Джанет Гейнор

«Ангел с улицы» (1928)

Джанет Гейнор в фильме «Ангел с улицы»
Джанет Гейнор в фильме «Ангел с улицы» Фото: Hulton Archive / Moviepix / предоставлено Getty Images

У бедной девушки Анджелы нет других возможностей заработать на лекарства для умирающей матери, кроме воровства и проституции в трущобах Неаполя. Ее арестовывают, судят и приговаривают к году тюрьмы, но ей удается бежать из зала суда и скрыться в бродячем цирке. Во время странствий с цирковой труппой, героиня знакомится с бродячим художником Джино, в которого влюбляется. Анджела начинает новую жизнь, но прошлое внезапно настигает ее.

Исполнительница роли Анджелы, Джанет Гейнор, стала первой в истории актрисой, удостоенной «Оскара» в категории «Лучшая женская роль» на первой церемонии в 1929 году. Гейнор на тот момент было всего 22 года. Это ее единственный «Оскар». Правда, в 1938 году она была вновь номинирована на премию за роль в фильме «Звезда родилась», но ее обошла Луиза Райнер, получившая награду за роль в драме «Благословенная земля».

Хелен Хэйес

«Грех Мадлон Клоде» (1931)

Хелен Хэйес в фильме «Грех Мадлон Клоде»
Хелен Хэйес в фильме «Грех Мадлон Клоде» Фото: Bettmann / предоставлено Getty Images

Главная героиня картины, основанной на пьесе Эдварде Кноблоке «Колыбельная», жертвует всем и начинает заниматься проституцией, чтобы помочь своему сыну получить медицинское образование. Женщина вышла после десятилетнего заключения в тюрьме по ложному обвинению, и даже не может сообщить своему сыну-подростку, что она его мать, чтобы не испортить ему карьеру.

Роль Мадлон Клоде принесла Хелен Хэйес первый «Оскар». Актриса является второй (после Кэтрин Хепберн) рекордсменкой по периоду, прошедшему между победами на «Оскаре», —  вторую награду она получила 39 лет спустя за роль в триллере «Аэропорт» (1970).    

Донна Рид

«Отныне и во веки веков» (1953)

Донна Рид в фильме «Отныне и во веки веков»
Донна Рид в фильме «Отныне и во веки веков» Фото: MPI / Moviepix / предоставлено Getty Images

В одноименном романе Джеймса Джонса, легшего в основу этой оскароносной драмы, героиня Донны Рид — проститутка, которая планирует накопить много денег, вернуться в родной городок, войти в высшее общество и выйти замуж за респектабельного мужчину. В экранизации она превратилась в сотрудницу частного клуба на гавайском острове Оаху, и четко род ее занятий не обозначается. Тем не менее прагматичный план героини остается на месте. Такая расчетливость не мешает главному герою картины — рядовому американской армии Прюитту (Монтгомери Клифт) — влюбиться в нее накануне атаки японской авиации на Перл-Харбор.

Джо Ван Флит

«К востоку от рая» (1955)

Джо Ван Флит в фильме «К востоку от рая»
Джо Ван Флит в фильме «К востоку от рая» Фото: ullstein bild / ullstein bild / предоставлено Getty Images

Экранизация одноименного романа Джона Стейнбека. Главный фильм в стремительной карьере Джеймса Дина: погибший в 24 года актер стал первым человеком в истории, которого номинировали на «Оскар» посмертно. Правда, Дину «Оскар» так и не присвоили, заветная статуэтка досталась Эрнесту Боргнайну за роль Марти Пилетти в фильме «Марти». А вот коллега Дина по съемочной площадки — Джо Ван Флит, сыгравшая мать его героя — хладнокровную проститутку-психопатку, — была удостоена этой премии. Причем это была ее дебютная роль в кино — до этого Ван Флит играла исключительно в театре.

Сьюзен Хейуорд

«Я хочу жить!” (1958)

Сьюзен Хейуорд в фильме «Я хочу жить!»
Сьюзен Хейуорд в фильме «Я хочу жить!» Фото: John Springer Collection / Corbis / Corbis Historical / предоставлено Getty Images

Основанная на реальных событиях драма, рассказывающая историю проститутки Барбары Грэм. В 1955 году она была приговорена к смертной казни по обвинению в  убийстве, которое на самом деле совершили ее сообщники по ограблению. Сьюзен Хэйворд, удостоенная за эту непростую роль «Оскара», спустя несколько лет была вынуждена прервать актерскую карьеру — ей диагностировали рак. Сьюзен Хейуорд умерла в 57 лет от опухоли головного мозга, которая могла стать следствием съемок в фильме «Завоеватель», проходивших близ Невадского испытательного полигона, где в 1953 году испытывалось ядерное оружие.

Ширли Джонс

«Элмер Гантри» (1960)

Ширли Джонс в фильме «Элмер Гантри»
Ширли Джонс в фильме «Элмер Гантри» Фото: Screen Archives / Moviepix / предоставлено Getty Images

Вольная экранизация одноименного романа Синклера Льюиса. Случайно попав на собрание верующих, беспринципный авантюрист Элмер Гантри (Берт Ланкастер) понимает, что на религии можно очень хорошо заработать. Вскоре на его пути к обогащению встает проститутка Лулу Бейнс (Ширли Джонс), которая пошла по кривой дорожке после того, как в молодости ее жизнь разрушил роман с Гантри.

Элизабет Тейлор

«Баттерфилд 8» (1960)

Элизабет Тейлор в фильме «Баттерфилд 8»
Элизабет Тейлор в фильме «Баттерфилд 8» Фото: Metro-Goldwyn-Mayer / Moviepix / предоставлено Getty Images

Элизабет Тэйлор играет Глорию Вэндроуз, уже не молодую элитную проститутку, вызвать которую можно, попросив оператора соединить с «Баттерфилд 8». Детство у героини было непростым — характер у нее соответствующий. Однажды ее пути пересекаются с Вестоном Лиджеттом (Лоуренс Харви) —  влюбившимся в нее человеком из высшего общества. Проблема в том, что Лиджетт женат на богатой и преданной ему женщине.

Несмотря на то, что Элизабет Тейлор была удостоена за эту роль «Оскара», она ненавидела эту работу. Дело в том, что боссы MGM буквально вынудили актрису сниматься в картине, хотя до этого освободили ее от обязательств перед студией.

Джейн Фонда

«Клют» (1971)

Джейн Фонда в фильме «Клют»
Джейн Фонда в фильме «Клют» Фото: Warner Bros.

Психологический триллер Алана Пакулы, классика Нового Голливуда и один из стилеобразующих примеров неонуара. Джейн Фонда играет девушку по вызову, которая становится единственным свидетелем в деле об исчезновении близкого друга частного детектива Джона Клюта (Дональд Сазерленд). Готовясь к роли, актриса неделю провела в Нью-Йорке — наблюдала за элитными проститутками и даже ходила с ними в ночные клубы, где те искали себе клиентов. Фонду беспокоило, что к ней самой мужчины интереса не проявляли, поэтому она начала сомневаться, что подходит для этой роли, и даже попросила Пакулу заменить ее на Фэй Данауэй, но тот отказался. И не зря — Фонда за эту роль была удостоена «Оскара», что стало полной неожиданностью для режиссера, который сетовал на то, что во время съемок актриса вела себя легкомысленно и постоянно разговаривала по телефону.

Мира Сорвино

«Великая Афродита» (1995)

Мира Сорвино в фильме «Великая Афродита»
Мира Сорвино в фильме «Великая Афродита» Фото: Miramax / Courtesy Everett Collection / Everett Collection / East News

Классическая комедия Вуди Аллена. Его герой — как всегда измученный рефлексиями нью-йоркский интеллигент — решает найти мать своего приемного сына-вундеркинда и выходит на проститутку Линду (Мира Сорвино). Женщина поражает его своей глупостью и мещанством. Мира Сорвино настойчиво добивалась роли Линды и даже отправилась за режиссером в Лондон, чтобы предстать перед ним в фирменном облачении героини. В результате, ее усилия были вознаграждены не только ролью, но и премией «Оскар».

Ким Бейсингер

«Секреты Лос-Анджелеса» (1997)

Ким Бейсингер в фильме «Секреты Лос-Анджелеса»
Ким Бейсингер в фильме «Секреты Лос-Анджелеса» Фото: Regency Enterprises

Неонуар по одноименному бестселлеру Джеймса Эллроя, признанный многими критиками лучшим фильмом 1997 года. Лос-Анджелес, 1950-е. Расследование массового убийства в кафе выводит следователей Эда Эксли и Бада Уайта (Гай Пирс и Рассел Кроу) на сеть девушек по вызову, которые используются для последующего шантажа крупных бизнесменов и чиновников. Дело осложняется тем, что у Бада завязываются искренние отношения с одной из этих женщин — обворожительной Линн Брэкен в блестящем исполнении Ким Бейсингер. По словам актрисы, готовясь к роли, она так сильно осветлила волосы, что окончательно сожгла их, так что реквизиторам пришлось срочно искать ей парик из натуральных волос. Жертва того стоила — Бейсингер получила «Оскар». 

Шарлиз Терон

«Монстр» (2003)

Шарлиз Терон в фильме «Монстр» (на переднем плане)
Шарлиз Терон в фильме «Монстр» (на переднем плане) Фото: DEJ Productions

Сильно загримированная Шарлиз Терон играет реально существовавшую проститку Эйлин Уорнос, ставшую серийной убийцей. В конце 1980-х Уорнос занималась проституцией на трассах Флориды и убила семерых мужчин. В 2002 году ее приговорили к смертной казни. Это один из первых задокументированных примеров женщины-серийного убийцы в истории. Готовясь к роли, Шарлиз Терон набрала тринадцать килограммов с помощью картофельных чипсов. Съемки в «Монстр»”, по признанию актрисы, были невероятно изнурительными, но это того стоило — Терон получила «Оскар», пока единственный в ее карьере. В то время, как шли съемки фильма, настоящая Уорнос была казнена.

Энн Хэтэуэй

«Отверженные» (2012)

Энн Хэтэуэй в фильме «Отверженные»
Энн Хэтэуэй в фильме «Отверженные» Фото: Working Title Films

Звездный мюзикл Тома Хупера — это последняя на данный момент полнометражная экранизация знаменитого романа Виктора Гюго. Трагический образ Фантины, олицетворяющий падение женщины вследствие голода и нищеты, на экране в этот раз воплотила Энн Хэтэуэй. На эту роль также претендовали Эми Адамс, Кейт Уинслет, Марион Котийяр и Ребекка Холл, но Хэтэуэй настолько восхитительно играла во время прослушивания, что по его окончании все присутствующие были растроганы до слез. Так что победа в оскаровской номинации «Лучшая женская роль второго плана» совершенно неудивительна.

Эмма Стоун

«Бедные-несчастные» (2023)

Эмма Стоун в фильме «Бедные-несчастные»
Эмма Стоун в фильме «Бедные-несчастные» Фото: Element Pictures

Экранизация одноименного романа Аласдера Грея, который представляет собой постмодернистскую ревизию «Франкенштейна» Мэри Шелли. Героиня Эммы Стоун — Белла, результат эксперимента сумасшедшего ученого Годвина (Уиллем Дефо), соединившего тело молодой беременной женщины, прыгнувшей с моста, и мозг ее собственного нерожденного младенца. На определенном этапе своей эволюции героиня открывает для себя сексуальное наслаждение и сбегает из дома. Оказавшись в результате своих скитаний в Париже, Белла в поисках денег и жилья примыкает к местному борделю, где с помощью другой проституки знакомится с идеями социализма и свободной любви. Не будет преувеличением сказать, что «Бедные-несчастные» во многом держатся на исполнительнице главной роли. Абсолютно заслуженный «Оскар» — тому подтверждение.

Автор: Роман Дранников