Издательство: «РИПОЛ классик»

«Масонство наоборот»: как китайские тайные общества скрывались под масонскими названиями

Нередко китайские тайные общества (хуэйдан, 会党, или хуэйдаомэнь, 會道門)именовались китайским масонством, хотя ни прямого, ни косвенного отношения к масонству они не имели. Однако именно это породило немалую путаницу, поскольку, чтобы упростить для западной публики восприятие рассказов о китайских тайных обществах, прежде всего о «Тяньдихуэй» или «Триаде», их членов и называли масонами. Как мы увидим, сами триады не прочь были именовать себя «масонскими ассоциациями», что вносило еще больший сумбур. Потому «масонами» стали и лидер китайской революции Сунь Ятсен (孙逸仙, 1866–1925), в действительности тесно связанный с тайными обществами, и глава республиканского Китая Чан Кайши (蒋介石, 1887–1975), и многие другие важные политические деятели.

Стоит признать, что масонство не оказало существенного влияния на китайский политический истеблишмент ни в XIX, ни в ХХ веках, хотя, несомненно, многие китайские политики были хорошо знакомы с масонством и общались с видными членами лож. Однако сами ложи долгое время негативно относились к привлечению китайцев в свои организации, и инициаторами вступления были как раз местные жители, прежде всего не политики, а бизнесмены.

Чаще всего «китайское масонство» связывается с обществом (позже — партией) «Чжигунтан» (致公堂, «Зал всеобщей справедливости», часто переводится как «Зал стремления к справедливости»), которое активно действовало как на юге Китая, так и среди китайских общин в США с 1860-х годов. Именно членов «Чжигунтан» описывали как китайских масонов, к тому же они сами охотно называли себя так. Даже присоединение Сунь Ятсена к этому обществу описывалось как «вступление Сунь Ятсена в масоны». Утверждалось, что эта организация именно как «масонская» была основана в 1848 году, ранее она именовалась «Хуншуньтан» (洪顺堂, «Зал следования Хуну»), а в Юго-Восточной Азии действовала под названием «Исин». Здесь смешаны все представления о китайских «масонских обществах», которые в действительности представляли собой совсем иное явление — развитие за рубежом классических тайных обществ. Практически во всех обзорах истории «китайских масонов» проводилась однозначная параллель между «Чжигунтан» и масонами, и по «китайской линии» масонство восходило к символическим традиционным мотивам: связь с обществом Белого лотоса, с монастырем Шаолиньсы и с антиманьчжурским движением. Таким образом лишь описывалась история китайских тайных обществ «Хунмэнь» и «Тяньдихуэй», их влияние на создание «Чжигунтан», а также утверждалось, что это и есть китайское масонство, причем подобные рассуждения можно встретить даже в масонских журналах.

Уже позже, в октябре 1925 года, в Сан-Франциско на основе различных ячеек «Чжигунтан» возникла политическая партия «Чжигундан» (致公党, «Партия всеобщей справедливости», или «Стремления к справедливости»). Сегодня китайская партия «Чжигундан» — одна из восьми признанных политических партий в КНР, подчиняющихся КПК и представленных в Народном политическом консультативном совете Китая (НПКСК). Как партия она восходила к китайскому обществу «Хунмэнь» в США — далекому ответвлению южнокитайской «Триады», и сегодня, конечно же, не имеет прямого отношения к истории китайских масонов в США. Пик деятельности ячеек «Чжигунтан» за рубежом пришелся на начало ХХ века, когда она стала одной из главных заграничных опор Сунь Ятсена, который сам был высокопоставленным членом «Чжигунтан». Зарубежные сети «Хунмэнь» в XIX веке обрели транстихоокеанский статус — новые подразделения создавались на огромном пространстве от Австралии до США и Канады. Китайские хуэйданы в США фактически ни от кого не скрывались: проводили собрания, привлекали новых членов, открывали штаб-квартиры. Их обычно называли «тонгами» (tongs) — искаженное от «тан» ( 堂, «зал, храм, общество»). В США хуэйданы выполняли прежде всего функции взаимопомощи и защиты своих членов от враждебного отношения американцев, помогали иммигрантам с трудоустройством и получением жилья, помогали разрешать индивидуальные и групповые споры внутри общины, то есть в известной степени действовали подобно масонским ложам для иностранцев в самом Китае.

В Сан-Франциско название «Хунмэнь» без особых тайн использовалось уже в 1853 году, а в 1879-м некоторые из этих организаций приняли еще одно название — «Чжигунтан». Новое имя быстро прижилось, оно же и стало ассоциироваться с «китайским масонством», а в 1860-х годах американские отделения «Чжигунтан» уже звали себя «китайскими масонами».

Возможно, первое упоминание «китайских масонов» содержится в газетной статье в калифорнийском Trinity Journal в 1864 году: «В прошлое воскресенье вечером китайские масоны (так они себя называют) провели собрание в театре. Оно было публичным, и немало белых пришли посмотреть на странные дела этих небожителей».

Таким образом, первые организации «Чжигунтан», появившиеся на юго-западе США в 1880–1890-х годах, нередко называли себя «китайскими масонами», чтобы упростить их восприятие местной публикой. Разумеется, европейские и американские масоны задавались вопросом, имеют ли китайцы какое-либо право на подобное название и соответствующую символику. При этом одни группы отрицали существование любой связи с регулярными масонами, в то время как другие признавали сходство между западными и китайскими организациями, не считая необходимым доказывать хоть какую-то историческую связь. Сами же китайцы были не прочь использовать эту ассоциацию с масонами. К тому же все это происходило на фоне встречного движения — попыток обнаружить масонскую древность в самом Китае и поиска общих истоков мудрости в Китае и на Ближнем Востоке.

Вследствие этого совмещение «китайских масонов» с многочисленными и уже далеко не тайными китайскими обществами, в том числе «Чжигунтан», «Хунмэнь», «Хуншуньтан», «Исинтан» и другими, стало вполне привычным для Америки. В Сан-Франциско «Чжигунтан» организовало свою штабквартиру, которую поддерживали состоятельные китайцы. Членство было открыто для китайцев из всех регионов, языковых групп и кланов, причем иногда разрешалось вступать даже иностранцам. В Аризоне у «Чжигунтан» существовало как минимум четыре подразделения: в Прескотте, Фениксе, Тусоне. Голубые ложи в этих трех городах просуществовали до 1940-х годов, они активно помогали своим участникам, собирали средства на благотворительность и содержали храмы; при этом женщин в свои ряды они не принимали.

Такая организация, естественно, напоминала местным жителям регулярное масонство, сами же китайцы этого не опровергали. Скорее наоборот, «масонство» даже подчеркивалось. К примеру, на фотографии участников пятого съезда «китайских масонов» в сентябре 1925 года в Канаде мы видим две надписи: на английском языке — The Chinese free masons Canada Fifth Convention и на китайском — «Хунмэнь чжигунтан» (“洪门致公堂”) — «Всеканадский пятый конвент „Хунмэнь Чжигунтан“». Таким образом, члены «Чжигунтан» и масоны в этом случае являются синонимами.

В канадском Торонто до сих пор существует официальная китайская Ассоциация масонов, располагающаяся на Дандас-стрит. По-английски эта организация именуется Chinese freemasons and Dart coon Club («Китайский клуб масонов и Даркун»), на китайском же мы видим совсем иное название: «Хунмэнь Чжигунтан Дацюань чжишэ» (洪门致公党 達權支社, «Подразделение обществ „Хунмэнь“, „Чжигунтан“ и „Дацюань“»). «Дацюань» по-китайски означает «умение приспособиться к обстоятельствам», то есть это центр адаптации китайцев в Канаде. В самом здании располагаются рестораны, магазинчик и китайская поликлиника с аптекой, а также центр юридической помощи эмигрантам.

Китайские общества «Хунмэнь» и «Чжигунтан» за рубежом намеренно мимикрировали под масонов, вероятно для того, чтобы лучше вписаться в западный контекст, причем не только в США и Канаде, но и, например, в Австралии. Так, в Сиднее в 1912 году, когда штаб-квартира «Чжигунтан» переехала в новое здание на Мэри-стрит и была объявлена штаб-квартирой «Содружества Исин» (включающего, в том числе, и Молодежную лигу Китая), к названию на китайском было добавлено название на английском языке: The Chinese Masonic Society («Китайское масонское общество»). После этого все тайные общества «Исин» стали совокупно называться «Китайским масонским обществом».

Уже позже «китайские масонские ассоциации» появились в Мельбурне и Виктории — все это было продолжением китайского «Чжигунтан». К 1907 году число членов общества в Мельбурне выросло до шестисот человек, в то время как Сидней заявлял о двух тысячах, причем обе организации серьезно расходились во взглядах: мельбурнские «масоны» не желали возвращения императора Гуансюя (光绪, 1871–1908) и его сторонников, политических философов и реформаторов Кан Ювэя (康 有为, 1858–1927) и Лян Цичао (梁啟超, 1873–1929), которые в тот момент жили в эмиграции, в том числе и в Австралии. Сиднейские «масоны» же ратовали за прогрессивную реформацию и общественные перемены, предложенные этими политическими мыслителями, отстраненными от должностей советников при дворе.