Кадр из фильма «Статус: свободен»
Кадр из фильма «Статус: свободен»

Рекламный слоган «Статуса» – «Битва за Афину начнется 21 января». Героиню Елизаветы Боярской зовут Афина, и это единственная экзотическая деталь фильма. В остальном «Статус» – исключительный случай: фирменная романтическая комедия, бодрящая, как классика Голливуда, пережившая апгрейд, – а смотришь ее как реальную драматическую историю про жизнь – свою, друзей, знакомых. То есть никакой фальши, разъедающей 90% мировых (и 100% российских), ромкомов ни одной натужной шутки – даже из уст героя Никиты, освоившего непростую профессию стендап-комика. Конечно, «Статус» – респектабельный студийный проект, но сочинен и воплощен он с импровизационной раскованностью стендапа: старый как мир сюжет – девушка бросает парня (от обаятельного тридцатилетнего шалтая-болтая Афина уходит к основательному стоматологу – и это двойная боль, ведь дантисты отравляют жизнь Никиты с раннего детства) – звучит будто рассказ о том, что случилось с вашими друзьями буквально позавчера; и вы даже поверите (хотя бы на сто минут экранного времени), что выглядят они не хуже Боярской и ее партнера по фильму Данилы Козловского.

Кадр из фильма «Статус: свободен»
Кадр из фильма «Статус: свободен»

Несколько лет назад Павел Руминов проповедовал идею Naked Cinema, то есть обнаженного – безбюджетного и искреннего – кино, которое может (и даже должен) попробовать снять каждый, сколотив movie band с той же легкостью, с которой люди сбиваются в музыкальные группы. Руминов – режиссер гениальный, но доказать это обывателю, не слишком следящему за кинопроцессом, сразу не получится: крупнобюджетные проекты Руминова, хоррор «Мертвые дочери» и фарс «Обстоятельства», злоупотребляли формализмом, выхолащивавшим спонтанные эмоции, отчаянной мелодраме «Я буду рядом», победившей на «Кинотавре», не повезло с прокатом, а ее полная, четырехсерийная версия до сих пор не увидела свет. Ну а маленькие шедевры «Человек, который молчал», «Записка», «Визит мушкетера» или «Два часа» мало кто видел. Но теперь есть «Статус: свободен», фильм для самых больших залов, со звездами первой величины (Козловский, возможно, единственный актер, признание которого объединяет поколения – даже рэпер Pharaoh посвятил ему песню: «Я как Даня Козловский – суки хотят фото») – и при этом хрупкий и ценный. Как обычная жизнь. Да, а к выходу «Статуса» в прокат Руминов точно закончит новое кино – и это будет философское порно Love Machine. С