Членов организаций беспокоят репутационные потери ВШЭ из-за решения комиссии ученого совета по академической этике, а также то, что «подобные призывы, — покаяться, дезавуировать, а там, глядишь, и отмежеваться — станут повсеместными в наших современных политических реалиях».

Если главные вузы страны будут отказывать своим преподавателям и студентам в возможности свободно выражать свое мнение, то «наш завтрашний день перестанет отличаться от позавчерашнего», отметили правозащитники, литераторы, журналисты и блогеры.

«Нам казалось, что советская традиция вынуждать к покаянию перед партией и народом самых ярких, талантливых, независимых, — осталась в далеком прошлом. (...) Какими станут 20-е годы нынешнего века, зависит от нас, в том числе и от нашей готовности отстаивать право ученого на свободное высказывание», — говорится в обращении. 

Что произошло:

29 октября Гусейнов написал в своем фейсбуке пост о современном русском языке: «Почему некоторым россиянам кажется, что русским в Украине невмоготу выучить к своему русскому еще и украинский? Потому что, приехав, например, в Берлин, эти умные люди не удивляются, увидев в тамошних киосках газеты не только на немецком, но и на русском и турецком, сербском и французском, греческом и польском, английском и итальянском. А в Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, кыргызов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днем с огнем найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна». Позже высказывание удалила администрация соцсети. 

Пост Гусейнова встретили критически и процитировали некоторые СМИ. Филологу пришлось объяснять, что он считает русский язык прекрасным. Но, по его словам, сейчас на нем «говорят грязно, ругаются и врут на каждом шагу», а также «не умеют пользоваться и злоупотребляют» языком.

Реакция:

7 ноября в ВШЭ прошло заседание комиссии ученого совета вуза по академической этике. Члены совета рекомендовали профессору публично извиниться «за сознательное распространение непродуманных и безответственных высказываний» и «дезавуировать» их.  

В ответ Гусейнов пояснил, что все объяснения по поводу поста, он уже дал. «Не уверен, что было бы этично и с моей стороны откликаться на решения относительно моей персоны, которыми комиссия по этике решила поделиться со мной через СМИ», — сказал Гусейнов.