естественность. Язык и интонации в аудио куда неформальнее тона любого другого медиа: это разговор живых людей. Неформальный стиль общения пользуется особенной популярностью и доверием среди миллениалов и зумеров, которые устали от идеальной и выверенной картинки: таким образом, аудиоформаты имеют хорошие шансы стать востребованными медиа будущего, где главное — аутентичность. 

В отличие от визуальных соцсетей, аудио позволяет слушателям делать несколько дел одновременно, не теряя нить разговора. По своей сути аудио — это очень современно: мы привыкли к многозадачности и перенасыщению визуальным контентом, аудио позволяет от этого передохнуть. Фишка подкастов в том, что с ними вы не привязаны к экрану. Вы слушаете интересные разговоры, а ваши руки и глаза свободны: вы можете заниматься своими делами. Поэтому подкасты удобно слушать в метро, за рулем, во время пробежек или прогулок, монотонной работы, тренировок в спортзале, уборки или готовки.

Звуковые форматы не претендуют на сфокусированное зрительное внимание, но при этом формируют большее доверие. Выбирая контент самостоятельно, потребитель создает более крепкую связь с его создателями. В случае с звуковыми социальными сетями слушатель всегда может «ворваться» с вопросом к спикерам в режиме онлайн. Главное свойство хорошего подкаста — тесный, почти интимный контакт с аудиторией. Слушатели воспринимают новые выпуски как разговор с хорошим знакомым, который общается на равных и плохого не посоветует, своего рода виртуальным товарищем, с которым можно хорошо провести время даже дистанционно. 

Для аудиоформатов не существует границ. Аудиоформаты существовали и раньше, сегодня правильнее говорить о начале аудиоренессанса. Почему сейчас? Кажется, никогда еще на нашем веку географические границы не ощущались так остро. Аудио — один из немногих форматов, который не предполагает потерю качества из-за закрытия границ и из-за того, что физически невозможно быть в одном месте. Подкасты можно легко записывать удаленно, участвовать в дискуссиях в аудиокомнатах из любой точки планеты. Мир никогда не был таким маленьким, как в аудиоформатах.

Аудио фокусируется исключительно на содержании, при этом обладает низким порогом входа (пока). Когда речь идет о видео, есть очень много отвлекающих факторов: качество и разнообразие картинки, свет, звук, внешность, одежда, макияж… Аудио — формат с фокусом на мысли, в первую очередь, на том, что говорится. Если сравнить стоимость производства, то подкасты дешевле видео: запуск дешевле, для того же шоу в Clubhouse нужен только телефон. Это хороший способ протестировать гипотезы и быстрее начать делать то, о чем вы давно думаете, но с меньшими вложениями. Рынок русскоязычных подкастов сейчас активно развивается: а значит, еще есть незанятые ниши и время для поиска своего формата. Тем не менее количество новых игроков растет как на дрожжах вместе с конкуренцией за внимание слушателя, поэтому лучше действовать быстро.

Аудио оставляет пространство для воображения. Когда речь идет о подкастах с художественной составляющей, отсутствие визуального ряда как бы заставляет слушателей фантазировать. Они не видят того, о чем рассказывается в подкасте, но при этом могут погрузиться в себя и помечтать.

Фото: Ron Lach/Pexels

Что ждет аудиоформаты в будущем

Развитие аудиоформатов — это еще одно доказательство демократизации медиа: в Clubhouse блогеры становятся модераторами бесед наряду с журналистами известных медиа, а подкасты создают не только представители креативной индустрии, но и финансисты, маркетологи, юристы, предприниматели. При этом бэкграунд совершенно не ограничивает возможности подкастеров для продвижения и покорения чартов приложений. Успех зависит от качества контента, креативности идеи и от харизмы ведущего. 

В будущем тренд на аутентичность и «инаковость» будет только усиливаться: сейчас аудиорынок находится в стадии активного роста, а значит, в ближайший год появится еще больше форматов и тематик, которые заполнят нишу. Clubhouse (или любая другая звуковая социальная сеть с похожим функционалом, которая выиграет эту гонку) имеет все шансы стать идеальной площадкой для проведения конференций и панелей: компании, которые заинтересованы в таком формате взаимодействия с аудиторией, не уйдут из социальной сети, а начнут использовать ее более осмысленно.

Если пофантазировать, один возможный сценарий развития аудиорынка — это создание нового пользовательского опыта через подключение новых органов чувств. Нам уже знакомы видеоформаты с эффектом присутствия, будь то ветер в лицо или движение кресел в IMAX-кинотеатре… Но что если слуховые ощущения будут совмещаться, например, с запахами? С технологической точки зрения, такие возможности пока сложно представить. Однако, с точки зрения нейропсихологии, звуки могут вызывать у слушателей иллюзию разных ароматов.

По мере «взросления» индустрии подкастов улучшится качество контента и произойдет закономерное разделение рынка: появится больше «сложных» нарративных и документальных форматов, подкаст-расследований и сериалов. Для реализации подобных вещей нужны большие журналистские команды, поэтому, кажется, что этим будут, в первую очередь, заниматься СМИ и подкаст-студии. Увеличится количество брендов, которые создают свои собственные шоу: если раньше в подкасты шли новаторы и экспериментаторы, то сейчас даже самые осторожные маркетологи увидели на практике, что аудиоформаты работают. Помогать им в этом будут специализированные студии подкастов: если у компании нет человеческого ресурса на полноценную команду подкаста, процесс создания брендированного шоу можно и нужно аутсорсить профессионалам.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Владислав Иноземцев
Расчленение единого государства, установление контроля над природными ресурсами, «цветная революция» — примерно так рассуждает о политике западных стран в отношении России официальная пропаганда. Но какое отношение это имеет к действительности?
Сергей Николаевич
Одна из самых важных и сложносочиненных выставок года открылась на прошлой неделе в Новой Третьяковке на Крымском валу. В ее создании, кроме ГТГ, приняли участие как российские музеи, так и Государственные художественные собрания Дрездена. Это первое за многие годы обращение в России к теме романтизма, осуществленное в форме диалога не только между художниками прошлого, но и с современными мастерами. О своих впечатлениях рассказывает главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
Правительство подготовило и вынесло на общественное обсуждение проект постановления, которое будет регулировать закон «О просветительской деятельности». За четыре дня оно собрало около 10 тысяч негативных отзывов на портале правовых актов. Кому кабмин хочет запретить заниматься просвещением и как «дизлайки» могут повлиять на документ, который, как выяснилось, написан в пиратской версии программы Microsoft Word, — в материале «Сноба»