«Последняя цена»

Режиссер Наур Гармелия

Кадр из фильма «Последняя цена»
Фото: пресс-служба кинофестиваля «Дух огня»
Кадр из фильма «Последняя цена»

Режиссер-дебютант из Абхазии Наур Гармелия четыре раза поднимался на сцену во время церемонии награждения. Его драма «Последняя цена» стала лучшей в российском конкурсе, а также получила приз зрительских симпатий, награды за операторскую работу и саундтрек. Музыку в ленте отметил композитор Максим Дунаевский, который в этом году вошел в жюри конкурса.

«Последняя цена» рассказывает о русской семье, живущей в Абхазии и выращивающей фундук на продажу. Неприятности начинаются после появления слухов о том, что скоро цена на абхазские орехи резко вырастет. У героев появляется надежда разбогатеть, но только если им удастся защититься от местных бандитов и других опасностей.

Главную роль в фильме сыграл Василий Щипицын. В его послужном списке несколько десятков работ, в том числе такой хит, как «Движение вверх». При этом Гармелия задействовал непрофессиональных и полупрофессиональных актеров, которых нашел в Абхазии. Сюжет ленты построен по драматическим канонам (в сценарии даже есть элементы авантюрной комедии и криминального триллера), а местные характеры придают реалистичность.

В беседе со «Снобом» Гармелия назвал основную сложность, с которой столкнулся при съемках первого полного метра: «Главный опыт, наверное, — это как долго удержать зрителя в напряжении, чтобы все ритмично было, грамотно построено. И как за этим следить непосредственно во время самих съемок». Четыре награды для фильма, особенно приз зрительских симпатий, говорят о том, что режиссер со своей задачей справился.

«Угол наклона»

Режиссеры Анна Далингер и Станислав Фомичев

Кадр из фильма «Угол наклона»
Кадр из фильма «Угол наклона»

Выпускники Московской школы нового кино Анна Далингер и Станислав Фомичев со своим дебютом попали сразу в международный конкурс «Духа огня». Жюри во главе с венгерским режиссером Бенедеком Флигауфом отметило ленту «Угол наклона» наградой «Серебряная тайга», второй по значимости на фестивале. 

Главная героиня фильма — филиппинка Эля (Марисель Темпло), работающая няней в состоятельной московской семье. Размеренный ритм жизни женщины нарушается, когда она падает и повреждает руку. Дальнейшее повествование становится отчасти сновидческим, картина погружает зрителя в визуально-звуковой омут. Общаясь с прессой, Флигауф назвал это «потоком сознания», но разворачивается он в узнаваемых городских декорациях, например в музеях, на детских площадках и недалеко от стадиона «Лужники».

Одной из отличительных черт проекта стала музыка композитора Александра Маноцкова, музыканта-мультиинструменталиста, обладателя «Золотой маски», автора аккомпанемента для спектаклей Кирилла Серебренникова. Чем ближе к кульминации фильма, тем более густым и беспокойным становится саундтрек. Это работает на создание мрачной атмосферы и создает предчувствие катастрофы.

«Угол наклона», безусловно, фильм сложный (на фестивале многие выходили из зала во время просмотра), а еще он обладает качествами своеобразного манифеста. Дуэт молодых режиссеров решил сразу заявить о себе во всеуслышание. В разговоре со «Снобом» Анна Далингер признала, что кто-то может принять происходящее в кадре за «тихое сумасшествие» создателей, но они добивались именно такого эффекта: «Человеку не под силу отстранить реальность и увидеть ее объективную природу, ибо он — живой. Именно механистичность устройства кино позволяет решать эту задачу. И, да, наблюдать „смерть за работой“ — это тоже работа». Станислав Фомичев выразил особенность своего новаторского стиля в короткой формуле: «Если это понятно, значит, это не новое».

«Тегар»

Режиссер Ангги Фриска

Кадр из фильма «Тегар»
Кадр из фильма «Тегар»

Конкурс «Твое кино» проводится в рамках «Духа огня» с 2000-х годов. Из клуба детского и юношеского фильма он развился до полноценной международной программы. В нее попадают картины, снятые для аудитории от 6 до 16 лет. Впрочем, победитель этого года — индонезийская лента «Тегар» — сможет удивить зрителя любого возраста. Это драма о 10-летнем мальчике с особенностями развития: у него нет рук, правая нога очень короткая, единственной рабочей конечностью остается левая. После кончины дедушки, самого близкого человека в жизни Тегара, ему предстоит доказать родным, что он может ходить в школу. Но перед этим мальчика ждет побег из дома и выживание в городе.

Режиссер Ангги Фриска — одна из самых известных в Индонезии женщин-операторов. Она отвечала за визуальный ряд более чем в 20 проектах и возглавляла отраслевую гильдию. В 2020 году дебютировала как режиссер игрового кино. Главная удача «Тегара» — юный актер М. Альдифи Тегараджаса. Именно он знакомит зрителя со всеми физическими вызовами, с которыми сталкивается человек с такой нетипичной анатомией. Еще до того, как сбежать из дома, мальчик из-за ошибки взрослых надолго остается один в квартире и вынужден многому учиться. Впервые приготовить яичницу для него — это целая эпопея, занимающая около семи минут экранного времени. Прожить с героем такое бытовое испытание — зрительский опыт, запоминающийся на всю жизнь.

«Тегар» поддерживает современный голливудский тренд — не брать на роли персонажей с особенностями развития обычных актеров. В январе у Marvel вышел сериал про глухую супергероиню Эхо с участием Алаквы Кокс, также лишенной слуха, а главную роль в прошлогоднем мини-сериале Netflix «Весь невидимый нам свет» сыграла незрячая актриса Ария Мия Лоберти. То, как органично звезда «Тегара» смотрится в своей роли, могло бы стать образцом для многих современных режиссеров, рассказывающих истории героев с особенностями развития.

«Лиссабон»

Режиссер Светлана Филиппова 

Кадр из фильма «Лиссабон»
Фото: пресс-служба кинофестиваля «Дух огня»
Кадр из фильма «Лиссабон»

«Лиссабон», представленный в конкурсе российских дебютов, остался без призов, однако сумел выделиться на общем фоне своим визуальным решением. Это черно-белая драма о семье, переживающей непростое время: родители расстались, дети-подростки пытаются совладать со своими эмоциями. Главная роль досталась опытной театральной актрисе Марии Смольниковой, обладательнице двух «Золотых масок». Она известна работами в спектаклях Дмитрия Крымова в московской Школе драматического искусства. На счету Смольниковой множество удачных ролей в кино и сериалах, в том числе в «Начальнике разведки», одном из телехитов 2022 года.

Постановщицей «Лиссабона» стала Светлана Филиппова, уроженка Алма-Аты, более 20 лет работающая в анимации. В беседе со «Снобом» Филиппова рассказала, как ее предыдущий опыт повлиял на подход к режиссуре: «В мультипликации принято рисовать очень подробную раскадровку и представлять себе все действие, от начала до конца. Уже так мозг устроен, что ты представляешь себе каждый жест и ничего не можешь с этим сделать». Поняв, что слишком строгое следование изначальному плану могло повредить свободе актеров, Филиппова решила оставить место для импровизации. Исполнители главных ролей знакомились со сценарием по частям за несколько дней до начала съемок.

Задумку Филипповой и ее визуальное чутье высоко оценил Алексей Федорченко, обладатель множества наград, многократный призер «Кинотавра», один из самых разносторонних и изобретательных российских режиссеров. Он выступил продюсером «Лиссабона» и, по сути, дал проекту жизнь. С таким наставником у Филипповой впереди большое будущее, даже если ее дебют не доберется до проката.

«Она танцует»

Режиссер Оксана Дегтярева

Кадр из фильма «Она танцует»
Фото: пресс-служба кинофестиваля «Дух огня»
Кадр из фильма «Она танцует»

Фильмом закрытия фестиваля стала лента в редком для российского кино жанре — танцевальная мелодрама. Режиссер Оксана Дегтярева, ранее снимавшая только короткометражки, оказалась достаточно опытной, чтобы знаменитый продюсер Ренат Давлетьяров доверил ей полноценный кинопроект.

«Она танцует» состоит из четырех относительно независимых новелл. Их действие разворачивается в разных эпохах, начиная с 1980-х годов и заканчивая новым тысячелетием. Главная героиня Ольга (Анастасия Волынская) — профессиональная танцовщица, которая ищет себя в мире искусства. В каждой из новелл у женщины есть свой любовный интерес. Персонажи на экране много танцуют, пробуя себя в самых разных направлениях.

В промежутках между новеллами Дегтярева поместила экспериментальные фрагменты, почти целиком рассказанные на языке танца. Зрители слышат только указания хореографа за кадром, но о связи с основным сюжетом должны догадываться по движениям танцоров. Своим визуальным повествованием эти сцены напоминают «Бал» Этторе Сколы — классический фильм 1983 года, рассказывающий о событиях XX века исключительно при помощи музыки и танца.

Фильм Дегтяревой не идеален, местами излишне мелодраматичен, некоторые исторические реалии показаны в лоб. Особенно режет ухо фраза «пипл схавает», ставшая штампом о поп-культуре 90-х годов. Но нельзя не отметить оригинальность задумки и хорошую работу актрисы, исполнительницы главной роли. Все танцевальные номера Волынская играла самостоятельно, закладывая в них чувства героини.

Подготовил Павел Шейнин