Социологи в рамках исследования предлагали участникам примеры конкретных ситуаций, в которых они должны были представить себя на месте полицейского, тюремщика или сотрудника психиатрической больницы и решить, насколько оправданно или необходимо применение насилия. Кейсы, использованные при опросе, — реальные случаи из правозащитной практики «Общественного вердикта». По большинству из них идет или шло официальное разбирательство, по словам руководителя исследовательских программ фонда Асмик Новикова.

Доля респондентов, допускающих насилие, выросла на 5–6 процентов по некоторым кейсам, отметила Новикова.

В этом году появился новый кейс — о применении силы к участникам несанкционированного митинга, которые не устраивают беспорядков, но отказываются расходиться. 12 процентов респондентов согласились с необходимостью задействовать силовые методы. А 25 процентов считают допустимым «незначительные нарушения закона» со стороны властей.

Почему это важно:

Тенденция связана с «опривычиванием» насилия и его более широким, чем раньше, освещением в СМИ. Социологи утверждают, что привлечение внимания к проблемам насилия делает его для аудитории более обыденным, а значит, приемлемым.

Что еще известно:

Опрошенные, которые имеют высшее образование и действующий загранпаспорт, чаще демонстрируют неприятие «незначительных нарушений закона» со стороны властей, чем люди без высшего образования и загранпаспорта, по данным социологов.

Еще один фактор, связанный с отношением человека к насилию, — собственный опыт насилия со стороны властей: при прочих равных такие респонденты реже высказывались за допустимость применения силы.