«Щит и меч», 1968

Режиссер Владимир Басов

Кадр из сериала «Щит и меч»
Фото: «Мосфильм»
Кадр из сериала «Щит и меч»

В 1966 году Олег Янковский, молодой актер Саратовского театра драмы, вместе с труппой приехал на гастроли во Львов и зашел пообедать в ресторан. Там его увидел режиссер Владимир Басов, искавший исполнителя одной из главных ролей в своей киноэпопее о советских разведчиках «Щит и меч». Басов тогда не знал, что перед ним — актер, уже участвовавший в пробах, и только отметил внешний вид молодого человека. Знакомство Янковского и Басова состоялось через несколько месяцев на «Мосфильме», после чего недавний выпускник Саратовского театрального училища получил свою первую большую роль.

Этот эпизод актер пересказывал в книге Зары Абдуллаевой «Олег Янковский. Ностальгия по герою». А позднее в интервью добавлял, какие эмоции испытал, узнав, что утвержден на роль: «Надо было видеть, как я переходил через дорогу. Чтоб, не дай бог, не сбила машина. Чтобы спасти себя для кинематографа, я осторожно, медленно, вглядываясь, шел в театр...» Так началась одна из самых ярких карьер советского и российского кинематографа.

«Щит и меч» — четырехсерийная экранизация одноименного романа Вадима Кожевникова. Главную роль, разведчика Александра Белова, сыграл Станислав Любшин. Янковский воплотил на экране его друга Генриха Шварцкопфа. Все четыре серии эпопеи вышли на экраны в 1968 году. Первый фильм — «Без права быть собой» — стал хитом советского кино. По подсчетам киноведа Сергея Кудрявцева, ленту посмотрели 68,3 млн человек, что позволило ей занять восьмое место в рейтинге лидеров кинопроката 1940–1989 годов.

«Служили два товарища», 1968

Режиссер Евгений Карелов

Кадр из фильма «Служили два товарища»
Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Служили два товарища»

Картиной, которая сделала молодого Янковского знаменитым, стала драма о Гражданской войне «Служили два товарища». Фильм режиссера Евгения Карелова вышел в том же году, что и киносериал Владимира Басова. Сюжет ленты разработали сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид, известные по работе над фильмом-катастрофой «Экипаж» (1979).

Партнером Янковского стал Ролан Быков. Им достались роли двух красноармейцев, которым в 1920 году поручают сфотографировать с аэроплана расположение вражеских войск в районе города Перекоп. В фильме также сыграли Анатолий Папанов, Алла Демидова и Владимир Высоцкий. Изначально Янковский должен был сыграть роль белогвардейского поручика Брусенцова, которую впоследствии отдали Высоцкому.

В фильме «Служили два товарища» герой Янковского произносит мало реплик, особенно в сравнении с Быковым. Позже многие отмечали, как выразительно актер умеет молчать в кадре и на сцене. В книге «Театр без вранья» Марк Захаров писал о Янковском: «Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, „сгорать“, не двигаясь с места».

«Зеркало», 1974

Режиссер Андрей Тарковский

Кадр из фильма «Зеркало»
Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Зеркало»

После серии ярких театральных работ — в их числе роль князя Мышкина в постановке романа «Идиот» на сцене Саратовского театра драмы — и участия в нескольких кинопроектах Янковский познакомился с Андреем Тарковским. Режиссер отметил молодую звезду за внешнее сходство со своим отцом, поэтом Арсением Тарковским, и снял в автобиографической драме «Зеркало». На экране Янковский воплощает отца главного героя. В фильме также сыграл маленький сын Янковского Филипп.

Благодаря «Зеркалу» актер получил мировую известность. В 1980 году картине был присужден приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии. В 2012 году журнал Sight & Sound поместил «Зеркало» на 19-ю строчку в списке 100 лучших фильмов в истории.

Дальнейшие отношения Янковского с легендарным режиссером складывались не так гладко. Актер получил роль Гамлета в спектакле, который Тарковский ставил на сцене «Ленкома». За несколько дней до начала репетиций Янковского заменили Анатолием Солоницыным, что вызвало гнев молодого актера (в интервью он говорит, что «взвизгнул» от такой несправедливости). Отношения между двумя звездами кино наладились позднее, при подготовке к съемкам фильма «Ностальгия».

«Тот самый Мюнхгаузен», 1980

Режиссер Марк Захаров

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»
Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

В 1973 году Олег Янковский переехал в Москву и поступил на службу в Московский театр имени Ленинского комсомола, он же легендарный «Ленком». Так началось многолетнее сотрудничество артиста с Марком Захаровым. Режиссер снял Янковского в четырех телефильмах: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» и «Убить дракона». В каждом из них актер сыграл яркие, непохожие друг на друга роли, но на цитаты разошелся только один персонаж: барон Мюнхгаузен из картины 1980 года.

«Тот самый Мюнхгаузен» был снят по сценарию знаменитого писателя-сатирика и драматурга Григория Горина. В своей работе он переосмыслил образ Рудольфа Эриха Распе, немецкого писателя XVIII века. Изначально худсовет «Мосфильма» не соглашался утверждать Янковского в этой роли, считая, что тот не подходит по возрасту. Но Захаров настоял. Опасения худсовета вызывала и несовершенная дикция Янковского (Горин даже написал на актера эпиграмму).

Интересно, что, оговорившись, Янковский  подарил поклонникам фильма одну из крылатых цитат: «Умное лицо — это еще не признак ума, господа». Как рассказывал Горин в интервью 1999 года, в сценарии значилось «серьезное лицо», однако Янковский ошибся при озвучании — и его вариант решили оставить.

«Тот самый Мюнхгаузен» — не только киноклассика, но и визитная карточка Янковского. Неслучайно и свои мемуары он озаглавил фразой из фильма: «Улыбайтесь, господа!» В 2009 году, вскоре после смерти актера, композитор Александр Питерский записал в память о Янковском композицию «May 32, 1783». По сюжету фильма, именно на эту дату, 32 мая, Мюнхгаузен назначает «следственный эксперимент»: чтобы подтвердить свою личность, барон обещает совершить полет на Луну верхом на пушечном ядре.

«Полеты во сне и наяву», 1983

Режиссер Роман Балаян

Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: РИА Новости
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

В книге Зары Абдуллаевой Янковский говорил, что на него «пал редкий и счастливый выбор — выразить поколение». Слова актера касались его роли в фильме 1983 года «Полеты во сне и наяву». Лента режиссера Романа Балаяна по сценарию Виктора Мережко рассказывала историю сотрудника архитектурного бюро, который незадолго до сорокового дня рождения пытается осмыслить свою жизнь, отношения с женой, любовницей, друзьями и коллегами. Их роли в фильме играли, среди прочих, Людмила Гурченко, Елена Костина, Олег Табаков и Олег Меньшиков.

Помимо отечественных кинотеатров, картину также показывали вне конкурса на Каннском кинофестивале и на неделе советского кино в Нью-Йорке. В архиве сохранилась рецензия, опубликованная в журнале Variety, где автор называл работу Янковского виртуозной. Осмыслению этой поколенческой драмы посвящены многочисленные отзывы российских критиков, среди них лауреат премии «Ника» Майя Туровская. В книге «Памяти текущего мгновения» она писала, что Янковский схватил образ интеллигента, переживающего кризис среднего возраста, «со снайперской прицельной точностью».

В 1987 году «Полеты во сне и наяву» вышли в повторный прокат. После этого творческая группа, работавшая над фильмом, была удостоена Государственной премии СССР. Позднее Янковский снялся еще в пяти работах Балаяна.

«Ностальгия», 1983 

Режиссер Андрей Тарковский

Кадр из фильма «Ностальгия»
Фото: «Совинфильм»
Кадр из фильма «Ностальгия»

1980-е годы стали одним из самых плодотворных периодов для Янковского. В начале десятилетия он снялся у режиссера Татьяны Лиозновой, известной по фильму «Семнадцать мгновений весны», и в третьей части «Приключений Шерлока Холмса», где сыграл одного из членов семьи Баскервилей. Помимо Захарова и Балаяна, в эти годы он успел поработать с режиссерами Михаилом Швейцером и Александром Адабашьяном. И тогда же состоялось долгожданное воссоединение с Андреем Тарковским. Актер сыграл главную роль в предпоследней работе мастера «Ностальгия».

Главный персонаж ленты — русский писатель Андрей Горчаков. Он приезжает в Италию, чтобы изучить биографию малоизвестного русского композитора XVIII века. Горчаков страдает от тоски по родине и пытается наладить отношения с переводчицей Эудженией. Сценарий фильма Тарковский писал совместно с Тонино Гуэррой, соавтором Микеланджело Антониони и Федерико Феллини. На Каннском фестивале 1983 года фильм получил три награды, в том числе приз за лучшую режиссуру.

В Советском Союзе у картины была трудная судьба. Руководство Госкино требовало, чтобы режиссер, выехавший за границу в 1980 году, вернулся в страну. Тарковский решил остаться в Италии, и «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР. Для Янковского же роль в картине стала самой заметной в его международной карьере. Венгерский режиссер Ильдико Эньеди впоследствии пригласила актера на главную роль в своем кинодебюте «Мой XX век» без кинопроб, просто посмотрев «Ностальгию» и ленты Романа Балаяна.

«Царь», 2008

Режиссер Павел Лунгин

Кадр из фильма «Царь»
Фото: Мастерская Павла Лунгина
Кадр из фильма «Царь»

Самыми заметными работами Янковского в 1990-х и 2000-х годах стали роли у Георгия Данелии в «Паспорте», Карена Шахназарова в «Цареубийце» и Валерия Тодоровского в фильме «Любовник». За эту работу 2002 года он получил награду «Кинотавра» и приз гильдии киноведов и кинокритиков России «Золотой овен». Янковский много играл в экранизациях классических произведений, среди них «Анна Каренина», «Доктор Живаго», «Ревизор» и повесть Михаила Булгакова «Роковые яйца». Кроме того, артисту предлагали роль Воланда в телеверсии «Мастера и Маргариты» 2005 года, но он отказался. В одном из интервью Янковский объяснил это так: «Я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя».

Последней киноработой актера перед кончиной в 2009 году стала роль в исторической драме Павла Лунгина «Царь». Петр Мамонов сыграл в фильме Ивана Грозного, а Янковский — митрополита Филиппа, игумена Соловецкого монастыря. Лента рассказывает о том, как священнослужитель пытался убедить царя остановить опричнину, за что поплатился жизнью. Через год после премьеры оргкомитет премии «Ника» посмертно присудил Янковскому награду за лучшую мужскую роль.

Олег Янковский стоит у истоков целой кинематографической династии. Его сын Филипп также стал актером, режиссером и продюсером. Внук Иван Янковский, звезда сериала «Слово пацана», к 33 годам успел получить пять премий «Золотой орел». В июне 2021 года у Ивана и его жены актрисы Дианы Пожарской родился сын. Мальчика назвали Олегом в честь прадедушки.

Подготовил Павел Шейнин