Все новости

Фото: Getty Images

мнение.jpg

Фото: Getty Images

Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать

Редакционный материал
Число участников финансового рынка в России за последние два года заметно выросло, но оно по-прежнему составляет относительно небольшую часть населения страны. Аспирант Wharton School в Пенсильвании Сергей Саркисян полагает, что жители России, пережившие за последние 30 лет много финансовых потрясений и обвалов рынков, боятся биржевых инвестиций
9 декабря 2021 17:11

В 2020 году в России существенно выросла инвестиционная активность. Все больше людей из разных социальных групп становятся участниками финансовых рынков. Это в первую очередь связано с развитием онлайн-приложений для инвестиций и введением локдауна. К концу первого полугодия 2021-го число частных инвесторов выросло до 14,8 млн. Выглядит впечатляюще, однако это всего лишь 20% экономически активного населения. Большинство россиян сегодня опасаются инвестировать. Во многом происходящее связано с отсутствием финансовой грамотности и низкими доходами, но даже выпускники экономических факультетов и люди обеспеченные не спешат вложить свои деньги в финансовые инструменты сложнее депозита.

Экономисты не могут понять причину этого явления. Большая доля финансистов в прошлом веке, да и сейчас, для прогнозов пользовалась моделями, предполагающими, что люди рациональны. Но, во-первых, это не так (что подтверждает поведение инвесторов на рынке), а во-вторых, обратная установка — что люди нерациональны — ничего не объясняет и не помогает формировать аналитикам рынка корректные прогнозы.

Все дело в том, что поведение людей не объясняется простой рациональной моделью. Как утверждают психологи, нерациональность — результат особенностей устройства человеческого сознания и свойств памяти.

Фото: Monty Fresco / Topical Press Agency / Getty Images

Во-первых, все мы забываем то, что хранится в так называемой эпизодической памяти. Однако можем вспомнить событие из прошлого, если что-то новое происходит с нами в похожем контексте. Например, если ваши акции существенно упали в цене во время введения локдауна, но потом вы забыли об этом, следующий локдаун напомнит о неприятности, и вы не захотите инвестировать. В то же время о небольших падениях — если не было существенной потери средств — люди склонны забывать. Например, если акции, которые вы держали, принесли доходность в 100%, а потом упали на 30%, скорее всего, вы лучше запомните рост. Именно поэтому многие люди продолжают инвестировать в подешевевшие акции, которые когда-то быстро росли. Отличный пример — GameStop. Трейдеры с Reddit начали массово инвестировать в акции этой компании, чем вызвали огромный рост их цены. На этой волне многие инвесторы вложились в компанию и продолжали вкладываться и держать ее бумаги, даже когда по действиям регуляторов стало понятно, что дальше акции расти не будут.

Во-вторых, большинство инвесторов убеждены в успехе своей стратегии. В одном из экспериментов исследователи попросили испытуемых выбрать инвестиции в безопасную облигацию или в рисковую акцию. После нескольких раундов инвестиций участникам эксперимента показывали результаты, а через неделю просили их снова выбрать, во что вложиться. Перед вторым этапом инвестиций испытуемых просили сказать, сколько раундов принесли им прибыль и сколько — убытки. Оказалось, что люди забывают о своих неудачах и продолжают инвестировать в «плохой» актив. В среднем они забывали об одном-двух неудачных днях. Например, если акция пять дней росла и шесть падала, испытуемые запоминали, что она росла шесть дней, а падала пять. При этом если людей просили вспомнить результаты инвестирования сразу после первого этапа, они воспроизводили их правильно и принимали рациональное решение о дальнейших вложениях. Это аргумент в пользу онлайн-приложений, которые показывают, сколько вы заработали. Отдельного внимания стоит тот факт, что участники забывали только неудачи, то есть поддерживали положительное мнение о своей стратегии, а те, кто решил инвестировать в безрисковую облигацию, ничего не забывали: они с холодной головой следили за результатами, чтобы потом решить, нужно ли перекладывать деньги в акции.

В-третьих, единожды крупно проиграв, люди начинают проявлять избыточную осторожность. Например, профессор Калифорнийского Университета в Беркли Ульрике Малмендер и профессор Чикагского Университета Штефан Нагел показывают, что поколение, выросшее в США во время Великой депрессии, не хотело инвестировать. Авторы называют их «детьми депрессии» (depression babies). Также люди, выросшие во время гиперинфляции в Германии, боялись роста цен и всегда его ожидали.

Россия только за последние четверть века пережила несколько крупных финансовых кризисов — в 1998-м, 2008-м и 2014-м. Несколько поколений соотечественников подряд видели — и запомнили, — что экономика в целом ненадежна. Поэтому все мы сегодня — дети рецессии, и доверять финансовым рынкам научимся еще нескоро.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Сноб» и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. В год 80-летия факультета молодые ученые делятся своими исследованиями по самым актуальным проблемам современной экономической науки. Смотрите видеоверсию беседы выпускника 2019 года Сергея Саркисяна с шеф-редактором «Сноба» Сергеем Цехмистренко здесь.

Больше текстов о политике, экономике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь 

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Начиная с 50-х годов прошлого века, с момента падения системы колониализма, развитые страны Запада вкачали в экономику своих бывших колоний триллионы долларов. Однако и по сей день эти государства относятся к самым бедным в мире. В причинах этого явления разбирался преподаватель экономического факультета МГУ Даниил Ситкевич
Благотворительность в тренде. Объемы частных пожертвований растут. Чем руководствуются люди, принимая решение помогать благотворительным фондам и другим некоммерческим организациям, почему иногда благими намерениями вымощена дорога в ад и что такое эффективный альтруизм, «Сноб» разбирался вместе с экономическим факультетом МГУ им. Ломоносова
Саша Чернякова
«Циан» изменил правила публикации объявлений о поиске арендаторов: теперь авторы не должны указывать в описании «предпочтения, основанные на расе или этнической принадлежности». В соцсетях реагируют неоднозначно: одни видят в этом удачный маркетинговый ход, другие обвиняют «Циан» в «дискриминации русских»

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].