Фото: Михаил Шор

Новый завод

На первый взгляд, управлять погрузчиком весом в двадцать тонн не сложнее, чем обыкновенной легковушкой с автоматической коробкой передач. Во всяком случае — на скорости десять километров в час и в пределах небольшой асфальтовой площадки. Пока я стараюсь не снести огромной машиной стенку нового заводского цеха, рабочий завода «Борус», который на пару минут уступил мне место за рулем, рассказывает о ее достоинствах:

— Наш погрузчик намного комфортнее и удобнее в управлении, чем китайские аналоги: если проехаться на обеих машинах, это сразу становится ясно. За счет хорошей гидравлики все работает плавно, без рывков. Это особенно заметно, когда пользуешься рычагом управления подъема ковша, — рабочий слегка нажимает на небольшую ручку справа от водительского сидения, и здоровенный ковш спереди начинает ползти вверх, почти полностью закрывая обзор через лобовое стекло. — Руль тоже легко поворачивается, а у «китайцев» часто нужно прикладывать усилия, и вообще все дергается. И кондиционеры в кабинах у них не всегда стоят.

Фото: Михаил Шор

Сесть за руль фронтального погрузчика у меня получилось во время тест-драйва на открытии завода компании «Борус» в Красноярске — 8 августа здесь представили гостям линию по производству таких машин. Под брендом Borus предприятие будет выпускать погрузчики грузоподъемностью 3, 3,5, 5 и 8 тонн. На заводе производят цельные металлические детали и навесное оборудование, а также полностью собирают машины. Сейчас 64% комплектующих российского производства, остальные — из Китая, Турции, Белоруссии, но к 2025 году локализацию планируют поднять до 80%.

«Борус» — это дочернее предприятие финансово-промышленной группы «Карьерные машины», занимавшейся дистрибуцией спецтехники с 2003 года. Компания отделилась в 2019 году, когда появились планы запустить и собственное производство. «Борус» начинал с создания ножей — комплектующих для навесных отвалов для уборки снега, затем компания взялась и за само навесное оборудование — от ковшей и отвалов до лесозахватов, а теперь дело дошло и до машин.

Фото: Михаил Шор

— Запуск завода — это естественный и логичный шаг в развитии компании, — рассказывает на открытии предприятия его директор и основатель компании Павел Пестриков. — Мы хотим создать полноценную, сильную финансово-промышленную группу. Наша идея заключается в том, чтобы производить технику, продавать ее через собственную торгово-проводящую сеть, а также сдавать в лизинг. По такой схеме работают все мировые производители: Toyota, Caterpillar, Mercedes. Мы начали с продажи техники других производителей, создали торговую сеть из 25 филиалов по всей стране, запустили лизинг, и вот пришли к открытию завода.

Сейчас в новом цеху «Боруса» работает 47 человек, по плану директора компании, к концу 2025 года количество сотрудников увеличится до 150. К этому времени завод должен будет выпускать 200 погрузчиков в год и по 1000 элементов навесного оборудования, в этом году планируют закончить 30 машин. По словам Пестрикова, сейчас в России ежегодный спрос на фронтальные погрузчики составляет 10 000 машин, а предприятий, которые их производят, в стране два: UMG и «Ростсельмаш».

Фото: Михаил Шор

— У «Борус» уже есть заказ на 100 машин по госконтрактам, — говорит директор завода, — для начала продаж ждем документы от Министерства промышленности и торговли России, позволяющие работать по 44-ФЗ. На коммерческих условиях завод уже реализовал 5 машин. Цена на наши погрузчики сопоставима со средней стоимостью аналогичных китайских машин. Наша компания, кроме прочего, очень удобно расположена — в самом центре России, а конкуренты находятся в центральных регионах, поэтому логистика для нас будет дешевле и удобнее.

Удачный заем

Строительство завода началось с получения земли под проект, с этим помог город — предоставил 7 га, прилегающих к территории «Карьерных машин», где до этого был пустырь и свалка. Одновременно с этим Павел Пестриков и его коллеги начали искать деньги для запуска производства. Финансовый директор «Борус» Наталья Улитенко рассказывает: «Условия Фонда развития промышленности (ФРП) были для нас очень подходящим вариантом: заем со ставкой 1 и 3% годовых и отсрочкой погашения основного тела долга — это несравнимо более выгодно, чем условия, которые нам предложили бы в банке, — 14–17% годовых».

Фото: Михаил Шор

ФРП — созданный в 2014 году государственный институт развития, который предоставляет займы промышленным компаниям, работающим в направлении импортозамещения и создания технологичных производств. Фонд выдает льготные займы от 5 млн до 5 млрд руб. под 1 и 3% годовых на срок до 10 лет. ФРП финансирует проекты, связанные с импортозамещением, внедрением современных технологий и организацией производства компонентной базы в России.

Для получения заемных средств компания должна отправить в фонд заявку, а после ее одобрения и подбора программы кредитования — предоставить полный пакет документов о проекте. Если все бумаги в порядке, то проект рассматривает Экспертный совет — в него входят представители бизнеса, банковского сообщества, профессиональных и деловых объединений (Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», «Опоры России» и других). Решение по предоставлению займа принимается голосованием на заседании этого совета. Если запрашиваемая компанией сумма больше 950 млн руб., то проект должен получить еще одно одобрение — Наблюдательного совета, во главе которого министр промышленности и торговли России, а в составе — представители органов государственной власти и бизнеса. После согласования займа компания открывает в одном из уполномоченных банков счет, на который поступят деньги. Проведение всех операций по нему возможно только по согласованию с сотрудником ФРП — так фонд контролирует целевой расход предоставленных средств. Также каждый квартал заемщик готовит отчет по своим тратам и ходу реализации проекта.

Фото: Михаил Шор

В 2021 году «Борус» обратился в ФРП за займом в 200 млн рублей, и в декабре компания получила деньги на запуск производства. По словам Павла Пестрикова, закупку оборудования начали сразу же, отечественная продукция пришла уже через месяц, в январе, но из-за начала СВО с остальными поставками случилась задержка.

— Открытие завода откладывалось год из-за проблем с поставками: половина закупаемого оборудования была отечественная, остальное — из Китая, Тайваня, Турции, Кореи и Германии, — рассказывает Пестриков. — Из-за санкций с поставками из последних двух стран были трудности, но в конце концов все пришло. В дальнейшем будем стараться по-максимуму использовать отечественное оборудование. Конечно, японское и корейское оборудование очень хорошее, но его закупки — это сейчас слишком сложно и дорого.

Следующие этапы

На открытии завода «Борус» анонсируют следующие этапы развития предприятия: по словам Пестрикова, в начале 2024 года компания начнет готовить площадки под вторую и третью очереди строительства, каждая по 20 тыс. кв. м, летом планируют приступить к реализации проекта.

Фото: Михаил Шор

— Инвестиции в первый этап составили 500 млн руб., на вторую и третью очереди, по нашим расчетам, уйдет 2–3 млрд руб. За средствами мы также планируем обратиться в ФРП: займ на сопоставимых условиях получить где-то еще вряд ли возможно, — рассказывает про планы компании финансовый директор «Борус» Наталья Улитенко. — Кроме ФРП, на первую очередь мы получили от Российского фонда прямых инвестиций грант на 25 млн руб., от города — 12 млн руб. субсидий и рассчитываем получить еще 5 млн, это значительная поддержка, но все же масштабы другие.

По словам представителя ФРП, любая компания может подать в фонд заявку на заем по новому проекту, причем как по той же программе кредитования, так и по другой. «Наличие действующего займа не является стоп-фактором для получения нового. Наоборот, заемщик нам уже знаком, мы знаем его финансовое состояние, видим выручку, понимаем его рынок и каналы сбыта. Если по первому займу прошло два квартальных отчетных периода и финансовая дисциплина хорошая, а также первый проект реализуется успешно, то никаких ограничений на новую заявку нет», — уточняет сотрудник ФРП.

Фото: Михаил Шор

Сейчас под брендом Borus собирают фронтальные погрузчики по двум схемам. В первом случае машины собираются преимущественно из комплектующих отечественного производства. По такой схеме на заводе сейчас выпускают 3-, 3,5- и 5-тонные погрузчики. Во втором — основная часть запчастей и деталей машины поставляется из-за рубежа, а на заводе готовят металлические конструкции и собирают погрузчики — такая технология называется крупноузловая сборка — так делают машины грузоподъемностью 8 тонн. По словам директора завода, в ближайших планах компании наладить производство восьмитонных погрузчиков преимущественно из комплектующих отечественного производства и начать крупноузловую сборку экскаваторов, об этом уже есть договоренности с поставщиками из Турции.

— На одном заводе нельзя делать все, — говорит Пестриков. — В Советском Союзе так было: и болты, и фары, и шины — все производили в одном месте, но такой подход не оправдывает себя, сейчас должна работать кооперация [с другими производителями]. Наш завод сотрудничает с семью предприятиями только в Красноярске: кто-то делает нам электрику, кто-то литье, кто-то болты. Мы сами работаем с металлом: очищаем его, обрабатываем, режем, готовим заготовку и делаем из нее рамы фронтального погрузчика, кабины, втулки, а затем полностью собираем машину.

Фото: Михаил Шор

«Запуск завода “Борус” важен не только в контексте ухода других поставщиков с российского рынка и создания новых рабочих мест, но и потому что это дополнительный портфель заказов для смежных российских производств», — говорит представитель ФРП.

Автор: Денис Бондарев