Кроме уже утвержденных лекарств, сигарет и одежды, маркировать начнут готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, бытовую химию, косметику, безалкогольные напитки и молочные продукты.

Власти планируют до 2024 года ввести маркировку на всех потребительских товарах. Ожидается, что это поможет в борьбе с контрафактом и уклонением от налогов.

Что еще известно:

Разработкой системы маркировки займется ЦРПТ. 50 процентов компании принадлежат структурам миллиардера Алишера Усманова, еще по 25 процентов — у госкорпорации «Ростех» и основателя сети «Магнит» Сергея Галицкого.

ЦРПТ будет получать 50 копеек за маркировку каждого товара, за исключением жизненно необходимых лекарств дешевле 20 рубле. Их промаркируют бесплатно.

Расходы на создание системы превысят 200 миллиардов рублей. Государство готово частично компенсировать потери ЦРПТ в отдельных случаях. Например, если вырастет общая налоговая нагрузка, правительство не примет вовремя необходимые для проекта документы или введет дополнительные льготы. Также компания будет защищена от резкого роста инфляции и ключевой ставки.

Почему это важно:

Опрошенные «Ведомостями» представители бизнеса идею не поддерживают. Маркировка товаров повседневного спроса не всегда экономически оправданна, считают международные компании, входящие в Консультативный совет по иностранным инвестициям. 

Они опасаются, что из-за новых маркировок снизится конкурентоспособность, вырастет себестоимость и замедлятся производство и перевозка.

Не ясно, как маркировать мясо, которое было упаковано и разделывается в магазине — каждый кусочек или только упаковку, а также зачем вводить дополнительную маркировку при наличии электронной ветсертификации, отмечает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. 

Для мяса и мясопродуктов уже работает система «Меркурий», напомнил главный аналитик компании Андрей Дальнов. По его словам, издержки от внедрения маркировки будут велики — только оборудование обойдется в сотни тысяч евро.