От Linkin Park до Михаила Круга

Если за прошлый год продажи виниловых пластинок в России выросли более чем на 50%, то по сравнению с 2020-м — на 296%, или почти в четыре раза. Сервис «Чек Индекса» называет и средний чек покупки в 2022-м — это 2,5 тысячи рублей. Рост — 18% год к году.

Рост популярности винила заметен не только в России. В США, например, продажи пластинок впервые с конца 1980-х обогнали реализацию CD. За 2021 год в Штатах было продано почти 42 млн виниловых пластинок — это на 51% больше, чем в 2020-м. По итогам 2021 года на винил приходилось больше трети всей проданной музыки и 50% продаж музыки на физических носителях. Популярность винила, как пишут СМИ, подтолкнула группу Metallica к идее купить завод, выпускающий их пластинки.

Сейлеры «ВинилМаркет», Ozon и Wildberries рассказывают, что на виниле россияне в основном покупают рок и поп-музыку, джаз и даже шансон. Самые популярные зарубежные исполнители — Pink Floyd, Beatles, Nirvana, Depeche Mode, Queen и Linkin Park. Среди российских музыкантов на виниле чаще всего приобретают группу «Би-2» и Михаила Круга.

Меломаны из США покупают Билли Айлиш, Гарри Стайлса, Лиама Галлахера, а также Адель и Тейлор Свифт.

Фото: Mick Haupt / Unsplash

Мода на ретро и качественный звук

В Ozon объясняют рост продаж пластинок в том числе особенным звучанием, «которое сложно повторить при цифровой записи». Музыкальные блогеры разъясняют, что «теплый» или, как часто говорят, «ламповый» звук получается из-за отсутствия сжатия качества трека, как это происходит, например, при загрузке композиции на цифровой носитель.

Журналисты замечают, что приобретение винила теперь обусловлено сознательным выбором, а не необходимостью слушать музыку только с помощью аналоговой техники.

Доступность техники для прослушивания немало повлияла на рост популярности винила. Директор по маркетингу дистрибьютора аудиотехники Overton.ru Михаил Новиков объясняет, что хороший по звуку проигрыватель сегодня можно купить от 20 до 25 тысяч рублей. Раньше цены на подобную аппаратуру были значительно выше.

Музыкальный журналист и дирижер Евгений Сафронов замечает, что сегмент виниловых пластинок относится в том числе к индустрии моды и стиля, а сами пластинки часто выступают в качестве украшения интерьера. С пластинкой человек покупает одновременно и «картину». А TikTok-тренд Prove not everything can be an album cover только подтверждает догадку о визуальной приязни потребителя музыки к обложкам.

Подготовил Георгий Ахвледиани